Седельно-сцепное устройство автомобиля КрАЗ-255В предназначено для шарнирного соединения тягача с полуприцепом. Оно является одновременно опорой для передней части полуприцепа.
Фланцы плиты прикреплены к раме автомобиля. В отверстиях бобышек плиты установлена ось балансира седла, изготовленная из стали 40 и термооб-работанная до твердости НВ 207—241. В торцах оси засверлены отверстия и нарезана резьба для установки пресс-масленок. Через эти масленки смазка подается к трущимся поверхностям оси. На ось надет балансир, представляющий собой балку коробчатого сечения. В отверстиях диамет-ром 50 + 0,17 мм приливов балансира установлена ось 6 седла. Между осями балансира и седла установлен сухарь, препятствующий вращению оси в балансире.
Одновременно сухарь является опорой для оси седла.
Седло является опорной деталью для переднего конца рамы полуприцепа. Задний конец седла вытянут и раздвоен по форме ласточкина хвоста. Раздвоенная часть служит направляющей для шкворня рамы полуприцепа при его сцепке с автомобилем. Седло может поворачиваться с осью в отверстиях балансира в продольной плоскости автомобиля до 15° и в поперечном до 3°.
Седельное устройство с двумя степенями свободы разгружает раму тягача и полуприцепа от деформации кручения, которая может возникать при движении автопоезда по неровной дороге и обеспечивает поворот полуприцепа в горизонтальной плоскости на 100° в обе стороны. Нижняя плита, балансир и седло отлиты из стали 40Л. В приливах седла размещен механизм для сцепки седла со шкворнем полуприцепа. Оба захвата сцепного устройства могут поворачиваться вокруг пальцев. В теле пальца просверлены каналы для подвода смазки к трущимся поверхностям соединения через пресс-масленки.
Рис. 1. Седельно-сцепное устройство:
1— нижняя плита; 2 — ось балансира седла; 3 — балансир седла; 4 — предохранительная планка;] 5 — седло; 6— ось седла; 7 — сухарь оси седла; 8— пресс-масленка; 9 — пружина; 10 — шплинт; 11 — болт крепления оси седла; 12—буфер; 13 — палец захвата; 14 — запорный кулак; 15 — рычаг; 16 — упор скобы кулака; 17 — пружина; 18 — шток захватов; 19 — выступ кулака; 20 — защелка кулака; 21 — пружина защелки; 22 —штифт; 23 — шип; 24 — захват
Задние концы захватов образуют зев, необходимый для улавливания шкворня полуприцепа при сцепке с тягачом. В сомкнутом положении захваты образуют отверстие диаметром 50,8 Xo’,tмм под шкворень полуприцепа и надежно удерживают шкворень от перемещений в горизонтальной и вертикальной плоскости. В вертикальной плоскости перемещению шкворня препятствует цилиндрическая проточка на нем, куда входят захваты. В горизонтальной плоскости шкворень фиксируется полукольцевыми выточками захватов, а раскрытию захватов препятствует запорный кулак, входящий в передний зев. Запорный кулак поджимается к захватам пружиной, надетой на шток. С седлом кулак соединен при помощи ступенчатой шпильки, относительно которой он перемещается вдоль прорези. Шпилька ввернута в резьбовое отверстие седла и заварена дуговой сваркой со стороны опорной поверхности.
При расцепке или сцепке автопоезда необходимо повернуть в сторону предохранительную планку и переместить вперед по ходу движения автомобиля рукоятку рычага. При этом кулак выходит из переднего зева захватов. Когда автомобиль отъезжает от полуприцепа, шкворень полуприцепа разводит захваты и выходит из зацепления с ними. Двигаясь назад для сцепки с полуприцепом, автомобиль вводит в соприкосновение задние губки захватов со шкворнем полуприцепа. Шкворень раздвигает захваты, которые потом захватывают его своими полукольцевыми выточками. Запорный кулак под воздействием пружины входит между передними губками и фиксирует захваты в сомкнутом, положении, а предохранительная планка под влиянием собственного веса занимает вертикальное положение, препятствуя перемещению штока кулака при случайном нажатии на рычаг.
—
Ниже приведены требования технических условий к основным деталям седельного устройства автомобиля ЗИЛ-130В, его сборке и испытанию.
Зоны термического влияния швов, отремонтированных сваркой деталей, должны быть упрочнены наклепом. На лицевых поверхностях швы должны быть зачищены; при этом-захват основного металла в околошовной зоне не допускается.
Неплоскостность опорных поверхностей плиты не более 0,5 мм. Неплоскостность верхней плиты седла в сборе не более 3 мм.
Обратные уклоны рабочих, поверхностей, сопрягаемых с запорным кулаком, не допускаются. Обратные уклоны поверхностей сопрягаемых с губками сцепного механизма не допускаются.
Рабочие поверхности запорного кулака и контура губок долж: ны взаимно прилегать между собой, образуя равномерный зазор между сторонами разъема губок. Губки должны лежать в одной плоскости с точностью 1 мм. Положение губок регулируется с помощью прокладок. Допускается установка прокладок с одной стороны. При этом осевое перемещение губки не должно превышать 0,5 мм.
Шток кулака при закрытом замке нё должен выступать на пределы торца отверстия 0 25 мм в седле. Защелка кулака должна фиксировать кулак при подготовке седла к сцепке. Вращение седла и балансира на осях должно, быть плавным, без заеданий. Вставлять запорный кулак в направляющий паз седла необходимо так, чтобы рукоятка управления расцепкой вОшла в паз скобы кулака.
Гайку оси запорного кулака затянуть моментом, обеспечивающим свободное перемещение кулака в пазу. Перемещение запорного кулака производить рукояткой управления расцепкой. Гайку оси законтрить шплинтом. Гайку оси защелки затянуть моментом, обеспечивающим свободное вращение защелки. Гайку защелки и оси рукоятки законтрить шплинтами. Защелка кулака при открытых губках должна удерживать кулак на взводе, обеспечивая свободный проход шкворня в раствор губок.
Надежность крепления седельного устройства и правильность работы механизма сцепки проверяются сцепкой и расцепкой седельного тягача с полуприцепом, имеющим .общую массу с грузом не менее 7000 кг.
Испытание должно проводиться в следующем порядке:
— для сцепки седельного тягача с полуприцепом отвести в сторону предохранитель самосцепки, установить рычаг управления в крайнее переднее положение;
— надежно затормозить полуприцеп стояночным тормозом;
— плавно подать седельный тягач задним ходом под полуприцеп. При этом сцепка должна произойти автоматически. Рычаг управления должен вернуться в крайнее заднее положение, предохранитель саморасцепки — занять рабочее положение;
— поднять подставку полуприцепа;
— осуществить резкое трогание тягача с места и убедиться в надежности сцепки.
Для расцепки опустить подставку полуприцепа до упора, надежно зафиксировать ее. Установить рычаг управления расцепкой в крайнее переднее положение. Предохранитель саморасцепки при этом предварительно отвести в сторону.
При выезде седельного тягача из-под полуприцепа расцепка должна произойти автоматически. Рычаг управления расцепкой должен вернуться в крайнее заднее положение, предохранитель расцепки — занять рабочее положение.
После испытания седельного устройства необходимо убедиться в исправности его деталей. В случае повреждения детали подлежат замене, а седельное устройство повторному испытанию.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Седельно-сцепное устройство автомобиля КрАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы