Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобиль ЗАЗ-1102 - Таврия

Публикация:
   Контрольно-измерительные приборы ЗАЗ-1102

Читать далее:




Контрольно-измерительные приборы ЗАЗ-1102

Автомобиль оборудован комбинацией приборов типа 20.3801, в которую входят:
— спидометр, имеющий стрелочный указатель скорости индукционного типа с предельным измерением до 160 км/ч, и суммарный счетчик пройденного пути с предельным измерением до 99 999,9 км;
— приемник указателя уровня топлива дистанционного типа, электромагнитного принципа действия, работающего в комплекте с соответствующим датчиком, установленным на топливном баке автомобиля;
— приемник указателя температуры масла с пределами измерения 40… 120 °С, работающего в комплекте с датчиком, установленным в системе смазки двигателя.

В центре комбинации приборов.снизу вверх расположены контрольные лампы следующих приборов:
— заряда аккумуляторной батареи. Загорается красным светом при включении зажигания, гаснет сразу же после пуска двигателя. Если лампа горит при работающем двигателе, это указывает на слабое натяжение ремня вентилятора или на неисправность генератора;
— недостаточного давления масла в системе смазки двигателя. Загорается красным светом при включении зажигания. После пуска двигателя при повышении частоты вращения коленчатого вала выше минимальной лампа должна гаснуть;
— включения указателей поворотов. Загорается зеленым мигающим светом при включенном зажигании, если рычаг включения находится в крайнем верхнем или нижнем положении;
— сигнализация аварийного состояния рабочей тормозной системы. Загорается постоянным красным светом, если включено зажигание и уровень жидкости в бачке опустился ниже допустимого предела. Если рычаг стояночного тормоза снабжен выключателем, то при включенном зажигании и поднятом рычаге стояночного тормоза контрольная лампа загорается сигнализируя водителю, что стояночный тормоз включен;
— дальнего света фар. Имеет синий светофильтр. Загорается при включении выключателя наружного освещения и положении рычага переключателя света фар в нижнем положении.

Схема соединений комбинации приборов показана на рис. 1.

Снятие и установка контрольно-измерительных приборов. Во избежание короткого замыкания и повреждения приборов перед снятием их с панели приборов нужно обесточить проводку, для чего снять провод с массового штыря аккумуляторной батареи.

Крепится комбинация приборов на панели приборов с помощью четырех винтов и пластинчатых гаек. Для снятия комбинации приборов необходимо с моторного отсека отвернуть накидную гайку крепления гибкого вала спидометра к приводу, расположенному на главной передаче, затем, отвернув четыре винта, вытянуть комбинацию с панели приборов. Отвернуть накидную гайку гибкого вала от спидометра и, отсоединив штекерные колодки, снять комбинацию приборов.

Для разборки комбинации приборов и получения доступа к спидометру и приборам необходимо отвернуть винты, Менять стекло с экраном, затем снять спидометр и приборы. Аккуратно, стараясь не погнуть ось, снять стрелку спидометра с оси и, отвернув два винта, снять шкалу спидометра со стеклом.

Рис. 1. Комбинация приборов:
1 – спидометр; 2 — контрольная лампа дальнего света фар; 3 — контрольная лампа сигнализации аварийного состояния рабочей тормозной системы; 4 – контрольная лампа включения указателей поворотов; 5 – приемник указателя уровня топлива; 6 – приемник указателя температуры масла; 7 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 8 – контрольная лампа недостаточного давления масла

Сборка комбинации приборов и установка на панель производятся в обратной последовательности.

Спидометр состоит из указателя скорости движения и суммарного счетчика пройденного пути.

Механизм указателя скорости состоит из постоянного магнита, напрессованного на приводном валике, и алюминиевой картушки, укрепленной на оси. На верхнем конце оси расположена стрелка указателя скорости, а в средней части оси напрессована втулка со спиральной пружиной (волоском). Внутренний конец пружины укреплен на втулке, а наружный – на пластине, служащей для регулировки натяжения пружины при заводской регулировке указателя скорости.

Рис. 2. Схема соединения комбинации приборов:
1 — комбинация приборов; 2 — блок предохранителей; 3 — выключатель наружного освещения; 4 — датчик аварийного давления масла; 5 — датчик температуры охлаждающей жидкости ТМ100-А; 6 — реле контроля заряда аккумулятора РС702; 7 — датчик уровня топлива 22.3827; 8 — датчик аварийного уровня тормозной жидкости; 9 — выключатель контрольной лампы ВК409; 10 — выключатель зажигания; 11 — аккумуляторная батарея; а — к клемме “1” трехрычажного переключателя; в — к клемме “30” выключателя зажигания; с — к клемме “0” генератора; d — к реле дальнего света фар; е — к клемме “30” генератора

Рис. 3. Гибкий вал спидометра, комбинация приборов и их крепление:
1 — гибкий вал спидометра; 2, 7 — накидная гайка; 3 — панель приборов; 4 комбинация приборов; 5 — винт крепления комбинации приборов; 6 — пластинчатая гайка; 8 — привод спидометра в сборе; 9 — картер главной передачи; 10 — панель передка; 11 — уплотнитель

Валик свободно вращается в корпусе спидометра и приводится во вращение гибким валом, соединенным с коробкой передач через специальный привод.

Во время вращения магнита магнитные силовые линии пересекают картушку, в которой при этом создается электродвижущая сила. Возникающие в картушке электрические токи создают собственное магнитное поле. При взаимодействии поля вращающегося магнита с полем картушки создается крутящий момент, вследствие чего картушка поворачивается в сторону вращения магнита.

Этот момент уравновешивается спиральной пружиной (волоском). Таким образом, картушка вместе с осью и стрелкой поворачивается на угол, пропорциональный числу оборотов валика спидометра, т.е. на угол, соответствующей скорости движения автомобиля.

Суммарный счетчик пройденного пути состоит из системы шестерен червячных пар и связанных с ними барабанчиков. Связанная с осью спидометра система шестерен червячных пар приводит во вращение крайний правый барабанчик счетного узла, который соответственно передвигает остальные пять барабанчиков, имеющих наружное зубчатое зацепление. Счетные барабанчики имеют зубья и связаны между собой трибками, помещенными на одной оси между каждой парой барабанчиков. На наружной стороне обода барабанчиков нанесены через равные промежутки цифры от 0 до 9. Суммарный счетчик имеет шесть барабанчиков, из которых крайний справа показывает1 десятые доли километра и по цвету цифр отличается от остальных пяти барабанчиков.

Накладка имеет окно, через которое видны цифры барабанчиков. Прибор отсчитывает один километр пройденного пути за 1000 оборотов оси магнита. После 100 000 км пробега автомобиля цифры на барабанчиках сбрасываются и отсчет начинается заново с нуля. Смазку спидометра следует производить лишь при его ремонте.

Для разборки спидометра и снятия блока барабанчиков счетного узла необходимо отогнуть и снять с осей барабанчиков и трибок стопорную проволоку, снять оси, барабанчики и трибки. Снятие неисправных барабанчиков и установку новых производят, стараясь не сдвинуть рычаг регулировки скоростного узла. Отвернуть три винта и отделить от корпуса спидометра стойку барабанчиков вместе с осью, волоском и картушкой. Изношенные червячные пары и барабанчики заменить новыми.

Рис. 4. Механизм спидометра:
1 – регулировочная пластина; 2 — ось стрелки; 3 – волосок; 4 – барабанчик счетного узла; 5 – трибки; 6 – магнит; 7 — корпус; 8 — ведущий валик привода спидометра; 9 -ведомый валик; 10 — картушка

Сборка спидометра производится в обратной последовательности. После сборки спидометр проверяют на точность показаний на специальном стенде по эталонному образцу.

Основная допустимая погрешность указателя скорости спидометра при температуре 20±2 “С не должна превышать:
+3 км/ч при скорости до 60 км/ч
+5 км/ч от действительной скорости – при скорости выше 60 км/ч.

Передаточное число между приводным валиком спидометра и счетчиком пройденного пути равно 1000 об/км. Правильность показаний скоростного узла спидометра проверяют на специальном приспособлении, сравнивая узел проверяемого спидометра с узлом контрольного прибора. Точность показаний скоростного узла спидометра должна соответствовать техническим требованиям.

Гибкий вал спидометра полуразборной конструкции. Состоит из оболочки, троса, наконечников и накидных гаек. Гибкий вал спидометра имеет длину 850±4 мм.

Для снятия гибкого вала надо отсоединить накидную гайку от спидометра, затем накидную гайку от главной передачи ( в моторном отсеке), снять гибкий вал со стороны моторного отсека совместно с уплотнительной втулкой.

Устанавливается гибкий вал на автомобиль в обратной последовательности.

Датчик указателя уровня топлива. Датчик указателя уровня топлива изготовлен совместно с бензозаборной трубкой и фильтром, устанавливается в верхней части топливного бака. Он имеет проволочный резистор, по которому скользит контакт, управляемый поплавком. В зависимости от уровня топлива поплавок поднимается или опускается и перемещает подвижный контакт резистора, изменяя сопротивление датчика. Работает датчик совместно с указателем уровня топлива, расположенного в комбинации приборов.

Указатель состоит из двух катушек, расположенных под углом 90° одна к другой. В точке пересечения геометрических осей катушек установлен “0” — бак пустой; “1/2” — половина емкости бака; “П” -бак полный; — положение поплавка при котором загорается контрольная лампа резерва топлива на комбинации приборов (если комбинация приборов оборудована такой лампой) на оси железный якорек со стрелкой. Обмотка левой катушки включена последовательно реостату. Направление витков обмоток выполнено так, что одноименные полюсы обеих катушек расположены соответственно вверху и внизу.

Рис. 5. Схема указателя уровня топлива:
1 — выключатель зажигания; 2 — датчик; 3 — реостат; 4 — ползун реостата; 5 — поплавок; 6 — указатель уровня топлива; 7,10 — катушка; 8 — якорек; 9 — противовес; И — стрелка; 12 — аккумуляторная батарея; 13 — блок предо-.хранителей

Рис. 6. Датчик указателя уровня топлива:
1 – фильтр; 2 — приемная трубка; 3 – корпус реостата; 4 -поплавок;

Приемник указателя уровня топлива имеет шкалу, на которой нанесены цифры: “,0” (бак пустой), “1/2” (половина емкости бака) и буква “П” (бак полный). Указатель работает только при включенном зажигании. При выключенном зажигании стрелка прибора стоит на нуле.

Правильность показаний указателя уровня топлива может быть проверена наблюдением за положением стрелки прибора при наполнении топливного бака из мерной посуды (или при опорожнении бака) или проверкой (на специальном приспособлении указателя уровня топлива в комплекте с датчиком), которая приводится ниже.

Исправный и правильно отрегулированный прибор при напряжении 12,5 В и температуре 20 °С обеспечивает точность показаний в точке шкалы “0” примерно 7 % от емкости бака, а в точке “П” (полный) – примерно 10 %.

При этом смещение стрелки от оси деления шкалы на ширину стрелки принимается за погрешность, равную 7%. В остальных точках шкалы точность показаний прибора не нормируется.

При изменении напряжения в цепи прибора, а также при изменении температуры окружающей среды погрешность прибора может несколько увеличиться.

Точность показаний указателя уровня топлива в баке проверяют в комплекте с датчиком на специальном приспособлении. Приспособление представляет собой вертикально закрепленный щит. В правом верхнем углу щита с помощью кронштейна закрепляют датчик. На щите делают разметку положений поплавка, соответствующих “О”, “1/2” и “П” уровню топлива в баке. В каждом из указанных положений поплавок датчика удерживается специальным фиксатором. Разметку щита выполняют на основании диаграммы, приведенной на рис. 251. После присоединения указателя уровня топлива к аккумуляторной батарее напряжением 12 В измеряют положение поплавка, фиксируя его в положениях “О”, “1/2” и “П”, и наблюдают за показаниями прибора. Точность показаний должна соответствовать техническим требованиям, указанным выше в табл. 26.

Датчик давления масла ММ111Д представляет собой малогабаритный, неразборный, герметичный прибор.

Установлен в отверстие с резьбовым соединением К 1/4” (ГОСТ 6111-52) главной масляной магистрали двигателя. При снижении давления масла до 0,08…0,04 МПа (0,8….0,4 кгс/см2) замыкаются контакты датчика и включается сигнальная лампа, установленная на панели приборов автомобиля (ток лампы не более 0,2 А).

Рис. 7. Датчик давления масла ММ111Д;
1 – корпус; 2 – изолятор; 3 – контакт; 4 – пружина; 5 -фильтр; 6 -г штекер

Датчик давления масла следует подвергать периодической (через 45…80 тыс. км пробега автомобиля) проверке и-при несоответствии момента замыкания контактов заменить новым.

Датчик температуры охлаждающей жидкости. Датчик ТМ100А (рис. 253) представляет собой малогабаритный полупроводниковый неразборный

герметичный прибор, работающий с логометрическим указателем температуры. Чувствительным элементом датчика является терморезистор 3, установленный в баллоне датчика.

Пределы измеряемых температур +40… 120 °С. Датчик установлен на резьбе К 3/8* в головке цилиндров. При его снятии и установке необходимо пользоваться торцовым ключом.

Таблица 1. Допустимая погрешность указателя уровня топлива при работе с контрольным реостатом

Рис. 8. Датчик температуры жидкости ТМ100А:
1 — штекер; 2 — пружина; 3 — терморезистор

Указатель температуры жидкости работает только при включенном зажигании.

В процессе длительной работы датчика его сопротивление изменяется. Изменение сопротивления датчика не должно превышать ± 5 % от допустимого. Ниже приведены значения сопротивления датчика ТМ100А с логометрическим указателем при напряжении 14 В.

В процессе длительной эксплуатации могут возникнуть различные неисправности указателя температуры жидкости.

Таблица 2. Возможные неисправности датчика ТМ 1004

Неправильные указания прибора чаще всего вызываются нарушением регулировки датчика, поэтому при отыскании неисправности прежде всего заменить датчик заранее проверенным и исправленным. Если заменой датчика правильность показания прибора не восстановится, то заменить указатель.

ВНИМАНИЕ! Во избежание возможного короткого замыкания и сгорания приборов при проведении ремонтных работ необходимо обесточить проводку, для чего снять “массовый” провод с клеммы аккумуляторной батареи.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобиль ЗАЗ-1102 - Таврия

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Контрольно-измерительные приборы ЗАЗ-1102"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства