Лебедка используется для самовытаскивания автомобиля при преодолении труднопроходимых участков пути, вытаскивания других застрявших автомобилей и для облегчения погрузки тяжелых грузов на прицеп.
Лебедка установлена на верхних полках лонжеронов рамы автомобиля за кабиной. Трос может выдаваться назад и вперед с помощью тросовыдающих устройств (рис. 122). Привод лебедки осуществляется карданным валом открытого типа от коробки отбора мощности. Крестовины карданного вала унифицированы с крестовинами карданного вала автомобиля ГАЗ-51. Вилка 22 карданного вала закреплена на червяке редуктора лебедки предохранительным болтом, который срезается в случае превышения допускаемого усилия на тросе. Предохранительный болт имеет диаметр 8-o,i мм и изготовлен из стали 40.
Рис. 122. Установка лебедки на раме автомобиля КрАЗ-255Б:
Рис. 123. Лебедка:
1— подшипник; 2— сальник; 3 — крышка подшипника; 4 — угольник крепления лебедки; 5 — крышка картера редуктора лебедки; 6 — сапун; 7 — пружина наконечника автоматического тормоза; 8 — картер редуктора лебедки; 9 — пробка контрольного отверстия; 10— червячное колесо; 11 — установочный штифт; 12 — втулка вала; 13 — шпонка; 14 — маслосъемник; 15 — упорная шайба; 16 — стопорный винт втулки барабана; 17 — вал; 18— барабан лебедки; 19 — втулка барабана; 20 — упорное кольцо; 21 — вилка включения кулачковой муфты;. 22 — кронштейн; 23 — рычаг включения муфты; 24 — головка рычага; 25 — стопор рычага; 26 — втулка опоры лебедки; 27 — опора лебедки; 28 — шпонка муфты; 29 — кулачковая муфта; 30 — пресс-масленка; 31 — палец ленты тормоза; 32 — лента предохранительного тормоза; 33 — фрикционная накладка предохранительного тормоза; 34 — зажим крепления троса; 35 — наконечник ленты; 36 — пружина; 37 — ограничитель навивки троса; 38 — пробка маслозаливного отверстия; 39 — угольник крепления лебедки; 40 — лента автоматического тормоза барабана лебедки; 41 — барабан автоматического тормоза; 42 — картер тормоза;. 43 — упорная шайба; 44 — сальник; 45 — уплотнительная прокладка; 46 — подшипник; 47 — пробка маслосливного отверстия; 48 — вал червяка; 49 — регулировочные прокладки
Трос лебедки закреплен на барабане двумя прижимами. Свободный конец троса через ролики выведен назад автомобиля и закреплен в коуше с помощью клина. При движении автомобиля коуш рекомендуется зацеплять за задний буксирный прибор. Трос может быть выведен вперед автомобиля по оттяжным, поддерживающему и направляющим роликам, установленным на лонжероне рамы. При выдаче троса вперед коуш необходимо снимать.
Лебедка (рис. 123) состоит из червячного редуктора, барабана, кулачковой муфты, опоры вала лебедки и угольников крепления.
Механизмы лебедки, соединенные с вертикальными полками переднего и заднего угольников, крепятся к раме автомобиля.
Червячный редуктор лебедки размещен в картере, закрытом крышкой. Картер и крышка отлиты из серого чугуна СЧ15-22 и зафиксированы установочными штифтами и болтами. Отверстия под втулки вала лебедки расточены на картере в сборе с крышкой, поэтому их нельзя разукомплектовывать. В нижней части картера предусмотрено отверстие с резьбой K\3U” для сливной пробки, а сбоку — отверстие для контрольной пробки. В отверстия приливов крышки ввернуты сапун и пробка заливного отверстия.
Крутящий момент от карданного вала привода лебедки передается на однозаходный червяк редуктора, изготовленный из стали 40Х. Осевой модуль червяка равен. Червяк вращается на двух шариковых подшипниках. Между крышкой и картером установлены стальные штампованные регулировочные прокладки толщиной 0,5 и 0,1 мм.
Радиально-упорный шарикоподшипник, воспринимающий осевую нагрузку при работе лебедки, закрыт картером тормоза. Картер и крышка отлиты из серого чугуна СЧ21-40. Червячное колесо 10 передает крутящий момент на вал лебедки через две призматические стальные шпонки. Колесо —сборное, состоит из кованой ступицы, изготовленной из стали 40Х, и бронзового венца, отлитого из бронзы ОФЮ-1. Вал лебедки, выполненный из стали 40Х с твердостью после термообработки HRC 33-38, вращается в двух втулках картера редуктора и во втулке опоры лебедки. Втулки отлиты из бронзы ОЦС5-5-5.
В опоре установлена вилка включения кулачковой муфты лебедки. На валу лебедки свободно вращается на втулках барабан, отлитый из стали. На торце барабана со стороны муфты имеются четыре кулачка, через которые передается крутящий момент при включении кулачковой муфты. Муфта изготовлена из стали 15ХГНТА, цементирована на глубину 1,5—1,9 мм и закалена до твердости HRC 52—63. Вилка, качающаяся на оси, соединена с рычагом 23 включения муфты. Подпружиненный стопор фиксирует рычаг в двух положениях: верхнем — муфта выключена и нижнем — включена.
При перемещении муфты вдоль вала торцовые кулачки ее входят в зацепление с торцовыми кулачками барабана и вращаются с ним заодно. Кулачковая муфта должна постоянно находиться в зацеплении с барабаном, кроме случаев разматывания троса лебедки вручную. Для удержания барабана от свободного вращения при разматывании троса предусмотрен предохранительный тормоз ленточного типа, который крепится к угольникам лебедки. Лента предохранительного тормоза изготовлена из стали 65Г толщиной 1 мм, Фрикционная накладка ленты прижимается к шейке диаметром 296 мм барабана лебедки пружиной. Поджатие пружины, а следовательно, тормозной момент регулируется гайками, навернутыми на резьбу наконечника ленты. Тормоз должен быть отрегулирован так, чтобы при выключенном положении кулачковой муфты не было свободного вращения барабана на валу, а разматывание троса осуществлялось от руки без особых усилий.
Автоматический тормоз обеспечивает дополнительное торможение червяка редуктора при выключении сцепления, а также при срезе предохранительного болта фланца вилки карданного вала. Барабан автоматического тормоза диаметром 152 мм отлит из серого чугуна СЧ21-40 и установлен на заднем конце вала червяка. Торможение осуществляется лентой 40 с фрикционными накладками. Пружина затягивает ленту в направлении, противоположном вращению вала червяка при наматывании троса лебедки. Лента, увлекаемая силой трения, сжимает пружину, что приводит к ослаблению нажатия ленты на барабан, т. е. к прекращению торможения. При обратном вращении вала червяка происходит самозатягивание ленты, что вызывает притормаживание барабана. Лента изготовлена из стали 08 толщиной 2 м. Фрикционные накладки приклепаны заклепками. Натяжение тормозной ленты регулируется соответствующей затяжкой пружины. Смазка втулок барабана и задней опоры вала осуществляется через пресс-масленки, а деталей червячного редуктора — разбрызгиванием масла, залитого в картер лебедки до уровня контрольного отверстия.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Лебедка автомобиля КрАЗ-255Б"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы