Ниже приводится краткая характеристика основных базовых моделей автомобилей, выпускаемых отечественной автомобильной промышленностью в настоящее время (по состоянию на 1967 г.). На основе каждой базовой модели автомобиля предусмотрен выпуск ряда различных его модификаций, удовлетворяющих тем или иным требованиям и условиям их эксплуатации.
К основным базовым моделям легковых автомобилей относятся автомобили ЗАЗ-965А «Запорожец», «Москвич-408», «Волга», «Чайка» и ЗИЛ-111.
Автомобиль ЗАЗ-965А «Запорожец» микролитражный, четырехместный с закрытым двухдверным кузовом. Карбюраторный четырехцилиндровый V-образный верхнеклапанный двигатель мощностью 30 л. с. расположен вместе с агрегатами трансмиссии в задней части кузова. Топливо—бензип А-76; контрольный расход топлива 5,9 л/100 км. Наибольшая скорость автомобиля 90 км/ч.
Автомобиль «Москвич-408» (рис. 2) малолитражный общего назначения, четырехместный с закрытым четырехдверным кузовом типа седан. Двигатель карбюраторный четырехцилиндровый верхнеклапанный, мощностью 50 л. с. Топливо — бензин А-76. Наибольшая скорость автомобиля 120 км/ч. Контрольный расход топлива 8,8 л/100 км. Основные модификации автомобиля: 426 — с кузовом упиверсал; 433 — с кузовом фургон.
Автомобиль ГАЗ-21Р «Волга» (рис. 3) — общего назначения пятиместный, с закрытым четырехдверным кузовом типа седан. Двигатель карбюраторный четырехцилиндровый верхнеклапанный, мощностью 75 л. с. Топливо — бензин А-72; контрольный расход топлива 11,5 л/100 км. Наиболь-П1ая скорость автомобиля 130 км/ч. Модификации автомобиля: ГАЗ-21УС — с улучшенной отделкой кузова; ГАЗ-21Т — легковое такси; ГАЗ-22В — с кузовом универсал; ГАЗ-22Д — санитарный; ГАЗ-21С — автомобиль с кузовом седан для экспорта с двигателем мощностью 80 л. е.; ГАЗ-21Н — с правым расположением рулевого управления.
Автомобиль «Чайка» — комфортабельный легковой семиместный автомобиль с закрытым четырехдверным кузовом типа седан. На автомобиле установлен карбюраторный восьмицилиндровый V-образный двигатель мощностью 195 л. с. Топливо — бензин АИ-93; контрольный расход топлива 15 л/100 км. Наибольшая скорость автомобиля Л 70 км/ч.
Автомобиль ЗИЛ-111 — комфортабельный легковой модернизированный семиместный автомобиль высшего класса с закрытым четырехдверным кузовом типа лимузин с внутренней перегородкой. Двигатель карбюраторный восьмицилиндровый V-образный, мощностью 200 л. с. Топливо — бензин «Экстра»; контрольный расход топлива 19 л! 100 км. Наибольшая скорость автомобиля 170 км/ч. Модификации автомобиля: ЗИЛ-111А с установкой для кондиционирования воздуха; ЗИЛ-112 с открытым кузовом и подъемным верхом.
К основным базовым моделям грузовых автомобилей с бортовым кузовом относятся автомобили ГАЗ-53А, ЗЙЛ-130, ЗИЛ-133, МАЗ-500, Урал-377, КрАЗ-257.
Автомобиль ГАЭ-53А грузоподъемностью 4 т при движении по дорогам с твердым покрытием. Вес буксируемого прицепа 4,0 т. Двигатель карбюраторный восьмицилиндровый V-образный, мощностью 115 л. е., с ограничителем числа оборотов. Топливо — бензин А-76; контрольный расход топлива 25 л/100 км. Наибольшая скорость автомобиля 85 км/ч. Основные модификации: самосвал и седельный тягач.
Автомобиль ЗИЛ-130 грузоподъемностью до 5,5 т. Вес буксируемого прицепа 6,4 т. Двигатель карбюраторный восьмицилиндровый V-образный, мощностью 150 л. с. Топливо — бензин А-76; контрольный расход топлива 26 л/100 км. Наибольшая скорость автомобиля 85 км/ч. Основные модификации: 8ИЛ-130В1 — седельный тягач с общим весом полуприцепа 10,5 т; ЗИЛ-130Г — с увеличенной базой (до 4500 мм) для перевозки длинномерных грузов грузоподъемностью до 5,5 т\ ЗИЛ-130Д1 — шасси для самосвала грузоподъемностью 4,5 т.
Автомобиль КАЗ-608 — седельный тягач с кабиной над двигателем, с полуприцепом общим весом 11,5 т. Двигатель карбюраторный восьмицилиндровый V-образный типа ЗИЛ-130, мощностью 170 л. с. при числе оборотов 3600 в минуту. Унифицирован также и ряд других агрегатов с автомобилем ЗИЛ-130: сцепление, коробка передач и др. Топливо — бензин А-76; контрольный расход топлива 42 л/100 км. Наибольшая скорость автомобиля 70 км/ч.
Автомобиль МАЗ-500 грузоподъемностью 7,5 т с кабиной над двигателем. Вес буксируемого прицепа 10 т. Двигатель шестицилиндровый V-образный дизель ЯМЗ-236, мощностью 180 л. с. Наибольшая скорость автомобиля 75 км/ч. Топливо — дизельное, контрольный расход 25 л/100 км. Основные модификации: MA3-503 — автомобиль-самосвал грузоподъемностью 7,0 т\ МАЗ-504 — седельный тягач с общим весом полуприцепа до 18,0 т.
Автомобиль ЗИЛ-133 трехосный с приводом на задние оси, грузоподъемностью 8,0 т. Вес буксируемого прицепа 9,5 т. Двигатель ЗИЛ-133 карбюраторный восьмицилиндровый V-образный, мощностью 220 л. с. при числе оборотов 3600 в минуту, унифицированный с двигателем типа ЗИЛ-375. Топливо — бензин А-76; контрольный расход топлива 42 л/100 км. Автомобиль ЗИЛ-133 унифицирован по ряду агрегатов с автомобилями ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. Основные модификации: ЗИЛ-133Б — шасси для сельскохозяйственного самосвала с опрокидыванием кузова на три стороны грузоподъемностью 6,0 т; ЗИЛ-133В — седельный тягач с полуприцепом общим весом 19 т; ЗЯЛ-133Д — шасси для строительного самосвала грузоподъемностью 7 т; 8ИЛ-133Г — для длинномерных грузов.
Автомобиль Урал-377 трехосный с приводом на задние оси, грузоподъемностью 7,5 т. Вес буксируемого прицепа по дорогам с твердым покрытием 10,5 т. Двигатель карбюраторный восьмицилиндровый V-образный типа
ЗИЛ-375ЯЧ, мощностью 180 л. е., с ограничителем числа оборотов. Наибольшая скорость автомобиля 75 км/ч.
Топливо —бензин А-76; контрольный расход топлива 50 л/100 км. По ряду агрегатов унифицирован с автомобилем Урал-375. Основные модификации: автомобиль-самосвал и седельный тягач.
Автомобиль КрАЗ-257 трехосный с приводом на задние оси, грузоподъемностью 12 т. Вес буксируемого прицепа 16,6 т. На автомобиле установлен восьмицилиндровый V-об-разный дизель ЯМЭ-238А мощностью 215 л. с.
Топливо — дизельное, контрольный расход 36 л/100 км.
Наибольшая скорость автомобиля 70 км/ч. Основные модификации: КрАЗ-256 — автомобиль-самосвал грузоподъемностью 11 т; КрАЗ-258 — седельный тягач с полу- I прицепом общим весом 30 т.
К базовым моделям автомобилей высокой проходимости с приводом на все оси относятся автомобили: ГАЗ-69, УАЗ-452, ГАЗ-66, ЗИЛ-131, Урал-375.
Автомобиль ГАЗ-69 двухосный, предназначен для перевозки восьми пассажиров или двух пассажиров и 0,5 т груза. Кузов имеет упрощенную конструкцию с откидным тентом. Вес буксируемого прицепа до 0,8 т. Двигатель карбюраторный четырехцилиндровый, мощностью 52 л. с.
Топливо — бензин А-72; контрольный расход топлива 14,0 л/100 км.
Наибольшая скорость автомобиля 90 км/ч. Модификация: ГАЗ-69А с пассажирским пятиместным кузовом упрощенной конструкции (рис. 9).
Автомобиль УАЗ-452 грузовой с кузовом фургон, двухосный, грузоподъемностью 0,8 т. Вес буксируемого прицепа 1,0 т. Двигатель карбюраторный четырехцилиндровый, мощностью 72 л. с., типа ЗМЗ-451. Топливо —бензин А-76; контрольный расход топлива 13,0 л/ 100 км. Наибольшая скорость автомобиля 95 км/ч. По ряду агрегатов унифицирован с автомобилями ГАЗ-69, «Волга» и УАЗ-450. Основные модификации: УАЗ-452А — санитарный автомобиль; УАЗ-452Д — бортовой грузовик грузоподъемностью 0,8те; УАЗ-452В — автобус.
Автомобиль ГАЗ-66 рузовой с бортовым кузовом, двухосный, грузоподъемностью 2,0 т. Вес буксируемого прицепа 2,0 т. Двигатель карбюраторный восьмицилиндровый V-образный, мощностью 115 л. е., с ограничителем числа оборотов. Топливо — бензин А-76; контрольный расход топлива 25 л! 100 км. Наибольшая скорость автомобиля 85 км/ч. По ряду агрегатов унифицировйп с автомобилем ГАЗ-53А. Основные модификации: ГАЗ-66Э — с экранированным электрооборудованием; ГАЗ-66А — с лебедкой и централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах; ГАЗ-66АЭ сочетает особенности обеих предыдущих модификаций.
Автомобиль ЗИЛ-131 грузовой с бортовым кузовом, трехосный, грузоподъемностью 3,5 т по плохим и 5,0 т по хорошим дорогам. Вес буксируемого прицепа 4,0 т по плохим и 6,5 т по хорошим дорогам. Двигатель карбюраторный восьмицилиндровый V-образный типа ЗИЛ-131, мощностью 150 л. с. при числе оборотов 3200 в минуту, с ограничителем числа оборотов
Топливо — бензин А-76; контрольный расход топлива 40 л! 100 км. Наибольшая скорость 80 км/ч. По ряду агрегатов унифицирован с автомобилями ЗИЛ-130 и ЗИЛ-133. Основная модификация: 3HJI-131B — седельный тягач.
Автомобиль Урал-375 трехосный грузовой с бортовым кузовом, снабженным тентом, грузоподъемностью 5,0 т. Вес буксируемого прицепа по дорогам с твердым покрытием 10 т. Двигатель карбюраторный восьмицилиндровый V-образный типа ЗИЛ-375, мощностью 180 л. е., с ограничителем числа оборотов. Топливо — бензин А-76; контрольный расход топлива 48 л/100 км. Наибольшая скорость автомобиля 75 км/ч. Автомобиль имеет мягкую кабину. По ряду агрегатов унифицирован с автомобилем Урал-377. Основные модификации; Урал-375А — с кузовом фургон; Урал-375Т— транспортный; Урал-375Д — с цельнометаллической кабиной.
Отечественная промышленность выпускает автобусы следующих марок: ПАЗ-652, ЛАЗ-695Б и ЗИЛ-158В.
Автобус ПАЗ-652 городской, имеет кузов вагонного типа с увеличенной остекленной поверхностью, вмещающий 42 человека (число мест для сидения 23). Двигатель карбюраторный шестицилиндровый, мощностью 80 л. с. Топливо — бензин А-66; контрольный расход топлива 28 л/100 км. Наибольшая скорость автобуса 80 км/ч. Изготовлен с использованием агрегатов автомобиля ГАЗ-51А. Туристская модификация автобуса ПАЗ-652Т рассчитана на 27 мест для сидения. Подготовлен к производству 45-местный автобус ПАЗ-672.
Автобус ЛАЗ-695Б городской имеет кузов вагонного типа с увеличенной остекленной поверхностью, вмещающий 55 человек (число мест для сидения 32). Карбюраторный шестицилиндровый двигатель мощностью 109 л. с. расположен в задней части кузова. Забор воздуха для двигателя осуществляется через воздухонриемник, расположенный на крыше кузова. Топливо — бензин А-66; контрольный расход топлива 36 л/100 км. Наибольшая скорость автобуса 65 км/ч. Автобус изготовлен с использованием агрегатов грузовых автомобилей ЗИЛ.
Туристский автобус ЛАЗ-697 «Турист» имеет 34 места для сидения.
Автобус ЗИЛ-158В имеет кузов вагонного типа с увеличенной остекленной поверхностью, вмещающий 60 человек (число мест для сидения 32). Двигатель карбюраторный шестицилиндровый, мощностью 109 л. с. Наибольшая скорость автобуса 65 км/ч. Топливо — бензин А-66; контрольный расход топлива 37 л/100 км. Автобус изготовляется на Ликинском автобусном заводе (ЛиАЗ) с использованием агрегатов грузовых автомобилей ЗИЛ. Туристский автобус ЗИЛ-158А имеет 36 мест для сидения.
Автобус ЗИЛ-127 предназначен для междугородных сообщений. Автобус двухосный; кузов вагонного типа, оборудованный удобными креслами с откидывающимися спинками (число мест 32) и значительным по объему багажником под полом кузова. Шестицилиндровый дизель ЯМЗ-206Д мощностью 180 л. с расположен в задней части кузова. Топливо — дизельное. Контрольный расход топлива 40 л на 100 км. Наибольшая скорость автобуса 95 км/ч. Автобус оборудован тормозной системой повышенной надежности и гидравлическим усилителем рулевого управления. Автобус в настоящее время не выпускается.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Краткая характеристика основных базовых моделей отечественных автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы