Контактором называется электрический аппарат для замыканий и размыканий силовых цепей, приводимый в действие с помощью электромагнита.
В зависимости от рода тока различают контакторы постоянного и переменного тока. По числу одновременно переключаемых цепей контакторы разделяют на одно- и многополюсные. Контакторы постоянного тока выпускаются одно- и двухполюсными, а переменного двух, трех- и четырехполюсными.
Трехполюсной контактор переменного тока состоит из магнитной системы, системы главных контактов и системы блок-контактов. Магнитная система включает в себя неподвижную часть (сердечник), катушку и подвижную часть (якорь). Якорь и сердечник склепаны из тонких пластин электротехнической стали для уменьшения нагрева и потерь от вихревых потоков. Система главных контактов состоит из неподвижных и подвижных контактов, к которым подведены провода переключаемой цепи. Подвижные контакты укреплены на одном валу с якорем. Блок-контакты служат для различных электрических переключений в цепи управления, в которую включена катушка контактора. Главные контакты делают массивными, рассчитанными на большой ток, а блок-контакты — небольшими, так как в цепи управления ток не превышает 5… 10 А.
При размыкании электрических цепей, находящихся под нагрузкой, между силовыми контактами контактора возникает электрическая дуга, которая вызывает ускоренный износ контактов и даже разрушает их. Для сокращения времени горения дуги применяются различные системы принудительного дугогашения. Силовые контакты контактора заключают в дугогасительную камеру из огнестойкого материала. Камера служит для охлаждения и гашения дуги и предотвращает переброс ее на соседние аппараты или заземленные части.
В контакторах и других аппаратах для дугогашения применяют систему последовательного магнитного дутья, при которой ток цепи проходит от неподвижного контакта к подвижному через дугогасительную катушку, укрепленную на неподвижном контакте в дуго-гасительной камере. Внутри камеры создается магнитное поле, в зоне которого находятся контакты. Дуга, образовавшаяся при размыкании контактов, взаимодействует с магнитным полем и «загоняется» в дугогасительную камеру. Дугогасительные камеры в этом случае имеют щелевую конструкцию. В контакторах переменного тока с небольшой частотой включения применяют камеры с дугогасительной решеткой. Возникающая на контактах дуга выдувается на пластины решетки, быстро охлаждается и гаснет.
Если мощность контактов небольшая, то принудительного гашения дуги не применяют, но между полюсами контактора ставят перегородки, препятствующие перебросу дуги на контакты соседних полюсов.
Работа контакторов со снятыми дугогасительными камерами недопустима.
На кранах контакторы используются в магнитных контроллерах, в качестве линейных контакторов цепи защиты и в реверсорах.
Реверсор состоит из двух двухполюсных контакторов, установленных в общем кожухе на рейке или панели. Контакторы реверсора защищены от одновременного включения механической и электрической блокировками. Цепи катушек контакторов у реверсора замыкаются контактами управления кулачкового контроллера, а главные контакты контакторов включены в силовую цепь и с их помощью переключаются фазы статорных цепей двигателей. Реверсоры чаще всего применяют совместно с кулачковыми контроллерами, когда последние управляют двумя одновременно работающими, механически связанными двигателями, например механизма передвижения крана.
Магнитным пускателем называется малогабаритный контактор специального исполнения, предназначенный для пуска, остановки и реверсирования асинхронных короткозамкнутых двигателей, а также для коммутации (замыкания и размыкания) других электрических цепей. Магнитный пускатель может иметь встроенные тепловые реле для защиты замыкаемой электрической цепи от перегрузок.
На кранах пускатели применяются для управления короткозамкнутыми двигателями, в магнитных контроллерах и для коммутации других силовых цепей.
Основным комплектующим аппаратом магнитных контроллеров, крановых (защитных) и реверсивных панелей является контактор — аппарат, замыкающий и размыкающий силовые цепи при дистанционном управлении. В крановом электроприводе применяют контракторы только с электромагнитным приводом.
Рис. 87. Контактор типа КТ6000:
а — внешний вид, б — установка короткозамкнутого витка; 1 — основание, 2 — опора, 3 — вспомогательные контакты, 4 — контактный рычаг, 5 —неподвижный контакт, 6 — главный вал, 7 — электромагнит, 8 — «ярмо» магнита, 9 — короткозамкнутый виток
Подвижные дугообразные контакты собраны на валу и при замыкании перекатываются по поверхностям неподвижных контактов. Привод вала осуществляет электромагнит, установленный сбоку от контактной группы (рис. 87, а). Все контакторы серии КТ (КТ 6000 и КТ 64) разработаны на основе одних и тех же конструктивных принципов и работают на переменном токе.
Главные контакты имеют мощную дугогасительную систему с электромагнитным гашением. По числу одновременно переключаемых цепей контакторы делят на одно- и многополюсные. Контакторы переменного тока выпускают двух-, трех- и четырехполюсны- ми. Кроме главных контактов контактор имеет группу вспомогательных контактов (замыкающих и размыкающих), количество которых в процессе эксплуатации может быть изменено в соответствии со схемой включения электроаппаратуры.
Для обеспечения надежной работы электромагнита при питании его переменным током на торцах ярма электромагнита уложен короткозамкнутый виток в виде латунной рамки, охватывающий часть магнитопровода (рис. 87, б). В коротко- замкнутом витке индуктируется ток (как во вторичной обмотке трансформатора), создающий дополнительный магнитный поток, который исключает вибрацию якоря электромагнита. Нормальная работа электромагнита характеризуется легким гудением аппарата.
Рис. 89. Реверсор ДР-160УЗ:
1 — доска зажимов, 2 — механическая блокировка, 3 — корпус, 4 — контактор
В крановых электроприводах широко распространены пускатели типа ПМЕ-200 № ПАЕ-300 на рабочий ток 25 и 40 А соответственно. Основное отличие пускателя типа ПМЕ от контактора обычного исполнения состоит в том, что его якорь не поворачивается при срабатывании магнита, а движется поступательно вместе с подвижными контактами в специальных направляющих (рис. 88).
Рис. 88. Магнитный пускатель ПМЕ-211:
Для изменения направления рабочего движения крановых механизмов, приводимых в дейстие от асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором, в комплексе с кулачковыми контроллерами или пусковыми кнопками применяют специальные контакторы-реверсоры типа ТР-160УЗ или ДР-160УЗ (рис. 89). Реверсор состоит из двух двухполюсных контакторов, цепи управления которых замыкают кулачковым командоконтроллером, а главные контакты переключают фазы статорных цепей электродвигателя. Оба контактора размещены в одном корпусе и имеют взаимную электрическую и механическую блокировки, не позволяющие включать их одновременно.
На кранах реверсоры,-как правило, применяют для управления: силовыми контроллерами двумя одновременно работающими и механически связанными двигателями, например механизма передвижения крана.
Рис. 90. Аппараты для нечастой коммутации электрических цепей:
а — силовой распределительный ящик, б — блок предохранитель-выключатель; 1— шкаф, 2 — рубильник, 3 — рукоятка, 4 — предохранители, 5 —контактные губки, 6 — рычажная система, 7— подвижный нож- предохранитель
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Контакторы и магнитные пускатели"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы