Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Методология конструирования машин

Публикация:
   Особенности создания машин в условиях международного экономического и научно-технического сотрудничества

Читать далее:




Особенности создания машин в условиях международного экономического и научно-технического сотрудничества

Замыкание науки и техники в рамках одного государства ведет к нерациональному расходованию сил и средств на дублирование научных исследований и конструкторских разработок, снижению темпов научно-технического прогресса и сужению потока нововведений и усовершенствований по всем направлениям.

Международное разделение труда и кооперирование как в области производства, так и в области опытно-конструкторских разработок ускоряет создание машин.

В большинстве промышленно развитых стран мира наблюдается устойчивый рост расходов на научно-исследовательские и конструкторские работы.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:


Так, расходы на научные исследования и конструкторские работы в США за 15 лет (1953—1968 гг.) увеличились с 5,2 до 25 млрд. долл., причем за последние 4 года израсходовано 96,5 млрд. долл. или почти 40% всех расходов за 1953—1968 гг. В ФРГ за 9 лет (1959—1968 гг.) эти расходы увеличивались ежегодно более чем на I млрд. марок, в Японии за те же годы — более чем на 60 млрд. иен.

Темпы качественных изменений орудий труда и средств производства требуют таких расходов на научные исследования и конструкторские работы, которые в ряде случаев превышают возможности одной страны.

В докладе ООН «Политика и средства обеспечения технического прогресса» этот вопрос нашел следующее отражение. «Как бы ни были велики ресурсы, которые любое отдельное государство выделяет в настоящее время для научных исследований, они являются ограниченными по сравнению с масштабами современной научной работы. Все более многочисленными становятся направления, где сложность и стоимость исследований превышает экономические и людские ресурсы любой страны, что вызывает необходимость ограничения областей исследования и распределения ресурсов на основе научной политики, рационально скоординированной с экономической политикой… Развитие международного сотрудничества в области научных исследований представляет реальную и эффективную возможность расширения области исследований в пределах ограниченных людских и экономических ресурсов… Международное сотрудничество представляет для большинства стран главную возможность организации активных исследований и обеспечения выгодных позиций в тех научно-технических направлениях, которые признаются ключевыми и имеющими наибольшие шансы на успех».

Эти обстоятельства породили новую форму международного сотрудничества — торговлю патентами и лицензиями, направленную на исключение дублирования научных исследований и конструкторских разработок, на рациональное расходование средств и сил, а также на снижение расходов при максимальной эффективности решения хозяйственных задач.

Наша страна имеет с зарубежными странами многочисленные экономические связи, включающие разнообразные формы взаимовыгодного научно-технического сотрудничества.

Выступая с докладом на XXV съезде КПСС Л. И. Брежнев указывал: «Одна из особенностей нашего времени — растущее использование международного разделения труда для развития каждой страны, независимо от ее богатства и достигнутого ею экономического уровня. Мы, как и другие государства, стремимся использовать преимущества, которые дают внешнеэкономические связи, в целях мобилизации дополнительных возможностей для успешного решения хозяйственных задач и выигрыша времени, для повышения эффективности производства и ускорения прогресса науки и техники».

Во внешнеэкономических связях международная торговля патентами и лицензиями для нашей страны имеет весьма важное значение. В современный период темпы технического прогресса и повышения эффективности промышленного производства во многом зависят не от количества, а от качества новой техники, новых технологических процессов и материалов. Закупка лицензий ускоряет технический прогресс и повышает эффективность общественного производства в тех областях науки и техники, уровень развития которых ниже уровня, достигнутого в других странах.

Так, научно-техническая революция в Японии осуществлялась в основном на базе приобретенных лицензий. Закупка лицензий японскими промышленниками была одним из факторов высоких темпов экономического роста, резкого увеличения экспорта и повышения конкурентоспособности японских товаров на мировом рын-Кй. С начала 60-х годов 20—30% всех новых капиталовложений в Японии связано с закупкой иностранных научно-технических исследований. С 1950 по 1960 гг. производство продукции по лицензиям возрастало в среднем на 72%, что способствовало высоким темпам развития всей экономики Японии (в среднем 20—21% прироста в год). Поэтому, если в 1950 г. Япония по своему техническому уровню отставала от США по оценкам японской и американской печати на 20—30 лет, то к 1960 г. —уже на 10—15 лет. При этом ее расходы на исследовательские и конструкторские работы были в несколько десятков раз меньше, чем США.

На XXIII съезде КПСС Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин в своем докладе отметил: «До последнего времени у нас недооценивалось значение торговли патентами и лицензиями. Между тем во всем мире эта торговля играет все более заметную роль и развивается быстрее, чем торговля промышленными товарами. Наши научные и технические кадры способны создавать — и это доказано на практике — совершенные машины и оборудование. Поэтому мы можем и должны занять достойное место на мировом рынке лицензий».

Советский Союз начал продажу лицензий в промышленно развитые страны сравнительно недавно. Но уже сегодня по советским лицензиям производятся различные изделия во Франции, Англии, Японии, ФРГ, США, Швеции, Финляндии и других странах.

Продажа лицензий является выгодной коммерческой операцией, обеспечивающей валютные поступления. В мире к 1966 г. действовало около 40 тыс. лицензионных соглашений, оборот по которым приближался к 1,5 млрд. долл. в год, в 1970 г. — 90 тыс. лицензионных соглашений, за покупку которых было уплачено 2,6 млрд. долл.; при этом чистая прибыль продавцов лицензий составила 2,13 млрд. долл.

В «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы» указывается следующее: «Улучшать структуру внешнеторгового оборота на основе роста производства, повышения качества и конкурентоспособности экспортной продукции, а также за счет импорта товаров, наиболее эффективно способствующих развитию народного хозяйства СССР. Увеличить продажу и закупку лицензий и другой технической документации. Расширять внедрение новых форм взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества, в том числе осуществление совместных проектов».

Непосредственное участие в выполнении этих задач требует от конструктора знания законоположений о промышленной собственности, так как иначе вся их работа может оказаться неэффективной, а в некоторых случаях даже нанести прямой или косвенный материальный ущерб государству.

При разработке новых конструкций должна соблюдаться их патентная чистота, конструкторы должны иметь знания в этой области во избежание нарушения права патентовладельца. Особенно это важно сейчас, когда значительно расширяются международные экономические связи нашей страны, растет объем нашего экспорта, изменяется его структура (с каждым годом все большее место занимают машины, механизмы, оборудование, приборы), развивается торговля лицензиями на советские научно-технические разработки.

Большинство стран мира имеет патентные законодательства, определяющие понятия промышленной собственности. С развитием международных связей в 50—60-х годах нашего столетия в целях удобства международной торговли машинами и лицензиями почти все страны мира провели в своих патентных законоположениях определенную унификацию, однако эти законоположения в каждой стране до сих пор имеют специфические отличия, которые должны учитываться/

Аналогичные особенности имеют лицензионные соглашения. В них предметом торговых сделок, как правило, являются научно-технические достижения, промышленные образцы и товарные знаки, защищенные соответствующими патентами или свидетельствами, права на использование которых передаются в соответствии с условием лицензионного договора вместе с необходимым объемом технической документации, знаний, опыта, образцов и других сведений для обеспечения эффективного использования лицензий.

Поэтому современному конструктору необходимо ориентироваться в научно-технических достижениях, которые защищены надлежащими патентами или свидетельствами в соответствующих странах.

В СССР, как и в большинстве других стран пользуются юридической защитой следующие научно-технические достижения.

Открытие — установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей свойств и явлений материального мира. Оно должно быть экспериментально подтверждено и являться новым для науки во всем мире.

На открытия Комитетом по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР выдается диплом, обеспечивающий авторам правовую государственную защиту.

Изобретение — отличающееся существенной новизной решение технической аадачи в любой области народного хозяйства, культуры, здравоохранения или обороны, дающее положительный эффект.

На изобретение в СССР выдается патент или авторское свидетельство Комитетом по делам изобретений, т. е. законодательством предусмотрен двойной вид защиты изобретений. Авторское свидетельство бессрочно; патент, выданный в Советском Союзе, действует 15 лет.

Промышленный образец — новое промышленное решение изделия, например, новая модель мотороллера, стиральной машины и т. д. На него выдается патент или авторское свидетельство. Авторское свидетельство бессрочно, а патент действует 5 лет, но может быть продлен после окончания первого срока еще на 5 лет.

Товарный знак — оригинально оформленный отличительный знак с каким-нибудь условным изображением, помещаемый фирмой или предприятием-изготовителем на изделии для его индивидуализации, например, значок на радиаторе автомобиля.

На него выдается авторское свидетельство на право исключительного использовния организацией или предприятием, выпускающим или продающим какие-либо изделия.

В некоторых странах (ФРГ, ПНР и др.) существует еще один вид промышленной собственности — «полезные модели». Это, как правило, конструктивные решения каких-либо изделий, не обладающие существенной новизной как изобретения, но имеющие оригинальность. На них также выдаются патенты со сроком действия не более 3—5 лет.

Объект промышленной собственности охраняется только в стране, где на него выдан патент или свидетельство. В другой стране этот объект может быть без разрешения автора безвозмездно воспроизведен и использован. Поэтому в современных условиях новые конструкции машин, механизмов и других изделий часто патентуются или регистрируются в нескольких странах .главным образом в тех, где они могут быть реализованы.

В практике лицензионной торговли известны и другие виды промышленной собственности, являющиеся предметом торговых сделок и получившие название «НОУ-ХАУ» — научно-технические достижения, не охраняемые юридически и представляющие собой конструкторские и технологические секреты. Тем не менее торговля «НОУ-ХАУ» является важной статьей доходов, так как число лицензионных соглашений на них растет быстрее, чем число патентных соглашений.

Исходя из этих условий, в практику конструкторской работы введены понятия «патентоспособность» и «патентная чистота», отражающие различные правовые стороны вновь созданных современных машин. Патентоспособность есть свойство технического предложения (технического решения), закладываемого в конструкцию машины, без которого это предложение (решение) не может быть признано изобретением в одной или нескольких странах на основании действующих законов. Патентная чистота— это понятие, неразрывно связанное с сущностью патентной системы. Патентно-чистыми называют конструкции, не содержащие элементов запатентованных в стране, где они могут быть проданы.

Вследствие того, что в различных странах законоположения о промышленной собственности имеют особенности, один и тот же объект в различных странах имеет различные патентоспособность и патентную чистоту.

Так, объект может быть патентоспособен в стране, где от него требуется локальная новизна, но не быть патентоспособным в стране, где требуется абсолютная новизна, т. е. отсутствие патентов на подобный объект во всех странах. Аналогично, объект может быть патентно-чистым в странах, где нет действующих патентов на подобные объекты, и не быть патентно-чистым в странах, где такие патенты имеются.

Абсолютно патентоспособны объекты, на которые в любой стране могут быть получены патенты, т. е. если их технические решения обладают абсолютной новизной, а абсолютной патентной чистотой обладают объекты, все технические решения которых обладают абсолютной новизной (т. е. патентоспособны) либо широко известны и открыто применяются в течение времени, выходящего за пределы действия патентов.

Патентная чистота вновь созданных машин устанавливается патентной экспертизой на основании законоположений о промышленной собственности, действующих в СССР и за рубежом.

Однако основная работа в этой области выполняется конструкторами, так как только они могут найти в процессе разработки машины оригинальное техническое решение, которое может быть запатентовано, или убедиться, что принятое техническое решение уже запатентовано.

На конструкторов и на конструкторские организации в целом возлагаются дополнительные функции, связанные с осуществлением патентно-лицензионной политики, например, заполнение патентных формуляров на разработанную машину. Такие формуляры составляются конструкторами-разработчиками машин на основании данных патентной экспертизы и являются официальными документами, свидетельствующими о патентоспособности и патентной чистоте этих машин. Форма и содержание такого формуляра, являющегося неотъемлемой частью конструкторского проекта машины, установлены ГОСТ 2. 110—68. Конструкторские организации должны также при формировании планов создания современных машин одновременно рассматривать вопросы технико-экономической целесообразности закупок лицензий на аналогичные изделия, созданные за рубежом.

Целесообразность таких закупок диктуется многими соображениями. Прежде всего приобретение лицензий взамен собственных разработок, как правило, дает возможность сокращать трудовые, материальные и финансовые затраты в 4—5 раз. Особенно выгодно приобретать лицензии в случаях, когда необходимо ликвидировать резкое отставание от мирового уровня в производстве каких-либо машин. В таких случаях закупка лицензий позволяет вести дальнейшие конструкторские разработки от уровня достижений мировой техники, что в перспективе позволит занять ведущее место в области конструирования машин этого типа, развернуть продажу собственных лицензий и возместить валютные затраты на закупленные лицензии.

Из всего изложенного видно, что в современной обстановке конструктор уже не может вести свою работу с гарантированным успехом без тщательного повседневного изучения и творческого использования достоверной патентной информации, ставшей важнейшим ориентиром в экспортной и лицензионной политике.

В СССР создана система специализированных организаций и учреждений для обеспечения конструкторских бюро необходимой патентной информацией и правовой защиты создаваемой техники как в нашей стране, так и за рубежом.

Конструкторские организации имеют соответствующие службы, в обязанности которых входят подбор, систематизация и доведение до конструкторов и других специалистов-разработчиков информации по необходимым для их работы вопросам. Помимо этих служб подбором патентной информации по отраслям и доведением ее до специалистов-разработчиков занимаются различные территориальные и ведомственные институты научно-технической информации.

Тем не менее современный конструктор должен самостоятельно знакомиться с технической, справочной и различной информационной литературой, проектами, каталогами и материалами промыщ. ленных выставок и ярмарок.

Патентная информация может быть полноценной и действенной только в случае, когда она носит централизованный характер. Поэтому в общесоюзном масштабе вся патентная информация сосредоточена в системе Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий, имеющей в своем составе головную организацию — Центральный научно-исследовательский институт патентной информации и технико-экономических исследований (ЦНИИПИ). В деятельности ЦНИИПИ можно выделить четыре основных направления: научные исследования по актуальным проблемам патентной информации и патентного права; прогнозирование развития техники; подготовка и выпуск информационных материалов и обеспечение ими в первую очередь государственной патентной экспертизы; справочно-информацион-ное обслуживание и оказание патентных услуг научно-исследовательским и конструкторским организациям. ЦНИИПИ имеет справочно-информационпый центр на ВДНХ.

Деятельность ЦНИИПИ тесно связана с работой общегосударственного хранилища патентного фонда — Всесоюзной патентно-технической библиотеки (ВПТБ) Госкомитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий, располагающей патентными материалами практически по всем странам. ВПТБ является публичной библиотекой для экспертов при проведении государственной патентной экспертизы и научно-методической базой для комплектования территориальных и отраслевых патентных фондов.

Бюльшую практическую помощь конструкторским организациям при получении копий патентной документации и информационных материалов оказывает производственно-полиграфическое предприятие «Патент», находящееся в ведении Госкомитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий. Это предприятие имеет более 20 филиалов в различных городах страны и центр патентных услуг на ВДНХ, который дает бесплатные консультации посетителям этой выставки по всем вопросам патент-ного дела.

Организации Госкомитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий функционально связаны с территориальными патентными фондами(ТПФ) и отраслевыми патентными фондами (ОПФ) (рис. 1).

Разнообразие законоположений о промышленной собственности в странах мира требует особого внимания к патентной чистоте и патентоспособности новых машин при решении вопросов их экспортирования на выставках и ярмарках, поставки по экспорту или продажи за границу лицензий на право их производства и вызывает необходимость дополнительных патентных экспертиз. Для проведения дополнительных экспертиз ранее составленных патентных формуляров конструкторским организациям целесообразно привлекать соответствующие организации Госкомитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий, которому предоставлено право решать вопросы патентования за рубежом.

Рис. 3 Функциональная схема связи организаций Госкомитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий с ТПФ и ОПФ

Эта работа является весьма сложной и ответственной, так как за период с момента оформления патентного формуляра патентные фонды зарубежных стран могут значительно измениться, что окажет влияние на патентную чистоту машины.

Такого рода услуги конструкторским организациям оказывает Всесоюзный центр патентных услуг (ВЦПУ) Госкомитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий. Эта хозрасчетная организация наряду с патентной проверкой подготавливает технические заявки с учетом требований тех или иных стран.

Патентование машин в зарубежных странах весьма дорого, поэтому его следует производить только в странах, где в перспективе эти патенты могут быть реализованы путем экспортных поставок машин или продажи лицензий. Факт патентования машины еще не означает решения вопроса о продаже на нее лицензии или поставки ее по экспорту. По существующему порядку такие вопросы могут решаться только Госкомитетом Совета Министров СССР по науке и технике с последующим закреплением соответствующих торговых сделок со странами, покупающими машины или лицензии на них, через Министерство внешней торговли СССР.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Методология конструирования машин

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Особенности создания машин в условиях международного экономического и научно-технического сотрудничества"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства