Требования, предъявляемые к маслам, зависят от температурного с скоростного режимов работы двигателя, удельных давлений на трущихся поверхностях, рода металла, качества обработки и в сопряженных трущихся деталях. Кроме того, они зависят от условий эксплуатации автомобиля, климатической зоны и сезона года. Поэтому масло определенного сорта может быть вполне приемлемым для одного двигателя и в то же время совершенно непригодным для другого.
Хотя наличие нескольких сортов масел, которыми снабжаются автотранспортные предприятия с разномарочными автомобилями, и является необходимым, нельзя все же признать целесообразным чрезмерное их увеличение. Большое количество сортов масел усложняет и удорожает ведение складского хозяйства, увеличивает потребности в площади складских помещений и таре, повышает запасы хранящегося масла и сумму оборотных средств на него, затрудняет контроль 8а качеством иасла. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, сократить количество применяемых марок масел для автомобильных двигателей можно за счет освоения производства более универсальных масел, пригодных для использования при изменении условий эксплуатации в широких пределах. Отечественной промышленностью уже освоено производство так называемых универсальных масел, например масло М-10Г, предназначенное как для карбюраторных, так и для дизельных двигателей. Производство таких масел, как правило, более сложное и дорогое, но их применение может быть более экономичным из-за снижения эксплуатационных затрат. Поэтому целесообразность постановки на производство универсальных масел может быть обоснована только экономическим расчетом, учитывающий! как производственные, так и эксплуатационные затраты.
Следует признать также перспективным направлением развитие производства так называемых долгоработающнх масел, которые работают без смены 15—20 тыс. км и более пробега автомобиля.
Согласно принятой классификации масел они в зависимости от области их применения (по существующей классификации двигателей) подразделяются на группы.
Для автомобильных масел установлены группы: А, Б, В, Г, Д, рассчитанные на применение в двигателях с различной тепловой и механической напряженностью.
Масла группы А предназначены для нефорсированных карбюраторных и дизельных двигателей. Они имеют ограниченное применение ввиду их недостаточно удовлетворительных эксплуатационных свойств.
Масла групп Б, В и Г, в свою очередь, подразделяются на подгруппы, предназначенные для карбюраторных и дизельных двигателей. Масла для карбюраторных двигателей обозначаются с индексом «I» — (Бх, Вг, Гх) и для дизельных индексом «2» — (Б2, В2, Г2), а универсальные масла только одной буквой (Б, В, Г).
Итак, масла с обозначением Бх предназначены для смазки малофорсированных карбюраторных, а масла с обозначением В2 — для смазки малофорсированных дизельных двигателей, масла группы Bj и В2 — для смазки среднефорсированных карбюраторных и дизельных двигателей соответственно, а масла группы Гх и Г2 — для смазки высокофорсированных карбюраторных и дизельных двигателей соответственно.
Масла группы Д выпускаются для высокофорсированных дизельных двигателей, работающих в тяжелых условиях.
Для отнесения масла к данной группе оно должно выдержать соответствующее испытание на двигателе в сравнении с эталоном.
В зависимости от условий применения, эксплуатационных свойств п уровня вязкости масла в пределах каждой группы подразделяются па марки. Предусмотрено семь классов вязкости с пределами от 6 до 20 сСт при 100° С : 6; 8; 10; 12; 14; 16 и 20 ± 0,5 сСт.
Таким образом, маркировка масел состоит из буквенных и циф-, Ровых индексов. Например, маркировка М-8БХ указывает на то, что это моторное масло (буква М) предназначено для малофорсировап-ных карбюраторных двигателей (буква BL) и его уровень вязкости 8 сСт при 100° С (цифра 8).
В маркировке масел встречаются дополнительно и некоторые другие индексы. Например, буквы «з» и «л» указывают па то, что масло зимнее или летнее соответственно, а буква «к», что оно предназначено для двигателей типа «КамАЗ».
Указанная выше классификация и маркировка масел введена с 1974 г. До этого масла классифицировались в зависимости от типа двигателя, вязкости масла и способа его очистки. Например, в обозначениях АС-8 и ДС-8 буква А указывает на то, что оно предназначено для карбюраторных, а Д — для дизельных двигателей, буква С — получено селективной очисткой и цифра 8 — кинематическая вязкость при 100 °С в сСт.
Несколько отличается маркировка загущенных масел. Например, в названии масла М-6/10В2 буква М указывает на то, что оно моторное, цифра 6 обозначает класс вязкости, у которого величина вязкости при температуре минус 18 °С находится в пределах 2600— 10 400 сСт, буква «з» обозначает, что масло содержит загущающие присадки и предназначено для применения всесезонно. Цифра 10 — кинематическая вязкость при 100 °С сСт и В2 — масло для средне-форсированных дизельных двигателей.
При этом масла с вязкостью 6 и 8 сСт при 100 °С следует применять в зимний период, а масла с вязкостью 10, 11 и 12 сСт — в летний период года. Загущенное масло М-10Га можно применять круглый год, а масло ДС-11 зимой для дизельных двигателей.
Оно характеризуется высоким индексом вязкости, удовлетворительными вязкостно-температурными свойствами, достаточно высокой щелочностью при небольшой зольности, удовлетворительной термоокислительной стабильностью.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Марки масел для двигателей и область их применения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы