Комплекс работ по принудительному техническому обслуживанию автомобилей в плановом порядке способствует предупреждению, выявлению и своевременному устранению отказов и неисправностей, а также уменьшению интенсивности изнашивания деталей. Техническое обслуживание предусматривает контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехнические, уборочно-моечные и другие виды работ, которые выполняются, как правило, без снятия и разборки агрегатов и узлов автомобиля.
«Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», введенное в 1971 г., устанавливает следующие виды технического обслуживания: ежедневное техническое обслуживание (ЕО); первое техническое обслуживание (TO-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное техническое обслуживание (СО) — при подготовке автомобиля к зимней и летней эксплуатации.
На автомобиле-лесовозе КрАЗ-255Л дополнительно к перечисленным выше работам проверить: состояние коников, их вертикальных стоек и запоров тросов стоек, шплинтовку шкворней и пальцев коников; надежность крепления троса лебедки в передней балке дышла прицепа-роспуска и шплинтовку пальца; работу фиксаторов запорного устройства дышла; состояние тросов крестообразной сцепки и их крепление к тяговой балке автомобиля и раме роспуска состояние и крепление поддерживающего троса, шплинтовку пальцев к тяговой балке.
Контрольный осмотр в пути (на привалах и остановках) предусматривает:
1. Проверку на ощупь степень нагрева ступиц колес, тормозных барабанов, шаровых опор переднего ведущего моста и картеров главных передач ведущих мостов.
2. Осмотр шин и удаление посторонних предметов, застрявших в протекторе или между сдвоенными шинами лесовозного прицепа-роспуска.
3. Проверку герметичности систем питания, смазки, охлаждения пневмосистемы.
4. Проверку надежности сцепки автомобиля с прицепом (полуприцепом), а на лесовозе — состояние тросов крестообразной сцепки, коников, их вертикальных стоек и запоров тросов стоек.
По окончании работы автомобиля на линии выполнить следующие работы:
1. Очистить автомобиль от грязи и пыли, вымыть и осмотреть.
2. Заправить баки топливом.
3. Через 4—5 мин после остановки двигателя проверить уровень масла в поддоне двигателя, топливном насосе высокого давления и регуляторе числа оборотов. При необходимости долить масло до уровня верхних меток масломерных щупов.
4. При эксплуатации автомобиля зимой слить из фильтров грубой и тонкой очистки по 0,1 л топлива для удаления конденсирующейся воды. После этого пустить двигатель и дать ему проработать 3—4 мин для удаления воздушных пробок.
5. Спустить конденсат из влагомаслоотделителя и воздушных баллонов через сливные краники. При этом в пневмосистеме автомобиля давление воздуха должно быть 5—7 кгс/см2, а двигатель должен работать.
6. Осмотреть шины и извлечь посторонние предметы, застрявшие в протекторе. Проверить наличие всех гаек крепления колес.
Рис. 132. Схема точек смазки шасси.
7. В зимнее время при безгаражном хранении автомобиля необходимо слить воду из системы охлаждения двигателя через краники на нижнем патрубке радиатора, котла и насосного агрегата пускового подогревателя. По истечении 1—2 мин после слива воды два раза включить электродвигатель насосного агрегата на 5—10 с для удаления конденсата и остатков воды из водяного насоса подогревателя.
8. Отключить аккумуляторные батареи выключателем массы.
Первое техническое обслуживание
При проведении ТО-1 необходимо выполнять весь объем работ ежедневного технического обслуживания и дополнительно:
1. Промыть фильтр центробежной очистки масла.
2. Проверить натяжение приводных ремней генератора, компрессора, водяного насоса и насоса гидроусилителя руля.
3. Проверить величину свободного и полного хода педали сцепления.
4. Проверить величину свободного и полного хода педали ножного тормоза.
5. При работающем двигателе проверить свободный ход рулевого колеса.
6. Проверить, нет ли люфта в шарнирах рулевых‘тяг и гидроуси- ‘ лителя.
7. Проверить зазоры между тормозными барабанами и колодками ручного и колесных тормозов, а также ход штоков тормозных цилиндров.
8. Проверить состояние рессор, амортизаторов, шарнирных соединений реактивных штанг задней подвески автомобиля.
9. Проверить герметичность пневматической системы. В холодное время года перед проверкой герметичности автомобиль необходимо установить в теплое помещение.
10. На автомобилях КрАЗ-255Б и КрАЗ-255В проверить герметичность централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах, особое внимание обратив на состояние гибких шлангов и их соединения. Проверку следует производить после охлаждения шин до температуры окружающей среды.
11. На автомобиле KpA3-255JI проверить давление воздуха в шинах.
12. Проверить работу предохранительного клапана пневматической системы, потянув за стержень. Выход воздуха должен прекратиться после того, как стержень возвратится в первоначальное положение.
13. На автомобиле КрАЗ-255Л проверить, нет ли зазора межДу дышлом и резиновым амортизатором в ложементе (седловине) ограждения кабины при погруженном роспуске.
14. Очистить аккумуляторные батареи от пыли и грязи, прочистить вентиляционные отверстия в пробках элементов, проверить надежность крепления проводов к выводным клеммам, удалить с них окислы и покрыть клеммы тонким слоем консистентной смазки или технического вазелина. Проверить надежность крепления батарей.
15. Проверить уровень электролита в элементах аккумуляторных батарей. Он должен доходить до нижнего торца тубуса заливной горловины.
16. Проверить надежность крепления: стартера и генератора к двигателю; промежуточной опоры карданных валов к балке среднего моста; сошки на валу сектора рулевого механизма; шаровых пальцев рулевых тяг и гидроусилителя в рычагах (после расшплин-товки); рычагов поворотных кулаков и крышек подшипников шкворней переднего ведущего моста; кронштейнов и хомутов выхлопных труб и глушителя; тормоза-замедлителя; седельного устройства автомобиля КрАЗ-255В к раме; платформы автомобиля КрАЗ-255Б к раме; коника и состояние его шкворня на лесовозе КрАЗ-255Л.
17. Слить из топливных баков по 1 л, а из фильтров грубой и тонкой очистки по 0,1 л отстоя топлива.
18. Проверить и довести до нормы уровень масла: в поддоне двигателя; в картере коробки передач; в раздаточной коробке; в картере раздаточной коробки привода переднего моста; в корпусе промежуточной опоры карданных валов; в картерах ведущих мостов; в балансирах задней подвески; в картере рулевого механизма; в бачке гидроусилителя; в картере лебедки автомобилей КрАЗ-255Б и КрАЗ-255Л.
19. Смазать автомобиль согласно рекомендациям карт смазки.
20. Промыть фильтрующий элемент и масляную ванну воздушного фильтра. По окончании технического обслуживания проверить работу агрегатов и механизмов в движении автомобиля.
21. Дополнительно через одно ТО-1 необходимо заменить масло в системе смазки двигателя (при эксплуатации двигателя на масле М10В смену производить при ТО-2), промыть элемент фильтра грубой очистки масла и корпус фильтра.
Второе техническое обслуживание
При проведении ТО-2 необходимо выполнить весь объем работ первого технического обслуживания и дополнительно:
1. Заменить элементы фильтров тонкой и грубой очистки топлива и промыть корпусы фильтров.
2. Проверить и отрегулировать величину отхода среднего диска сцепления на величину 1 мм.
3. Проверить состояние радиаторов системы охлаждения и системы смазки двигателя, при необходимости прочистить их и устранить подтекание масла.
4. Проверить работу компрессора по времени заполнения пневматической системы.
5. Проверить состояние пружины коромысла и резиновых уплот-нительных колец плунжеров разгрузочного устройства компрессора, изношенные детали заменить новыми.
6. Снять и промыть воздушный фильтр регулятора давления воздуха. Проверить интервалы давления воздуха, при которых срабатывает регулятор.
7. Снять ступицы передних и задних колес и заменить смазку в подшипниках согласно рекомендациям карты смазки. Одновременно очистить тормозные барабаны и тормозные колодки от пыли, грязи и смазки, если она попала на трущиеся поверхности. Проверить степень изношенности накладок тормозных колодок. При необходимости заменить накладки новыми. Смазать оси тормозных колодок и втулки разжимных кулаков.
8. При снятых ступицах проверить и при необходимости устранить люфт в подшипниках кулаков переднего ведущего моста.
9. Проверить и при необходимости отрегулировать схождение передних колес.
10. Проверить состояние электропроводки и контактных соединений в системе электрооборудования. При необходимости заизоли-ровать поврежденную электропроводку, очистить от грязи и пыли контактные соединения и подтянуть винты крепления наконечников проводов.
11. Проверить степень заряженности аккумуляторных батарей.
12. Проверить и при необходимости отрегулировать установку фар по световому пятну.
13. На автомобиле КрАЗ-255Л тщательно осмотреть узлы лесовозного оборудования, убедиться в отсутствии трещин, повреждения устранить заваркой или поставить новые детали; проверить степень износа штоков запорного устройства дышла и при необходимости заменить или реставрировать штоки.
14. Проверить надежность крепления и при необходимости подтянуть резьбовые соединения: пускового подогревателя; компрессора; силового агрегата;- водяного радиатора; картеров главных передач; кронштейнов задней балансирной подвески; фланцевых соединений и крышек подшипников карданных валов; насоса гидроусилителя рулевого управления; картера рулевого механизма; рулевой колонки; опор раздаточной коробки; фланцев полуосей переднего, среднего и заднего мостов; шаровых опор; корпуса подшипников ведущей конической шестерни и крышек подшипников ведущей цилиндрической шестерни к картерам редукторов ведущих мостов; балансиров задней подвески; кронштейнов реактивных штанг; шаровых пальцев в приливах балок заднего и среднего ведущих мостов и в кронштейнах; пробок наконечников реактивных штанг; кронштейнов и крышек передних рессор; гаек стремянок передних и задних рессор; кронштейнов амортизаторов к раме; гаек колес; лебедки на автомобилях КрАЗ-255Б и КрАЗ-255Л; кабины, крыльев и кронштейнов подножек; стяжных лент и кронштейнов топливных баков; тормозных цйлиндров колесных тормозов и тормозного крана к лонжерону рамы.
15. Снять, разобрать и промыть в бензине или дизельном топливе фильтрующий элемент и детали влагомаслоотделителя.
16. Отключить аккумуляторные батареи выключателем массы, снять генератор с двигателя и отправить его в электромастерскую для профилактики.
17. Сменить масло в агрегатах и смазать автомобиль согласно рекомендациям карты смазки. Покрыть тонким слоем консистентной смазки трущиеся поверхности замков, петель дверей, стеклоподъемников, привода управления двигателем.
18. Дополнительно через одно ТО-2 необходимо: снять форсунки с двигателя и проверить их работу на стенде в мастерской по ремонту топливной аппаратуры; проверить и, если необходимо, отрегулировать угол опережения впрыска топлива; сменить масло в коробке передач с промывкой картера, сетки и магнита веретенным маслом (при использовании масел заменителей МТ-16п, МК-22, МС-14 смену масла производить при каждом ТО-2); сменить масла и смазать точки смазки, предусмотренные картой смазки через одно ТО-2; проверить и при необходимости отрегулировать зазоры в клапанном механизме; отсоединить карданный вал привода переднего моста со стороны скользящей вилки, снять скользящую вилку, промыть детали шлицевого соединения в дизельном топливе и смазать свежей смазкой; поставить детали на место.
19. Дополнительно при каждом пятом ТО-2 необходимо: снять с двигателя топливный насос высокого давления, проверить и при необходимости отрегулировать его на стенде в мастерской по ремонту топливной аппаратуры; снять стартер и отправить его в электромастерскую для проверки состояния щеточно-коллекторно-го узла, контактной системы реле и момента включения; снять головку цилиндров компрессора и очистить от нагара днища поршней, клапаны, их седла, пружины и воздушные каналы; проверить работу клапанов и их герметичность (клапаны, не обеспечивающие герметичность, заменить новыми и притереть к седлам до получения непрерывного кольцевого контакта); установить головку цилиндров и затянуть гайки шпилек равномерно, в два приема; проверить и при необходимости отрегулировать предварительный натяг подшипников шестерен главных передач ведущих мостов и зацепление конических шестерен, проверить момент затяжки гаек крышек подшипников дифференциала.
Cезонное техническое обслуживание
Подготовку автомобиля к летней или зимней эксплуатации рекомендуется приурочивать к очередному (плановому) техническому обслуживанию. Кроме плановых работ, необходимо:
При подготовке к летней эксплуатации:
1. Снять и промыть поддон блока двигателя и сетку заборника масляного насоса.
2. Снять и промыть топливные баки.
3. Включить масляные радиаторы системы смазки двигателя краником, расположенным с левой стороны блока.
4. Сменить масла (если применяются не всесезонные) и смазки на летние сорта в агрегатах и узлах согласно рекомендациям карты смазки.
5. Отключить отопитель кабины от системы охлаждения.
6. Снять батареи и отправить их на перезарядку.
7. Снять вентилятор обдува водителя, разобрать электродвигатель и в войлочные накопители смазки подшипников закапать по 10—15 капель чистого дизельного масла.
8. Снять спидометр и в масленку приводного валика на хвостовике корпуса закапать 2—3 капли чистого дизельного масла. Предварительно сняв латунную заглушку, вынуть фитиль, промыть его в бензине, отжать и пропитать маслом. После закапывания масла, в отверстие масленки вставить фитиль и установить заглушку.
9. Снять силовой цилиндр и пневмоклапан педали тормоза-замедлителя, промыть их детали в чистом дизельном топливе, просушить и смазать смазкой ЦИАТИМ-201.
10. Заправить топливные баки летним сортом топлива.
При подготовке к зимней эксплуатации:
1. Снять и промыть поддон блока двигателя и сетку заборника масляного насоса.
2. Снять и промыть топливные баки.
3. Отключить масляные радиаторы системы смазки двигателя.
4. Сменить масла (если применяются не всесезонные) и смазки на зимние сорта в агрегатах и узлах согласно рекомендациям карты смазки.
5. Подключить отопитель кабины к системе охлаждения двигателя, проверить его работу.
6. Снять вентилятор отопителя кабины. Разобрать электродвигатель и в войлочные накопители смазки подшипников закапать по 10—15 капель чистого дизельного масла.
7. Проверить и при небходимости отрегулировать работу жалюзи или шторки радиатора системы охлаждения двигателя.
8. Проверить исправность термостатов и удалить накипь из сис-стемы охлаждения.
9. Подготовить пусковой подогреватель и проверить его работу.
10. Снять силовой цилиндр-и пневмоклапан педали тормоза-замедлителя, разобрать, промыть их детали в чистом дизельном топливе, просушить и смазать смазкой ЦИАТИМ-201.
11. Заправить топливные баки зимними сортами топлива.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Объемы технического обслуживания автомобилей КрАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы