Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Краны-трубоукладчики

Публикация:
   Коробка передач и механизм переключения передач трубоукладчика

Читать далее:




Коробка передач и механизм переключения передач трубоукладчика

Трубоукладчик Т-3560М. На трубоукладчике установлена четырех-скоростная коробка передач, обеспечивающая возможность движения с тремя скоростями переднего и одной скоростью заднего хода. Ходоуменьшитель обеспечивает возможность движения вперед с дополнительной самой низкой скоростью.
Коробка передач. Корпус коробки передач (рис. 25) является передней частью общего корпуса трансмиссии трубоукладчика. В коробке в разных плоскостях расположены три параллельных вала: верхний ведущий, промежуточный и ведомый, а также ось промежуточный шестерни, которые вместе с насаженными на них шестернями монтируют в передней крышке коробки трансмиссии и затем устанавливают в корпус.

В крышке валы опираются передними концами на шарикоподшипники, стаканы которых с крышками и замковые кольца с разрезными полукольцами фиксируют валы в осевом направлении. Задние концы валов опираются на цилиндрические роликовые подшипники, допускающие осевое смещение валов. Промежуточная шестерня вращается на цилиндрических роликовых подшипниках. Передний конец промежуточной оси, так же как и валы, укреплен в крышке корпуса, а задний конец смонтирован в приливе корпуса.

Стаканы шарикоподшипников закрыты крышками, причем крышка имеет цапфу, которая является опорой коробки на нижней раме трубоукладчика. Под крышкой размещен набор регулировочных прокладок, с помощью которого коническая шестерня, выполненная заодно с валом, может быть сдвинута при регулировке радиального зазора конической передачи заднего моста.

Рис. 25. Коробка передач и ходоуменьшитель трубоукладчика Т-356ОМ (развертка на плоскости):
валы: I — ведущий, II — ведомый, III — промежуточный, IV — торсионный, V — отбора мощности, VI — составной ходоуменьшителя; цилиндрические шестерни: 1, 11, 20 27 — закрепленные на валах, 6, 9, 22, 29, 32, 34 — незакрепленные; 2 — набор регулировоч‘ных прокладок; 3 — цапфа передней опоры корпуса; 4 и 33 — опорная и передняя крышки корпуса; полумуфты зубчатых соединительных муфт: 5, 14, 19 — внутренние, 16, 18 — внешние- двухходовые зубчатые муфты включения: 7 — ведущий венец, 8, 21, 30 — подвижные о‘беймы-втулки: 10 — подшипниковая, 15, 25 — дистанционные; 12 — корпус трансмиссии; 13 — хомут с бобышкой штуцера; 17 — шпилька; конические шестерни: 23 — ходоуменьшителя, 24 и 25 — большая и малая центральной передачи; 31 — промежуточная оси

Все шестерни коробки передач находятся в постоянном зацеплении, а перемена осуществляется в результате перемещения влево пли вправо обойм зубчатых двухходовых муфт.

Закрепленными шестернями коробки являются следующие: ведущая шестерня передачи и заднего хода, выполненная заодно с ведущим валом; шестерня, укрепленная на промежуточном валу шпонкой; обе шестерни ведомого вала, укрепленные общей шпонкой.

Свободно вращаются ведущие шестерни передач, установленные на ведущем валу; шестерни промежуточного вала и шестерня промежуточной оси. Свободно вращающиеся шестерни валов посажены на бронзовые втулки, а ступицы шестерен снабжены зубчатыми венцами полумуфт для привода во вращение. Этим полумуфтам соответствуют аналогичные зубчатые венцы полумуфт двухходовых зубчатых муфт включения передач, которые жестко связаны с валами: ведущий венец полумуфты вала — шпонкой, а вала — совместным с ним исполнением. От осевого смещения шестерни валов II и III удерживаются дистанционными втулками, поставленными враспор.

Вал на обоих шлицевых концах вне корпуса коробки несет полумуфты зубчатых соединительных муфт, которыми он соединен соответственно слева с полумуфтой торсионного вала промежуточного соединения и справа с полумуфтой (см. рис. 25) второго торсионного вала, связанного зубчатой полумуфтой с валом отбора мощности. От него приводится трансмиссия привода навесного оборудования трубоукладчика и ходоуменыиитель.

Полумуфта на валу закреплена гайкой с отгибной шайбой, а полумуфта, как и полумуфта вала отбора мощности, шпильками с гайками через торцовые шайбы и распорные втулки.

Ходоуменьшитель. К нему относится составной синхронный вал, на переднем конце которого есть коническая шестерня, а на заднем — ведомая шестерня его привода, снабженная зубьями полумуфты включения. Шестерня по своим параметрам выполнена аналогично шестерне вала коробки передач и находится, как и шестерня, в постоянном зацеплении с большой конической шестерней механизма заднего моста. Шестерня вала приводится через промежуточную шестерню (не показана) от ведущей шестерни, выполненной заодно с валом отбора мощности.

Ходоуменьшитель включают перемещением влево обоймы одноходовой зубчатой муфты с помощью вилки, охватывающей ее.

Схема расположения обойм зубчатых муфт коробки передач и ходоуменьшителя при переключении передач переднего и заднего хода показана на рис. 26.

Все вращающиеся детали коробки работают в масляной ванне. К поверхностям бронзовых подшипниковых втулок (см. рис. 25) смазочный материал подводится под давлением по продольным каналам ведущего и промежуточного валов. Для этого вал снабжен торцовым штуцером, а на валу предусмотрены накидной невращающийся хомут с кольцевой внутренней проточкой и штуцер хомута. Хомут установлен на бронзовой подшипниковой втулке. К штуцерам смазочный материал поступает по маслопроводам, которые входят в смазочную систему.

Рис. 26. Схемы расположения подвижных обойм зубчатых муфт включения при перемене передач трубоукладчика Т-3660М (развертка на плоскости):
а — в — соответственно I—III передач переднего хода, г —передача заднего хода, д — передача через ходоуменьшитель (позиции те же, что на рис. 25)

Вытеканию смазки из коробки передач препятствуют уплотни-тельные прокладки, установленные под крышки стаканов шарикоподшипников и крышку корпуса, и уплотнительные манжеты, надетые на поверхность зубчатой соединительной муфты.

Механизм переключения передач (рис. 27) помещен в стальной кулисе, которая крепится к верхней плоскости корпуса трансмиссии.

Рис. 27. Механизм переключения передач трубоукладчика Т-3560М:
1, 8 и 14 — основание, корпус и крышка кулисы; 2 — нижняя головка рычага; 3 — рычаг переключения передач; 4 — балансир; 5 — подшипниковая втулка; 6 — гильза балансира; 7 и 22 — хвостовик и задняя опора валика-ползуна; 9 — гребенка; 10 — фиксатор; 11 — ось рычага; 12 — стакан пружины; 13 — пружина; 15 — чехол; валики-ползуны включения: 16 — ходоуменьшителя, 17, 18 — передач коробки; 19, 20 — вилки включения зубчатых муфт; 21 — болт

К избирательному устройству этого механизма относятся три валика-ползуна. На их передних концах крепятся хвостовики, имеющие в верхней части пазы под нижнюю головку рычага. На задних концах валиков-ползунов,. подвешенных на опоре, расположены вилки и для перемещения обойм (см. рис. 25) и двухходовых муфт и вилка для перемещения обоймы одноходовой муфты. Валик-ползун (см. рис. 27), приводящий в движение одноходовую муфту, выполнен удлиненным и выведен из основания кулисы к ходоуменьшителю через отверстие в торце корпуса кулисы.

Все вилки закреплены на валиках-ползунах клеммовыми зажимами, которые позволяют регулировать их, добиваясь нейтрального положения обойм муфт при нейтральном положении рычага.

На валиках-ползунах предусмотрены три кольцевые выточки, средняя из которых соответствует нейтральному положению укрепленной на нем вилки. Каждый валик-ползун с его вилкой в определенной выточке фиксируется пружинно-шариковым фиксатором.

К избирательному устройству относятся также рычаг переключения передач и устройства подвески рычага и ограничения хода. В нижней части рычага имеется ось И, которой он подвешен на двуплечем балансире. Балансир опирается на втулки, установленные неподвижно в резьбовых гильзах корпуса кулисы. Таким образом, рычаг может поворачиваться на оси в продольном направлении и вместе с ней в поперечном.

Поворот рычага в продольном (вдоль оси трубоукладчика) направлении, приводящий к перемещению валиков-ползунов, ограничен стенками прорези в верхней крышке кулисы, а в поперечном направлении — размерами выреза в гребенке, размещенной между корпусом и основанием кулисы. В нейтральное положение рычаг возвращается действием пружин, помещенных в стаканы.

Гребенка выполняет роль предохранительного устройства, исключающего возможность включения любой из двух вилок, если третья вилка включена. Для этого вырез гребенки выполнен в виде трех продольных прорезей, соединенных между собой в средней части поперечным пазом для прохода нижней головки рычага к хвостовикам валиков — ползунов.

Для защиты механизма переключения передач от загрязнения служит предохранительный чехол, закрепленный вверху на рычаге хомутом и зажатый снизу болтами по контуру между крышкой и корпусом кулисы.

Трубоукладчики ТГ-201 и ТО-1224Г. На трубоукладчиках установлена восьмискоростная реверсивная коробка передач, обеспечивающая возможность движения с восемью скоростями переднего и четырьмя скоростями заднего хода и управляемая механизмом переключения передач.

Коробка передач — более сложной конструкции, чем коробка передач трубоукладчика Т-3560М, однако в своем устройстве и по принципу действия в значительной мере повторяет ее. Как и на трубоукладчике Т-3560М, в коробке передач трубоукладчиков ТГ-201 и ТО-1224Г (рис. 28) передняя несущая крышка 14 корпуса съемная; все шестерни находятся в постоянном зацеплении, а перемена передач осуществляется перемещением влево или вправо зубчатых ходовых муфт; передача крутящего момента к ведущему валу осуществлена от вала промежуточного соединения муфты сцепления посредством внешнего фланца, установленного на переднем конце вала, а отбор мощности для лривода навесного оборудования выполнен со шлицев заднего конца вала.

Рис. 28. Коробка передач трубоукладчиков ТГ-201 и ТО-1224Г (развертка на плоскости):
валы: I — ведущий, II, III — промежуточные, IV — ведомый; цилиндрические шестерни: 1, 3, 4, 6, 15, 17, 19 — незакрепленные коробки, 10—13, 25, 26—28 — закрепленные коробки, 21 и 23 — промежуточная и ведущая привода насоса; зубчатые муфты включения: 2, 5, 16 — двухходовые, 18 — одноходовая; 7 — сверление вала; 8 — стакан подшипников; 9 — набор регулировочных прокладок; 14 — передняя крышка корпуса; 20 — хомут с бобышкой штуцера; 22 — шлицы вала; 24 — корпус коробки; 29 — коническая шестерня

Смазочный материал подается к подшипникам валов и зубьям шестерен разбрызгиванием, а к подшипниковым втулкам шестерен— принудительно через штуцер, укрепленный на хомуте одного из валов, а также штуцер, укрепленный на крышке подшипников другого вала, и осевое сверление этого вала. Регулировка положения в заднем мосту малой конической шестерни обеспечивается расположением набора регулировочных прокладок под фланцем стакана подшипников ведомого вала.

Принципиальное отличие коробки передач трубоукладчиков ТГ-201 и ТО-1224Г в том, что ее корпус отделен от корпуса заднего моста и промежуточная ось (см. рис. 25) заменена дополнительным промежуточным валом.

В корпусе коробки передач размещены в разных плоскостях четыре параллельных вала: ведущий (см. рис. 28), ведомый и промежуточные. Шестерни ведущего и первого промежуточного валов обеспечивают три диапазона передач — нормальный (Н), ускоренный (У) и заднего хода (ЗХ), а шестерни второго промежуточного и ведомого валов позволяют получить в каждом диапазоне по четыре передачи.

Из восьми скоростей переднего хода, обеспечиваемых включением Н и У диапазонов передач, на трубоукладчиках при работе в колонне используют скорости Н диапазонов. Более высокие скорости У диапазона применяют в редких случаях транспортного перегона трубоукладчика своим ходом и при его холостых передвижениях по площадке трубосварочной базы в направлении склада труб.

Таблица 2.
Схема получения передач хода в коробке передач

Помимо указанных шестерен и муфт в коробке передач на валах размещены ведущая и промежуточная шестерни привода масляного насоса системы смазывания трансмиссии, из которых первая закреплена на шлицах вала, а вторая свободно вращается на подшипниковой втулке.

Коробка передач представляет собой съемный узел, который закреплен на передней привалочной плоскости заднего моста двенадцатью шпильками. Центрирование корпуса коробки относительно корпуса заднего моста осуществлено по наружной поверхности заднего подшипника ведомого вала. Угол разворота корпуса коробки относительно продольной оси определяется положением установочного штифта.

Механизм переключения диапазонов и передач (рис. 29) состоит из размещенных в корпусе коробки передач избирательного, предохранительного и блокировочного устройств.

К избирательному устройству относятся рычаг переключения диапазонов, рычаг переключения передач, четыре вилки включения (по числу подвижных зубчатых муфт включения диапазонов и передач), их валики-ползуны и механизм фиксации валиков-ползунов.

Каждая из четырех вилок укреплена на собственном валике-ползуне. Продольное (вдоль оси трубоукладчика) перемещение двух вилок перемены диапазонов вместе с их валиками-ползунами осуществляется рычагом, а двух вилок перемены передач с их валиками-ползунами — рычагом.

Рис. 29. Механизм переключения диапазонов и передач коробки передач трубоукладчиков ТГ-201 и ТО-1224Г:
I—IV — направления движения рычага; блокировочное устройство: 1 — тяга; 2 — кривошип валика; 3 — валик; 7 — прорезь валика; 20 — корпус валика; 4 — пружина фиксатора; 5 — фиксаторы; 6 — валики-ползуны; рычаги переключения: 8 — передач, 12 — диапазонов; 9 — шарики замка предохранительного устройства; 10, 11 и 14 — пружина, штифт и крышка сферического шарнира; 13, 15 — уплотнение и ось рычага, 16 — проставка кожуха; 17 — кожух; 18 — поводок валика-ползуна; 19 — вилки включения; 21 и 22 — корпус и ведущий вал коробки; 23 — ведущая коническая
шестерня

Четыре валика-ползуна разделены на две пары и попарно расположены в расточках корпуса коробки, накрытых сверху соответствующими левым и правым кожухами. Кожухи, один из которых имеет сверху проставку, закреплены на двух наклонных площадках корпуса коробки. Установка каждой вилки 19 на валике-ползуне осуществлена с помощью цангового соединения, затягиваемого двумя болтами после обеспечения при регулировках симметричного положения подвижной обоймы зубчатой муфты включения относительно ее зубчатого венца.

На каждом валике-ползуне, кроме того, закреплен с помощью винта поводок с несквозным поперечным пазом. Поводки на валиках-ползунах смонтированы так, чтобы при нейтральном положении вилок одной пары пазы поводков располагались в одной поперечной плоскости. В полости этих пазов покоится нижний конец рычага. Конец рычага может быть свободно поперечно передвинут машинистом в паз поводка одного из валиков, а затем продвинут продольно вместе с этим валиком и укрепленной на нем вилкой до фиксации валика. После фиксации конец рычага не может произвольно выпасть из паза продвинутого поводка 18, так как оказывается замкнутым в камере, образованной пазом и приливами поводка соседнего валика-ползуна.

Каждый из рычагов переключения выполнен составным из двух половин. Нижняя половина рычага закреплена болтами на оси, которая легко поворачивается и продольно перемещается в отверстиях приливов соответствующего кожуха или проставки кожуха. Верхняя половина каждого из рычагов выполнена качающейся с опиранием своей утолщенной шарообразной части через охватывающую ее нижнюю подшипниковую сферу на фланец, который установлен в кожухе на двух пружинах. Этими пружинами через штифты рычаг возвращается в нейтральное положение. Сверху утолщенная часть рычага закрыта сферической крышкой, имеющей противогрязевое уплотнение. В сочленении верхней и нижней половин каждого рычага применен шаровой разъемный шарнир, вокруг центра сферы которого происходит перелом продольной оси рычага при его наклонных перемещениях, осуществляемых машинистом.

Механизм фиксации избирательного устройства, обеспечивающий надежное удерживание валиков-ползунов и связанных с ними подвижных обойм зубчатых муфт включения во включенном или выключенном положениях, состоит из четырех фиксаторов (по одному на каждый валик-ползун) и их упорных пружин.

Фиксаторы выполнены в виде стержней с упорными поясками для пружин. Торец каждого фиксатора, обращенный к валику-ползуну, конически заострен, а противоположный торец затесан с образованием параллельных лысок. Валики-ползуны стопорятся фиксаторами в трех положениях (вперед — нейтраль — назад) под действием пружин. На валиках для этого предусмотрено по три насечки. Четыре фиксатора, как и стопоримые ими валики-ползуны, расположены в кожухах попарно.

Предохранительное устройство механизма исключает возможность передвижения рычагами валика-ползуна, если включен другой валик пары. Тем самым исключается возможность включения двух диапазонов или двух передач. Это устройство выполнено в виде размещенного между каждыми двумя валиками-ползунами замка, образованного двумя цилиндрическими боковыми пазами валиков-ползунов (по одному на каждом валике) и двух соприкасающихся шариков, расположенных в этих пазах.

Рис. 30. Рычажная система блокировочного устройства коробки передач трубоукладчиков ТГ-201 и ТО-1224Г:
24—педаль муфты сцепления, 25 — соединительный валик, 26 — предохранительная пружина, 27 — гайка, 28, 29 — кривошипы, 30 — тяга (остальные позиции те же, что на рис. 29)

Боковые пазы находятся в одной плоскости со средними фик-саторными насечками валиков-ползунов. Диаметр шариков подобран из условия его равенства половине суммы глубины одного бокового паза и расстояния между поверхностями соседних валиков-ползунов. Поэтому при перемещении одного из валиков цилиндрическая поверхность его бокового паза выталкивает из паза шарик, который, в свою очередь, прижимает второй шарик к поверхности паза другого валика, не позволяя ему перемещаться. Оба положения шариков показаны на верхней выноске рис. 29.

Блокировочное устройство механизма исключает возможность перемены диапазонов и передач при включенной муфте сцепления. Оно образовано двумя параллельными шарнирно-рычажнымя системами (рис. 30), ставящими во взаимосвязь каждую пару фиксаторов механизма фиксации с педалью муфты сцепления. Каждая из шарнирно-рычаж-ных систем состоит из блокировочного валика с кривошипом, взаимодействующего с соответствующей парой фиксаторов, и тяги, снабженной предохранительной пружиной.

Тяги обеих систем продеты своими задними концами в отверстия кривошипов и объединены через рычаги на соединительном валике, кинематически связанном рычагом и тягой с кривошипом промежуточного валика рычажной системы управления муфтой сцепления. Каждая пружина (см. рис. 30) свободно надета на конец соответствующей тяги и, имея высокую жесткость, выполняет роль соединительного звена между кривошипом блокировочного валика и концом тяги, для чего скреплена с ними своими концами. Передний ее конец прикреплен втулкой, а задний — гайкой.

Рис. 31. Схема работы блокировочного устройства коробки передач трубоукладчиков ТГ-201 и ТО-1224Г:
а — переключение диапазонов (передач) возможно, б — то же, невозможно (позиции те же, что на рис. 29)

Блокировочные валики помещены в корпуса, установленные на кожухах. На каждом валике имеется по продольной прорези. При нажатии на педаль муфты сцепления тяги (см. рис. 30) смещаются вперед одновременно с поворотом соединительного валика, а кривошипы при упоре в них пружин поворачиваются и поворачивают вместе с собой блокировочные валики, которые устанавливаются против фиксаторов своими продольными прорезями.

Только с этого момента машинист поворотом одного или обоих рычагов может продвинуть по одному валику-ползуну из каждой их пары вперед или назад, выжав фиксаторы передвигаемых валиков-ползунов из соответствующих насечек на них (рис. 31, а). При этом поломки фиксаторов не произойдет, поскольку их противоположные концы имеют возможность свободно войти в пространство прорезей блокировочных валиков.

Дальнейшее продвижение каждого валика-ползуна обеспечивает попадание фиксатора в следующую по длине валика-ползуна насечку и опускание в нее с характерным щелчком под действием собственной пружины, т. е. переключение оказывается выполненным. После этого нажатие на педаль муфты сцепления может быть прекращено, что обеспечивает возврат всех элементов блокировочного устройства в исходное положение под действием пружины.

В исходном положении каждый блокировочный валик (рис. 31, б) взаимодействует с концами фиксаторов не поверхностью своей прорези, а цилиндрической поверхностью, тем самым запирая фиксаторы от перемещения и блокируя возможность переключения диапазонов и передач. Если машинист ошибется и опустит педаль муфты сцепления до того, как фиксатор попадет в насечку (рис. 31, а) валика-ползуна, разрушения прорези поворачивающегося при этом блокировочного валика или стоящего в распор фиксатора не произойдет: тяга (см. рис. 30) проскользнет по отверстию кривошипа, сжав предохранительную пружину.

Регулировка в коробке передач производится в случае несоответствия нейтрального положения рычагов управления нейтральному положению подвижных обойм зубчатых муфт включения и в случае расположения прорезей блокировочных валиков в положении не напротив фиксаторов при полностью нажатой педали муфты сцепления. В первом случае для устранения несоответствия освобождают болты и сдвигают вилку по валику-ползуну до нужного положения, во втором — изменяют длину тяг.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Краны-трубоукладчики

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Коробка передач и механизм переключения передач трубоукладчика"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства