Централизованная система предназначена для повышения проходимости автомобиля на тяжелых участках пути путем снижения давления воздуха в шинах. В случае прокола камеры система позволяет продолжать движение до базы (гаража) без замены колеса, при условии, что производительность компрессора может восполнить утечку воздуха из поврежденной шины.
В централизованную систему регулирования входят кран управления давлением с клапаном-ограничителем, колесные краны, уплотнительное устройство в ступицах, воздухопроводы и шланги.
Кран управления давлением воздуха в шинах (золотникового типа) соединяет внутреннюю полость колес с пневматической системой автомобиля при накачке шин или с атмосферой при снижении давления воздуха в них. К корпусу крана (рис. 118) крепится клапан-ограничитель, отключающий систему регулирования давления воздуха в шинах от пневматической системы автомобиля при понижении давления в воздушных баллонах до 4,5 кгс/см2 и менее. Благодаря этому в пневматическом приводе тормозов всегда сохраняется давление воздуха, необходимое для надежного торможения автомобиля. Корпус отлит из алюминиевого сплава АЛ 10В. К отверстию А с резьбой К ZU” подводится сжатый воздух из пневмосистемы автомобиля.
Рис. 118. Кран управления давлением воздуха в шинах:
1 — регулировочный болт; 2— контргайка; 3— упорная шайба; 4 — пружина клапана ограничителя; 5 — крышка клапана ограничителя; 6 — диафрагма; 7 — корпус; 8 — сальник; 9 — опорная шайба; 10 — распорная втулка; 11 —центрирующая шайба; 12 — направляющая золотника; 13 — золотник крана; 14 — контргайка; 15 — тяга крана; 16 и 17 — кронштейны крепления тяги; 18 — рукоятка тяги; 19 — штифт тяги; 20 — палец; 21 — наконечник тяги; 22 — палец; 23 — кронштейн крепления крана; 24 — замочное кольцо; 25 — распорное кольцо сальника; 26 — упорная тарелка
Воздух поступает в кольцевую полость корпуса под диафрагму толщиной 1 мм с утолщением до 6 мм в средней части. На диафрагму через упорную тарелку давит пружина, усилие которой изменяется регулировочным болтом. Пружина клапана навита из проволоки диаметром 4 мм, длина ее в свободном состоянии 47 мм, под нагрузкой 54,5±3 кгс равна 18 мм.
Кран крепится к кронштейну, установленному на щитке передка кабины. Золотник крана соединен с вилкой тяги пальцем. Алюминиевая рукоятка, связанная с тягой, может занимать одно из трех положений: от себя — накачка шин; на себя — выпуск воздуха из шин в атмосферу; нейтральное положение — кран закрыт, давление в шинах постоянное.
Все три положения рукоятки фиксируются в прорезях кронштейна механизма управления. Когда золотник вдвинут до упора вперед, фиксатор должен установиться в прорезь. Если фиксатор не устанавливается в это положение, необходимо отрегулировать длину тяги. В случае тугого перемещения золотника кран следует разобрать, промыть его детали в бензине и смазать смазкой ЦИАТИМ-201.
Утечка воздуха через сальники крана не допускается и должна быть устранена подтягиванием гайки (направляющей золотника).
Колесный кран предназначен для отключения шины от системы подкачки при длительных стоянках автомобиля и в случае нарушения герметичности воздухоподводящей магистрали. Кран крепится к защитному кожуху, приваренному к ободу колеса, с помощью гайки.
Корпус колесного крана изготовлен из стали и имеет ряд сообщающихся каналов. Отверстие в седле перекрывается шариком диаметром 9 мм. Шток уплотнен резиновым уплот-нительным кольцом. Воздух подводится к крану через отверстие А и штуцер переходного шланга колеса системы накачки шин. К штуцеру корпуса с отверстием Б крепится вентиль колеса.
Для возможности накачки колеса от постороннего источника сжатого воздуха в отверстие корпуса ввернут штуцер с приваренным к нему корпусом вентиля. Колесный кран закрывается и открывается специальным ключом, входящим в комплект шоферского инструмента.
Уплотнительное устройство ступиц колес автомобилей КрАЗ-255Б и КрАЗ-255В, предназначенное для передачи воздуха от неподвижных узлов централизованной системы накачки шин к вращающимся шинам (рис. 120), размещено в специальной втулке, запрессованной в ступицу колеса.
Рис. 119. Колесный кран:
1 — шток запорной пробки; 2 — шайба; 3 — уплотнительное кольцо; 4 — накидная гайка; 5 — держатель запорного шарика; 6 — запорный шарик; 7 — седло; 8 — заглушка; 9 — корпус крана; 10 — гайка; 11 — штуцер; 12 — корпус вентиля; 13 — золотник вентиля; 14 — колпачок
Рис. 120. Подвод воздуха к шинам задних колес:
1 — колесный кран; 2— колесо; 3 — соединительный шланг; 4— переходный штуцер шланга; 5 — ступица колеса; 6— воздухопровод; 7 — штуцер; 8 —кожух полуоси; 9 — полуось; 10 — упорная втулка; 11 — уплотнительное кольцо; 12 — стопорное кольцо; 13 — сальник; 14 — конусный упор: 15 — распорное кольцо; 16 — втулка ступицы; 17 — специальный болт
Сжатый воздух из полости упорной втулки по трем радиальным отверстиям диаметром 3 мм поступает во внутреннюю полость распорного кольца, установленного в центральной части втулки. В горизонтальной перемычке кольца просверлены четыре отверстия диаметром 4 мм, по которым воздух проходит в верхнюю полость, образованную канавкой кольца и поверхностью втулки. Во втулке нарезано отверстие с конической резьбой, в которое ввернут переходный штуцер соединительного шланга. По шлангу воздух поступает к колесному крану, а оттуда — в камеру колеса.
Герметизация распорного кольца, вращающегося вместе со ступицей колеса, осуществляется при помощи резиноармированных сальников.
Уход за системой регулирования давления воздуха в шинах заключается в промывке сальников в чистом дизельном топливе или керосине и смазке их рабочих кромок смазкой ЦИАТИМ-201. При замене смазки в ступицах надо следить, чтобы она не попадала в полости каналов и отверстие подводящего штуцера системы регулирования давления воздуха в шинах.
Во время подготовки автомобиля к летней и зимней эксплуатации рекомендуется продувать трубопроводы и шланги системы регулирования давления воздуха в шинах при работающем двигателе и давлении воздуха в пневматической системе не менее 5 кгс/см2. Поочередно отсоединяя конец шланга, идущего к колесному крану, продувают каждую ветвь трубопровода кратковременным плавным переводом рукоятки крана управления давлением в положение «Накачка».
При движении автомобиля по дорогам с твердым покрытием и укатанным грунтовым дорогам давление воздуха в шинах должно быть 3,5±0,2 кгс/см2. Для преодоления тяжелых участков заболоченной местности, снежной целины и сыпучих песков допускается временное снижение давления в шинах.
После преодоления тяжелых участков пути необходимо остановиться и довести давление воздуха в шинах до нормального значения. Непрерывное движение при давлении воздуха в шинах 1 кгс/см2 не должно превышать 5 км.
Давление воздуха в шинах определяется по манометру на панели приборов в кабине при нейтральном положении рукоятки крана управления давлением и открытых колесных кранах. При необходимости определить давление воздуха в отдельной шине следует перекрыть краны остальных шин. Для снижения давления воздуха в шинах рукоятку крана управления установить в положение «Выпуск», а для увеличения давления — плавно перевести в положение «Накачка», фиксируя при этом достижение нужного давления установкой рукоятки крана в нейтральное положение.
Запрещается переводить рукоятку крана управления давлением в положение «Накачка» при закрытых колесных кранах.
Не следует злоупотреблять снижением давления воздуха в шинах, так как срок службы шин при этом сокращается. Запрещается снижать давление воздуха в шинах при движении автомобиля- по дорогам с неровным твердым покрытием для увеличения плавности хода. При продолжительном движении по дорогам с твердым покрытием на максимальной скорости (особенно в летнее время) колесные краны рекомендуется закрывать во избежание преждевременного износа манжетов уплотнительного устройства вследствие повышения давления воздуха в шинах.
В остальных случаях движения автомобиля колесные краны должны быть открытыми, закрывать их следует только на длительных стоянках во избежание утечки воздуха из шин через неплотности трубопроводов и гибких шлангов. В исправной системе падение давления воздуха с 3,5 кгс/см2 (при нейтральном положении рукоя-ятки крана управления давлением и открытых колесных кранах) не должно превышать 0,5 кгс/см2 за 2 ч стоянки автомобиля. Чтобы выявить причину утечки воздуха, необходимо закрыть колесные краны и контролировать падение давления воздуха по манометру. Поочередно оставляя открытым один из колесных кранов, продолжать поиски до обнаружения неисправности.
Для надежной работы системы регулирования давления воздуха в шинах зимой при температуре окружающей среды ниже —5 °С рекомендуется в конце рабочего дня (при постановке автомобиля на стоянку) закрывать колесные краны во избежание утечки воздуха из шин; открывать их следует после пробега 20—30 км.
Рис. 121. Коробка отбора мощности:
1 — сапун; 2 — крышка переднего подшипника вала ведомой шестерни; 3 — подшипник; 4 — ведомая шестерня; 5— ось промежуточной шестерни; 6 — подшипник промежуточной шестерни; 7 — промежуточная шестерня; 8 — установочный винт оси; 9 —замковая шайба винта; 10 — крышка заднего подшипника вала ведомой шестерни; 11 и 19 — сальники; 12 — вилка карданного вала привода лебедки; 13 — картер; 14 — заглушка гнезда штока; 15 — шарик-фиксатор штока вилки; 16 — шток вилки; 17 — вилка включения коробки отбора мощности; 18 — крышка сальника штока вилки
Точная фиксация обеспечивается двумя установочными штифтами.
В картере, отлитом из специального чугуна, на оси диаметром 32_o,oi7 мм и двух роликовых подшипниках вращается промежуточная шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней отбора мощности первичного вала раздаточной коробки. Ведомая шестерня 4 может перемещаться вдоль шлиц ведомого вала для включения и выключения коробки. Ведомый вал изготовлен из стали 45, а его шлицы для повышения износостойкости закалены на глубину 1—3 мм до твердости не менее HRC 52.
В крышке заднего подшипника смонтирован двухкромочный резиноармированный сальник. На шлицах вала установлена вилка карданного вала лебедки. Шестерни коробки отбора мощности и ось изготовлены из стали 15 ХГНТА, цементованы на глубину 0,9—1,2 мм и закалены до твердости HRC 58—64.
Перемещение ведомой шестерни вдоль шлиц вала осуществляется при помощи вилки, установленной на штоке с помощью стопорного винта с конусным концом. Шток и вилка изготовлены из стали 45. Для фиксации штока вилки в двух положениях служит шарик, прижимаемый к штоку пружиной. На штоке имеются два цилиндрических паза глубиной 3,6 мм.
Управление коробкой отбора мощности производится из кабины рычагом, соединенным с помощью тяги со штоком. Отбор мощности включен, когда рычаг занимает переднее положение, и выключен, когда рычаг находится в заднем положении. Для включения коробки отбора мощности необходимо поставить рычаг управления раздаточной коробкой в нейтральное положение и ввести в зацепление зубья ведомой и промежуточной шестерен, выжать сцепление, включить необходимую передачу коробки передач и отпустить педаль сцепления.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Централизованная система регулирования давления воздуха в шинах автомобилей КрАЗ-255Б и КрАЗ-255В"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы