Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   О тракторах

Публикация:
   Кривошипно-шатунный механизм тракторов

Читать далее:




Кривошипно-шатунный механизм тракторов

Детали кривошипно-шатунного механизма работающего двигателя испытывают большие тепловые и силовые нагрузки, поэтому они должны быть прочными, износостойкими и легкими.

Цилиндры и блок-картер. Все физико-химические процессы рабочего цикла происходят в цилиндрах. Их внутренние поверхности (зеркало), являющиеся направляющими для порш-движущихся возвратно-поступательно, тщательно обрабатывают, чем уменьшают трение и износ. Цилиндры выполняют отдельно или в виде блока. При наличии блока зеркало цилиндра обычно изготовляют на внутренней поверхности съемной гильзы цилиндра, которую при износе легко заменить. Центрируют гильзу в блоке точно обработанными посадочными поясками. Буртик правильно установленной гильзы должен выступать над плоскостью блока на 0,04-f-0,13 мм.

Пространство между стенками блока и гильз образует рубашку охлаждения, в которой циркулирует охлаждающая жидкость. Просачивание ее в картер предотвращают уплотнительные резиновые кольца, установленные на нижней части гильзы или в углублениях перегородок блока.

У многоцилиндровых двигателей с водяным охлаждением блок цилиндров и верхнюю часть картера отливают в виде одной детали, называемой блок-картером. Он является остовом для крепления всех деталей двигателя. Сверху блок-картера устанавливают головку блока, спереди — картер распределительных шестерен, сзади — картер маховика. На площадках с резьбовыми отверстиями наружных стенок блок-картера-крепят узлы систем двигателя, а внутри устанавливают коленчатый вал, распределительный вал, масляный насос. Снизу закрывают крышкой — поддоном.

Рис. 1. Разрез дизеля СМД-14:
1 — коленчатый вал; 2 — шатун; 3 — поддон картера; 4— маховик; 5 — поршень; б — гильза цилиндра; 7 — блок-картер; 8 — впускной клапан; 9 — головка блока; 10 — выпускной клапан; 11 — форсунка; 12 — вихревая камера; 13 — поршневой палец; 14 — картер распределительных шестерен.

Цилиндры двигателей воздушного охлаждения для улучшения теплоотдачи изготовляют отдельно и с наружными ребрами. Цилиндры крепят болтами к общему картеру двигателя.

Головка блока съемная. В ней размещены: часть камер сгорания с гнездами для клапанов, места для форсунок, выпускные и впускные каналы, рубашка охлаждения. На площадках сверху головки крепят детали распределительного механизма. Уплотнительная прокладка между головкой и блок-картероч исключает прорыв газов из цилиндров и попадание в них охлаждающей жидкости.

Поршни работают при высокой температуре и переменных нагрузках. Поршни должны быть легкими, прочными и хорошо отводить теплоту.

На поршне различают: днище, головку и направляющую часть (юбку). Поршень устанавливают в цилиндр с некоторым зазором, необходимым для слоя масла и расширения поршня

при нагревании. Углубление в днище поршня дизеля Д-108 служит камерой сгорания. Выпуклость в середине днища поршня дизеля В-54Т улучшает смесеобразование. На поршне проточены канавки для поршневых колец.

У юбки наибольший диаметр и, следовательно, наименьший зазор с цилиндром. В дизелях Д-20 зазор равен 0,214-0,25 мм; Д-50 — 0,05-г-0,16 мм; СМД-14 —0,224-0,26 мм; Д-108 — 0,35 мм. В отверстия двух бобышек средней части поршня устанавливают поршневой палец.

Поршень заменяют при зазоре в цилиндре более 0,44-0,5 мм и когда зазор по высоте в верхней канавке у нового компрессионного кольца более 0,3 мм. Отклонения поршней одного комплекта по массе для дизеля не должны превышать 104-14 г.

На днище поршня выбивают метки, обозначающие массу поршня и размерные группы юбки и отверстий в бобышках.

Поршневые кольца. На поршнях тракторных дизелей устанавливают 3—4 компрессионных и 1—2 маслосъем-ных кольца. Первые закрывают зазор между поршнем и цилиндром, вторые препятствуют попаданию масла из картера в надпоршневое пространство, где бы оно могло сгорать.

Верхнее кольцо, на которое воздействуют высокие температуры и сухое трение из-за выгорания масла, подвергают пористому хромированию (толщина слоя до 0,06 мм) и дополнительно покрывают слоем олова для лучшей приработки. Пористый слой хрома, удерживая во время работы масло, снижает трение и износ.

Диаметры колец больше диаметра цилиндра, они имеют за-fyioK— разрез, образованный за счет удаления части кольца. В цилиндре двигателя кольца размещают замками в разные стороны. Благодаря упругости кольцо прижимается к зеркалу цилиндра с давлением 34-4 кгс/см2 (0,34-0,4 Мн/м2).

Рис. 2. Уплотнение цилиндра кольцами и их действие:
а — схема уплотнения цилиндра; б — схема действия маслосъемных колец; в — схема насосного действия колец; 1 — цилиндр; 2 — компрессионное кольцо; 3 — поршень; 4 — маслосъемное кольцо; 5 — дренажное отверстие в поршне.

Маелосъемные кольца и дно канавок для них на поршне делают с дренажными отверстиями, через которые масло, снятое со стенок цилиндров, перетекает в картер двигателя.

На дизелях СМД-14 и других применяют скручивающие кольца, имеющие с внутренней стороны выточки. В результате ослабления одной стороны работающее кольцо принимает коническую форму, благодаря чему удлиняется срок его службы.

Уплотнительное действие компрессионных колец основано на образовании ими лабиринта. Газы, проникающие в межкольцевой объем, мгновенно расширяются, вследствие чего теряют свою скорость и давление, и их утечка в картер становится минимальной.

Нормальный зазор в замке колец 0,4-0,8 мм; зазор по высоте между кольцами и канавками поршней для всех двигателей равен 0,044-0,015 мм. При движении кольца попеременно прижимаются то к верхней, то к нижней кромке канавки поршня. Образовавшийся зазор заполняется маслом, которое постепенно перекачивается в камеру сгорания. По мере износа насосные действия колец увеличиваются. Поэтому предельно допустимый зазор между кольцом и канавкой для дизеля равен 0,3 мм. Кольца бракуют также при зазоре в замке более 3 мм (дизели Д-75, Д-108, В-54Т) и 4 мм (дизель Д-50).

Поршневой палец шарнирно соединяет поршень с шатуном. На палец действуют силы, переменные по величине и направлению. Он должен быть прочным, износостойким и легким.

Осевые перемещения пальца ограничивают стопорные кольца или заглушки. При этом он может свободно проворачиваться в поршне и шатуне. Такой палец называют плавающим, изнашивается он равномернее. Палец устанавливают в отверстия бобышек поршня, с натягом 0,02 мм, для этого поршень нагревают в масле до 80 °С, и палец от руки входит в отверстия бобышек.

Шатун, соединяющий поршень с коленчатым валом, подвергается сжатию, растяжению и изгибу. Шатун состоит из стержня, верхней и нижней головок. В верхнюю головку запрессовывают бронзовую втулку, а в нижнюю — устанавливают шатунный подшипник. Нижнюю головку делают разъемной. Отъемная часть называется крышкой. Плоскость разъема у большинства дизелей располагают под углом 90° к оси стержня шатуна, а у дизелей Д-36, Д-40 — под углом 45°, что облегчает монтажные работы. Крышку крепят к шатуну специальными болтами; момент затяжки гаек равен 13-4-21 кгс-м (130-210 н-м).

Шатунные подшипники — это взаимозаменяемые тонкостенные металлические вкладыши с наплавленным с внутренней стороны антифрикционным слоем толщиной 0,254-1 мм. Зазоры в шатунных подшипниках дизеля Д-50 равны 0,0654-4-0,123 мм; СМД-14 — 0,0854-0,141 мм. Изношенные вкладыши заменяют. На крышке шатуна проставляют массу шатуна в граммах и порядковый номер комплектности. Номера комплектности на крышке и головке шатуна должны совпадать и располагаться с одной стороны.

Коленчатый вал — одна из самых нагруженных деталей двигателя. На него, кроме силы давления газов, действуют изгибающий и крутящий моменты и силы инерции. У коленчатого вала различают: коренные и шатунные шейки, щеки, противовесы, носок и хвостовик. Шатунная шейка с прилегающими к ней щеками образует колено. Противовесы уравновешивают инерционные силы возвратно-поступательно движущихся масс.

Коренными шейками вал опирается на коренные подшипники, расположенные в перегородках картера. Для облегчения вала шатунные шейки делают пустотелыми; внутренние полости используют также для центробежной очистки масла от механических примесей. Конусность и овальность шейки вала не должны превышать 0,01 мм.

На носке коленчатого вала, например, дизелей СМД-14 последовательно монтируют: шестерню привода масляного насоса, распределительную шестерню, маслоотражательную шайбу, распорную втулку, шкив привода вентилятора, генератора и водяного насоса, храповик. На заднем конце вала устанавливают маслоуплотнительное устройство и крепят (на фланце или на хвостовике) маховик. Продольное перемещение вала всегда /ограничивается или задним подшипником (дизели Д-20, Д-54А, В-54Т), или передним упорным диском (дизели Д-108) КДМ-100), или буртами среднего коренного подшипника (дизели Д-37М, СМД-14). Коренные подшипники устроены так же, как и шатунные. Зазор в косвенных подшипниках дизеля СМД-14—0,1044-0,160 мм, а у Д-50—0,0704-0,134 мм.

Величина зазора у подшипников скольжения определяется минимальной толщиной смазочного слоя, которую выбирают, учитывая шероховатость подшипника и шейки вала, неточность сборки, возможные деформации, загрязнение масла. Изношенные коренные и шатунные шейки коленчатого вала шлифуют под подшипники ремонтных размеров (утолщенные).

Маховик при рабочем ходе запасает кинетическую энергию, которая в последующем расходуется на осуществление вспомогательных тактов, кратковременное преодоление перегрузок, для уменьшения неравномерности вращения коленчатого вала. На маховике крепят зубчатый венец, используемый при пуске двигателя.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - О тракторах

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Кривошипно-шатунный механизм тракторов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства