Крюки выполняют однорогими и двурогими. Однорогие . кованые или штампованные крюки изготовляют грузоподъемностью до 75 т.
Рис. 41. Барабан лебедки:
1 — обечайка барабана, 2 — реборда. 3 — ступица барабана, 4 — вал барабана;
Рис. 42. Типы крюков: а—однорогий кованый, б—то же, с приливом для крепления предохранительного устройства, в—двурогий кованый
Однорогие крюки имеют два исполнения: без прилива (рис. 42, а) и с приливом под установку предохранительного замка (рис. 42, б). Предохранительный замок (защелку) устанавливают на крюках для предотвращения самопроизвольного выпадения каната из зева крюка. Освобождение каната из зева крюка в этом случае может производиться только стропальщиком при открывании предохранительного замка. Двурогие кованые крюки (рис. 42, в) изготовляют грузоподъемностью до 75 т.
Применяют также пластинчатые однорогие крюки грузоподъемностью 37,5—175 т и двурогие пластинчатые грузоподъемностью 100—350 т.
Пластинчатые крюки проще кованых в изготовлении и более надежны, так как разрушение всех пластин не может произойти одновременно, но они тяжелее. Материалом для изготовления крюков служит сталь 20. Для закрепления в грузовой подвеске крана стержень кованого крюка в верхней части имеет резьбу: треугольную при грузоподъемности до Юти трапецеидальную — от Юти выше. На резьбу навинчивают гайку, которую с помощью стопорной планки фиксируют от возможного поворачивания. Стопорение гайки штифтами, шплинтами и стопорными болтами не .допускается.
Крюки имеют зев, размеры которого должны быть достаточными для помещения в нем канатов и цепей, с помощью которых осуществляют строповку груза. Крюки изготовляют вращающимися на шариковых закрытых опорах. Подвеску крюка выполняют так, чтобы он мог свободно вращаться и устанавливаться при работе в соответствии с положением груза. Нижний торец гайки опирается на верхнюю обойму упорного шарикового подшипника. На всех крюках должно быть клеймо завода-изготовителя с указанием грузоподъемности.
Полиспастом называется грузоподъемное устройство из нескольких подвижных и неподвижных блоков, огибаемых гибким органом (канатом или тросом), служащее для выигрыша в силе при Подъеме тяжелых грузов. В кранах применяются силовые полиспасты, позволяющие уменьшить натяжение каната, крутящий момент на барабане лебедки от массы груза и передаточное число механизма. Они являются основной частью механизма подъема груза. Схемы полиспастов показаны на рис. 43.
Блоки, образующие полиспаст, подразделяют на подвижные, ось которых перемещается в пространстве, и неподвижные, ось которых не перемещается в пространстве.
Рис. 43. Схемы полиспастов:
а—одинарный, б—сдвоенный; т—кратность полиспаста, F—натяжение ветвей каната, G— вес груза, vK — скорость движения каната, ггр — скорость подъема груза
Неподвижные направляющие блоки (см. рис. 43, а), устанавливаемые на неподвижных осях, служат только для изменения направления тягового органа, не давая выигрыша в силе и скорости.
В грузоподъемных машинах применяют полиспасты одинарные и сдвоенные. В одинарном полиспасте на барабан лебедки навивается одна ветвь тягового органа. В мостовых кранах применяют полиспасты, в которых канат навивается на барабан с подвижного блока (см. рис. 43, а).
В сдвоенном полиспасте с уравнительным блоком на барабан лебедки одновременно навивают две ветви одного каната (см. рис. 43, б). Основным параметром, определяющим характеристику полиспаста, является его кратность (передаточное число). Кратность полиспаста показывает, какой выигрыш в силе дает данный механизм.
Кратность одинарного полиспаста численно равна количеству ветвей каната, на которых подвешен груз. Кратность сдвоенного полиспаста равна половине количества ветвей каната, на которых висит груз.
При грузоподъемности крана до 25 т обычно применяют двух- трех- и четырехкратные полиспасты. При больших грузоподъемностях кратность полиспаста достигает 12.
Компоновка блочной крюковой подвески зависит от кратности и типа полиспаста и от положения уравнительного блока. Масса подвески для кранов обычно не превышает 2—5% от его грузоподъемности.
На рис. 44, а показана конструкция блочной крюковой подвески нормальной длины с кратностью полиспаста, равной четырем. Такие подвески используют в кранах грузоподъемностью 3 и 5 т.
Блоки в крюковых подвесках устанавливают на осях, неподвижно закрепленных стопорными планками. В нормальной подвеске применяют крюк с коротким хвостовиком типа А, который подвешивают на отдельной траверсе в нижней части подвески с возможностью поворота относительно продольной оси (рис. 44, а). В случае, когда длина подвески должна быть минимальной, применяют крюк с длинным хвостовиком типа Б, который крепят непосредственно на оси блоков полиспаста. Такая подвеска называется укороченной (рис. 44, б).
Рис. 44. Крюковая крановая подвеска:
а—нормальная, б—укороченная; 1 — щека, блок, 3 — крышка, 4 — подшипник, Л — ось, 6 — стяжные болты, 7 — упорный подшипник, 8 — крюк, 9 —траверса, 10 — гайка хвостовика крюка, 11 — стопорное устройство, 12 — кожух
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Крюки, полиспасты и крюковые подвески"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы