Кузов и кабина. Большинство грузовых автомобилей общего назначения имеют кузова в виде деревянной бортовой платформы. Основанием платформы служат два продольных бруса, к которым крепятся поперечные брусья. Продольные брусья притягиваются стремянками к балкам рамы автомобиля. На поперечные брусья настилается дощатый пол. Передний борт выполнен неподвижным, а остальные борта откидываются на петлях и в поднятом положении запираются металлическими затворами.
Значительная часть автомобилей, предназначенных для перевозки товаров широкого потребления, выполняется с закрытыми кузовами типа фургон. Для перевозки скоропортящихся грузов служат автомобили с кузовами-рефрижераторами. Кроме того, ряд автомобилей выпускается с кузовами для перевозки определенного вида грузов. Такие автомобили носят название специализированных.
Кабины всех современных грузовых автомобилей выполняются цельнометаллическими, сваренными из отдельных штампованных панелей. Капотные кабины, устанавливаемые, например, на автомобилях ГАЗ-53А и ЗИЛ-130, располагаются за двигателем и имеют впереди себя капот, закрывающий двигатель. Передние кабины (автомобили МАЗ-500, ГАЗ-66) устанавливаются непосредственно над двигателем и, таким образом, значительно смещаются вперед на раме автомобиля, позволяя увеличить длину грузовой платформы и обеспечить лучшую обзорность дороги для водителя.
Для возможности доступа к двигателю передние кабины выполняются откидными и имеют шарнирные опоры. При опрокидывании кабины ее масса воспринимается двумя пружинами, расположенными под передней частью кабины.
Концы пружин свободно надеваются на чашки, а для предупреждения выскакивания частей пружины в случае ее пйломки имеется страховой трос. В передней части основания кабины предусмотрены два кронштейна, которые входят в проушины аналогичных кронштейнов, прикрепленных к лонжеронам рамы. Сочленение кронштейнов осуществляется с помощью осей с резинометаллическими втулками.
В задней части кабины крепится запорный механизм, основными элементами которого являются два крюка: основной запорный удерживающий и дублирующий (на случай самопроизвольного открывания первого). Запорный крюк плотно прижимает кабину к подушкам, которые закреплены на опорной балке.
В опрокинутом состоянии кабина удерживается упором-ограничителем, состоящим из двух рычагов, и закрепляется защелкой. Упор-ограничитель складывающегося типа с шарнирным сочленением. Верхний рычаг упора крепится к кабине, нижний рычаг к лонжерону рамы.
Для опрокидывания кабины выводят из зацепления основной и дублирующий крюки и, перемещая рукоятку упорного механизма на себя, поднимают кабину. При этом усилие, необходимое для опрокидывания кабины, не превышает 15 кгс. Наклон кабины равен 42°, что вполне достаточно для свободного доступа к двигателю.
Регулируемое сиденье. У большинства современных грузовых автомобилей сиденья в кабине делаются раздельными. При этом сиденье можно регулировать как в горизонтальном, так и вертикальном направлениях. Кроме того, спинку его можно наклонять на различный угол.
В продольном направлении сиденье перемещается при помощи устройства типа салазок, а по высоте его регулируют перестановкой болтов, крепящих каркас сиденья к подставке.
Двери кабины грузовых автомобипей имеют опускающиеся стекла, а также поворотные стекла-форточки. Стекла дверей поднимаются и фиксируются в поднятом положении одно- или двухрычажными стеклоподъемниками Для предохранения стекла от самопроизвольного опускания стеклоподъемник снабжен тормозным механизмом, установленным в барабане на приводном валике.
В обе двери вставлены замки с ручками, позволяющими открывать их изнутри и снаружи. Одна из дверей может запираться на ключ, но только снаружи. Замки дверей оборудованы предохранителями, препятствующими самопроизвольному открыванию дверей во время движения.
Кузова легковых автомобилей, как правило, выполняются цельнометаллическими и относятся к несущему типу. Все панели кузова соединяют дуговой сваркой, в некоторых случаях точечной сваркой крепятся к кузову также крылья (автомобили ВАЗ).
Для предохранения кузова от коррозии его подвергают фосфатизации и грунтуют способом окунания с применением электрофореза. При таком способе обработки все поверхности кузова получают равномерное защитное покрытие, вплоть до закрытых сечений. Снизу на пол кузова наносится прочный слой защитной мастики, способный выдержать удары от мелких камней, вылетающих из-под колес автомобиля.
Отдельные элементы кузова изготовлены из стального листа различной толщины, эти элементы в достаточной мере усилены в местах, подвергающихся динамической нагрузке. Конструкция кузова выполнена с учетом уменьшения шума и снижения передаваемых вибраций. Шумоизопяционные проклад-ки, приклеенные к внутренней поверхности панелей кузова, выполняют одновременно функции теплоизоляции.
Ветровое стекло типа триплекс (с внутренней прозрачной прокладкой) не дает осколков, даже разбившись при сильном ударе.
Все двери кузова имеют замки роторного типа с двойной блокировкой. Дверь изнутри может быть закрыта нажатием кнопки и открыта внутренней ручкой.
Передние сиденья раздепьные, положение их может быть отрегулировано перемещением в продопьном направлении, можно также изменить наклон спинки каждого сиденья, обеспечив удобную посадку для водителя и пассажира. Обе спинки могут быть откинуты в горизонтапьное положение для получения спальных мест. Заднее сиденье диванного типа нерегулируемое.
Приняты меры по повышению пассивной безопасности, т. е. уменьшению опасности травмирования водителя и пассажиров в случае дорожно-транспортного происшествия. С этой целью применяют мягкую обивку дверей, утапливают рукоятки дверей и стеклоподъемников, щиток приборов выполняют из полиуретана, а в его конфигурации исключают резкие грани и острые углы.
Спинке сиденья придается форма, обеспечивающая наименьшую утомляемость водителя, на ней устанавливается подголовник. Особое внимание уделяется тому, чтобы в случае аварии водитель и пассажиры оставались внутри кузова. С этой целью введены привязные ремни с быстродействующими замками, допускающие лишь ограниченное перемещение людей, сидящих на своих местах.
Для внутренней отделки используют матовые материалы, не отбрасывающие солнечных бликов в поле зрения водителя, что может сильно помешать управлению автомобилем.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Кузов, кабина и регулируемое сиденье грузового автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы