Асфальтобетонную массу, приготовленную асфальтосмесите- лем, вывозят на место укладки автосамосвалами: применять для вывозки массы бортовые автомашины можно только для мелких ремонтных работ, так как при длительной выгрузке вручную из кузова грузовика масса может остыть и сделаться не годной для укладки в покрытие.
В нормальных условиях разрешается укладывать асфальтобетонную массу с температурой 110—130° в зависимости от состава смеси, сорта вяжущего материала (битума или дегтя) и температуры окружающего воздуха. В каждом отдельном случае допустимые пределы температуры укладываемой массы оговариваются в технических условиях на сооружение покрытия.
За время перевозки (обычно на расстояние до 10 км) в автомашине масса несколько остывает. Чтобы на месте укладки масса имела нужную температуру, ее выпускают из асфальтосмеси- теля с несколько большей степенью нагрева (температура массы, выпускаемой из смесителя, колеблется в пределах 160—180°).
Температуру массы при выпуске из смесителя и на месте укладки измеряют непосредственным погружением ртутного термометра и регистрируют в рабочем журнале производителя работ.
Асфальтобетонную массу укладывают на подготовленное дорожное основание слоем заданной толщины. Для укладки асфальтобетонной массы применяют специальные машины — укладчики асфальтобетона.
Укладчик асфальтобетона Д-150А
Укладчик асфальтобетона Д-150А (рис. 187) предназначается для приема массы из кузовов автосамосвалов, укладки массы слоем заданной толщины, выглаживания поверхности укладываемого слоя и его предварительного уплотнения. В работе укладчик двигается бункером вперед.
Рис. 187. Укладчик асфальтобетона Д-150А:
1 — выглаживающая плита; 2 — упряжные балки; 3 — привод механизмов плиты; 4— сиденье; 5 — рычаги управления; 6 — рама; 7—-двигатель; 3 — гидроцилнндр; 9 — гусеница; 10 — приемный бункер
Ходовая часть укладчика состоит из двух гусениц. Над ними расположен приемный бункер для массы, выгружаемой из автосамосвала.
На раме 6 машины установлены двигатель, узлы и механизмы трансмиссии, сиденье оператора и рычаги управления.
Рабочие органы укладчика подвешены к раме, машины на двух упряжных балках. Рабочие органы поднимаются в нерабочее положение двумя гидроцилиндрами.
Ременная передача привода рабочих органов заключена в двух шарнирно сочлененных кожухах.
Технологическая схема работы укладчика представлена на рис. 188. В работе укладчик непрерывно движется, опираясь гусеницами на основание дорожной одежды.
Автосамосвалы осаживаются задним ходом навстречу движению укладчика асфальтобетона и упираются своими задними колесами в его упорные ролики; водитель автосамосвала выключает шестерни коробки перемены передач и включает механизм опрокидывания кузова. Во время опрокидывания кузова и выгрузки из него массы автосамосвал движется вперед вместе с укладчиком асфальтобетона за счет толкающего усилия последнего. По окончании выгрузки автосамосвал отъезжает вперед от укладчика асфальтобетона своим ходом.
Рис. 188. Технологическая схема работы укладчика асфальтобетона Д-150А:
1 — выглаживающая плита; 2 —трамбующий брус; 3 — разравнивающие шнеки; 4 — скребковый питатель; 5 —заслонка; 6 — приемный бункер; 7— автосамосвал; S — упорный .ролик; 9 — колесо автосамосвала
Масса, выгруженная в приемный бункер укладчика, подается назад по ходу машины скребковым питателем, состоящим из двух параллельных секций, каждая из которых имеет отдельный привод.
На своем пути масса, подаваемая питателем, встречает заслонку. Щель, образуемая заслонкой и дном питателя, регулируется по высоте, от чего зависит количество материала, пропускаемого в единицу времени из бункера в рабочее пространство машины перед выглаживающей плитой. Заслонка состоит из трех самостоятельно регулируемых секций, благодаря чему толщина пропускаемого ею слоя массы может быть различной по ширине питателя.
Пройдя заслонку, масса продолжает подаваться назад скребковым питателем и, пройдя всю длину днища последнего, сваливается вниз на поверхность дорожного основания.
Здесь масса подвергается воздействию двух секций шнеков, которые равномерно разравнивают ее по всей ширине укладки., Каждая секция шнеков, имеет отдельный привод, связанный с приводом соответствующей секции питателя; благодаря этому правая и левая секции шнеков могут включаться ,в работу отдельно друг от друга, но вместе с соответствующими одноименными секциями скребкового питатепя. Таким образом, оператор может регулировать равномерность подачи массы по ширине питателя при неравномерной загрузке бункера по ширине.
Затем масса, разравниваемая шнеками, попадает под воздействие трамбующего бруса, колеблющегося в вертикальной .плоскости с частотой 1400 ударов в минуту.
Трамбующий брус подминает под себя массу и слегка ее уплотняет, одновременно сгребая вперед своей передней гранью излишнюю массу и волоча ее перед собой.
Уплотненная трамбующим брусом 2 масса попадает под надвигающуюся на нее выглаживающую плиту, которая выглаживает поверхность слоя массы своей нижней полированной поверхностью. За укладчиком остается полоса асфальтобетонного покрытия, имеющая ровную и гладкую поверхность.
Для того чтобы масса не прилипала к плите, последнюю перед работой подогревают специальным обогревающим устройством; в процессе работы она сохраняет достаточно высокую температуру за счет тепла соприкасающейся с ней асфальтобетонной массы.
Кинематическая схема укладчика асфальтобетона Д-150А представлена на рис. 189. Все агрегаты и механизмы машины приводятся от двигателя У5М мощностью 40 л. с. при 1400 об/мин.
От двигателя через соединительную фрикционную муфту приводится коробка перемены передач.
Шкив муфты сидит на валу свободно, а при включении фрикционных дисков начинает вращаться вместе с валом. Однорядная клиноременная передача связывает шкив муфты с промежуточным валом, на котором закреплены еще два шкива однорядных клиноремеиных передач. Эти передачи приводят во вращение шкивы эксцентриковых валов трамбующих брусьев, вследствие чего брусья начинают колебаться в вертикальной плоскости. Таким образом, посредством фрикционной муфты оператор может произвольно, в зависимости от необходимости, включать или выключать трамбование брусьями.
Вал муфты проходит сквозь коробку и на противоположном конце имеет двойной шкив одинарных клиноременных передач привода топливного насоса и воздуходувки. Насос и воздуходувка нужны для подачи топлива и воздуха к форсунке отопительной системы выглаживающей плиты.
Рис. 189. Кинематическая схема укладчика асфальтобетона Д-150А:
1 – двигатель; 2 — вал фрикционов; 3 — ведущий вал питателя; 4 — промежуточный вал; 5 — ведущая звездочка гусеницы; 6 — шнек; 7 — трамбующий брус; 8 — редуктор мешалки; 9 — мешалка; 10— скребковый питатель; 11 — звездочки привода шнеков и питателей; 12 — коробка перемены передач; 13 — топливный насос; 14 — воздуходувка; 15 — соединительная фрикционная муфта
Коробка перемены передач посредством системы переключаемых шестерен, смонтированных на параллельных валах, передает вращение валу фрикционов.
В системе зубчатых передач коробки перемены передач имеется вал заднего хода, реверсирующий направление вращения всех валов коробки и в том числе вала. Таким образом, вал может вращаться в обе стороны.
Рядом с коробкой перемены передач на валу смонтированы фрикционные муфты и ведущие звездочки цепных передач, приводящих звездочки, и далее ведущие валы секций скребкового питателя и шнеков. При помощи фрикционных муфт могут раздельно включаться в работу секции питателя и шнеков правой и левой стороны машины. Включать секции шнеков раздельно от секций питателей невозможно; секции питателя и шнеков одной стороны машины всегда включаются в работу одновременно. Таким образом, вместе с началом подачи массы в рабочее пространство машины немедленно начинается разравнивание ее шнеком, чем предотвращается возможность местного скопления массы в рабочем пространстве машины.
Кроме того, а валу имеются еще две фрикционные муфты, сблокированные с ведущими звездочками цепных передач. Эти цепные передачи приводят во вращение ведущие звездочки 5 гусениц машины при помощи промежуточной цилиндрической зубчатой’ пары и бортовой цепной передачи.
Направление движения гусениц реверсируется переключением передач в коробке.
Включение обеих фрикционных муфт соответствует равномерному движению обеих гусениц. При выключении одной из фрикционных муфт соответствующая гусеница прекращает движение, а другая гусеница, продолжая двигаться в прежнем направлении, поворачивает машину в сторону неподвижной гусеницы.
Машина может поворачиваться как на переднем, так и на заднем ходу.
Для работы на комкующихся смесях или на смесях с большим содержанием битума предусмотрена съемная мешалка, представляющая собой собранный из отдельных секций вал, снабженный перемешивающими лопатками. Работа мешалки в этом случае нужна для поддержания равномерности состава асфальтобетонной массы путем ее перемешивания.
Рис. 190. Рабочие органы:
Редуктор ставится с левой стороны выглаживающей плиты в тех случаях, когда необходима работа мешалки; мешалка собирается на опорах, укрепляемых в передней части рамы выглаживающей плиты.
Привод вала мешалки осуществляется цепной передачей от трехвального редуктора, который, в свою очередь, приводится бруса и скребка, подвешенного на шарнирах к раме.
Полость служит для прохода продуктов сгорания (газов) при обогреве плиты перед работой.
Скребок прижимает брус к плите при помощи стержней с пружинами таким образом, при вертикальных колебаниях брус находится между плитой и скребком. Частицы асфальтобетонной массы, прилипающие к трамбующему брусу, очищаются скребком и отбрасываются им вперед к неуложенной массе.
Выглаживающая плита укладчика как бы плывет по укладываемой массе; нижняя поверхность плиты составляет с направлением движения небольшой угол — 15—40, в зависимости от пластичности смеси. Нажим плиты уравновешивается сопротивлением сжимаемой ею массы.
Рис. 191. Схема регулирования и установки выглаживающей плиты: а — в поперечном направлении; б — в продольном направлении
На этом взаимодействии плиты и массы основано регулирование толщины укладываемого слоя (рис. 191).
При увеличении угла между нижней плоскостью плиты и направлением движения (положение 5) возрастает сопротивление массы и плита поднимается до тех пор, пока угол не будет уменьшен до первоначального размера; толщина слоя укладки при этом увеличивается.
При уменьшении угла (положение 7) сопротивление массы уменьшится и плита будет опускаться до тех пор, пока угол не увеличится до первоначального размера; благодаря этому толщина слоя укладки уменьшится.
Положение 6 соответствует установившемуся движению с постоянной толщиной укладываемого слоя.
Угол установки плиты изменяют вращением регулировочных винтов.
Плита укладчика разрезана на две равные части. Изменением установки регулирующих винтов по обеим сторонам машины можно придавать поверхности укладываемого слоя односкатный поперечный уклон (положение 2). Имеется возможность придавать слою горизонтальную поверхность (положение 1). Точно так же можно пригонять толщину слоя и уклон его поверхности к ранее уложенному слою при смежной укладке (положение 3).
При помощи дополнительного регулирующего устройства можно устанавливать половинки плиты под углом друг к другу и таким образом укладывать слой с двухскатным поперечным уклоном (положение 4).
При укладке высокопластичных смесей песчаного асфальта сопротивление укладываемой массы недостаточно для уравновешивания нагрузки от плиты. Для уменьшения этой нагрузки в конструкции укладчика имеется узел вывешивающей пружины, которая при помощи канатов принимает на Себя часть веса плиты и таким образом разгружает укладываемую массу от излишнего давления плиты.
Для подъема плиты в нерабочее положение служат гидроцилиндры, подпирающие упряжные балки плиты. Наполнение цилиндров маслом для подъема балок и плиты производится ручным насосом, установленным на раме укладчика. Насос развивает давление до 150 кг/см2.
Ширина рабочих органов укладчика асфальтобетона Д-150А — плиты, трамбующего бруса, шнеков и мешалки — 3030 мм, этот размер является основной шириной укладываемой им полосы.
В комплекте укладчика имеются также дополнительные сменные надставки шириной по 250 мм, которые устанавливают по обеим сторонам машины (к плите, трамбующему брусу, шнекам и мешалке); тогда ширина укладываемой полосы увеличивается до 3530 мм. Надставки можно также устанавливать только с одной стороны машины, что дает возможность укладывать полосу шириной 3280 мм.
Кроме того, имеется возможность укладывать полосу шириной, меньшей основного размера. Для этого на концах шнеков нужно установить закладные башмаки, уменьшающие ширину распределения массы путем выключения из работы части витков шнеков. При этом к плите прикрепляют боковые фартуки, ограничивающие ширину полосы укладки.
Дополнительные приспособления позволяют уменьшить ширину укладываемой полосы до 2500 мм. Сужающие башмаки могут быть применены только с одной стороны машины для получения ширины укладки 2750 мм.
Описанные приспособления позволяют регулировать в указанных пределах ширину укладываемой полосы.
Производительность укладчика зависит главным образом от коэффициента использования рабочего времени, так как прочие величины в формуле являются технологическими параметрами покрытия и от оператора не зависят.
Эксплуатация укладчика асфальтобетона Д-150А
Укладчик асфальтобетона обслуживается в работе оператором, двумя его помощниками и двумя или тремя вспомогательными рабочими.
Оператор управляет движением машины и всеми ее рабочими органами и механизмами. Его помощники следят за качеством и толщиной покрытия и, если нужно, регулируют положение выглаживающей плиты при изменении толщины слоя укладки. Они помогают также оператору при уходе за машиной, при ее очистке и переналадке для перехода на другую ширину слоя укладки.
Вспомогательные рабочие работают на приемном бункере укладчика. Они очищают лопатами кузов автосамосвала от остатков невыеыпавшейся массы, очищают боковые стенки приемного бункера укладчика асфальтобетона от налипающей массы и .подравнивают края смежного, ранее уложенного слоя.
На укладчике асфальтобетона имеется два рабочих места (сиденья) оператора, перед которыми располагаются дублированные рычаги и педали управления. Если укладчик асфальтобетона работает рядом с ранее уложенным слоем, то оператор сидит на месте, расположенном со стороны этого смежного слоя (справа, если слой находится справа от машины, и наоборот).
Оператор следит за количеством маосы в рабочем пространстве машины и включает питатель, если массы перед плитой недостаточно. Он включает одну из секций питателя, если со стороны, снабжаемой этой секцией, масса выработана. Управляя механизмом ходовых гусениц, оператор придает машине правильное направление движения и следит за работой двигателя машины.
Укладчик асфальтобетона может начинать работу по укладке новой полосы тремя способами:
1) от кромки ранее уложенной полосы;
2) от подкладной доеки, которая определяет .толщину подлежащего укладке слоя;
3) на новом месте, начиная укладку от нулевой толщины слоя.
В первых двух случаях укладчик асфальтобетона подается задним ходом, и выглаживающая плита устанавливается всей поверхностью на ранее уложенный слой покрытия или на подкладную доску; при этом трамбующий брус не должен находиться на ранее уложенном слое или подкладной доске во избежание ударов его по твердой поверхности при начале движения. Не двигаясь с места, оператор включает питатель и шнеки и заполняет массой рабочее пространство перед плитой. Затем включается в работу трамбующий брус и начинается движение машины вперед. В начале движения, на первых 1—2 м, помощники оператора должны отрегулировать положение выглаживающей плиты, обеспечивающее укладку слоя заданной толщины.
В третьем случае оператор также заполняет массой рабочее пространство машины и начинает ее движение, не включая трамбующий брус.
Его помощники на первых 3—4 м должны отрегулировать положение выглаживающей плиты. Оператор может включать трамбующий брус, когда под плитой будет слой массы толщиной 1—1,5 см.
Укладчик асфальтобетона является машиной непрерывного действия, и его бесперебойная работа зависит главным образом от налаженной подачи асфальтобетонной массы и от подготовки фронта работ. Перерыв в подаче массы автосамосвалами вызывает простой укладчика асфальтобетона и связанную с этим потерю некоторого количества массы, которая остывает в бункере машины и становится не годной для укладки (эту массу выбрасывают).
Производительность укладчика асфальтобетона зависит от скорости его движения, так как скорость подачи массы питателем связана постоянной передачей со скоростью движения гусениц. При работе на высоких скоростях движения машины увеличивается количество укладываемой массы.
Однако верхний предел допустимой скорости определяется не столько производительностью, сколько качеством укладываемого покрытия. При чрезмерно высокой скорости поступательного движения машины шнеки неудовлетворительно распределяют массу по ширине полосы: образуются местные скопления массы, затрудняющие работу трамбующего бруса; масса недостаточно подается шнеками к краям полосы и получаются рваные края уложенного покрытия, пропуски или плохая стыковка с ранее уложенным слоем.
При завышенной скорости работы машины асфальтобетонная масса недостаточно прорабатывается трамбующим брусом и плита оставляет за собой поперечные трещины в готовом покрытии.
Оператор должен выбрать для данного сорта асфальтобетонной массы и для заданной толщины слоя такую скорость движения, которая обеспечила бы надлежащее качество уложенного покрытия и высокую производительность.
Нужную скорость движения подбирают опытным путем при начале работы в данных конкретных условиях.
При работе в холодную погоду плиту необходимо периодически подогревать, что можно делать на ходу машины.
Покрытие, уложенное укладчиком асфальтобетона, должно быть уплотнено для обеспечения нужной прочности и водонепроницаемости. Асфальтобетонные покрытия уплотняют моторными катками с гладкими вальцами.
Обычно непосредственно за укладчиком асфальтобетона движется несколько катков, которые за несколько проходов доводят уложенный слой покрытия до нужной степени уплотнения. Перерыв во времени между укладкой и укаткой слоя недопустим, так как масса может остыть и катки не смогут уплотнить холодное покрытие.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Машины для транспортирования и укладки асфальтобетонной смеси"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы