Для изготовления деталей путевых, дорожных и строительных машин используется сталь в виде листового и профильного проката, а также чугун, цветные металлы и неметаллические материалы. По химическому составу сталь подразделяется на углеродистую и легированную. Углеродистая сталь наряду с железом и углеродом содержит марганец (до 1%) и кремний (до 0,4%), а также вредные примеси — серу и фосфор. В состав легированной стали помимо указанных компонентов входят легирующие элементы (хром, никель, молибден, вольфрам, ванадий, титан и др.), которые повышают качество стали и придают ей особые свойства.
Сталь по применению подразделяют на конструкционную (с содержанием углерода до 0,7%) и инструментальную (с содержанием углерода от 0,7 до 2%). Конструкционную сталь в свою очередь подразделяют на обыкновенную (ГОСТ 380—71), качественную (ГОСТ 1050—74) и легированную (ГОСТ 4543—71).
Сталь углеродистая обыкновенная обозначается марками: СтО, Ст1, Ст2, СтЗ, Ст4, Ст5, Стб, Ст7. Цифра указывает примерное содержание углерода в десятых долях процента. Сталь СтО и Ст1 применяют для изготовления неответственных металлоконструкций; сталь Ст2 — для заклепок; СтЗ и Ст4 — для основных металлоконструкций и крепежных деталей; Ст5, Стб и Ст7— для осей, валов, шпонок и зубчатых колес.
Сталь углеродистая качественная обозначается марками: Сталь 10, 15, 20, 30, 35, 40, 45, 50, 55, 60. Цифры показывают среднее содержание углерода в стали в сотых долях процента. Эти стали имеют гарантированный химический ^состав и механические свойства, поэтому они применяются для изготовления более ответственных деталей. Стали 10, 20, 30 и 35 хорошо свариваются.
Легированные конструкционные стали подразделяют на низколегированные, легированные качественные и высококачественные. Применяют для изготовления ответственных деталей, а также деталей, работающих на истирание (15 Г, 30Г). Легирующие элементы обозначают буквами: В — вольфрам, Г — марганец, Д — медь, М — молибден, Н — никель, Р — бор, С — кремний, Т — титан, X — хром, Ф — ванадий, Ю — алюминий. Высококачественные легированные стали отмечают буквой А в конце обозначения. Например, марка 38Х2МЮА означает высококачественную сталь с содержанием углерода 0,38%, хрома 2%, молибдена и алюминия около 1% каждого.
Чугун, применяемый в машиностроении, разделяется на серый, белый, отбеленный и ковкий. Углерода в чугуне содержится до 3,6%.
Серый чугун (ГОСТ 1412—70) подразделяется на девять марок и обозначается от СЧ12-28 до СЧ38-60. Первые две цифры маркировки обозначают предел прочности при растяжении, а две последние — при изгибе в кгс/мм2 (1 кгс/мм2«10 МПа). Серый чугун обладает свойством хорошего заполнения формь?, а поэтому применяется для изготовления литых деталей сложной конфигурации (корпусы, шкивы, рычаги и Др.). Наибольшей прочностью и износостойкостью обладает серый чугун с графитизирующими добавками. Такой чугун называется модифицированным.
Белые и отбеленные чугуны характеризуются высокой твердостью, допускающей обработку резанием только инструментами из твердых сплавов. Наиболее ответственные детали изготовляют из белого чугуна с легирующими добавками. Добавки никеля и бора делают чугун износостойким, а хрома — теплостойким.
Ковкий чугун получают длительным обжигом отливок из белого чугуна. Название ковкий чугун условное. Все заготовки из ковкого чугуна получают только отливкой. Он обладает большей пластичностью, вязкостью и прочностью, хорошо воспринимает ударные нагрузки. Механические свойства ковкого чугуна регламентированы ГОСТ 121-5—59. Он обозначается начальными буквами КЧ и цифрами, обозначающими величину предела прочности при растяжении и относительного удлинения при разрыве.
Сплавы цветных металлов подразделяют на три группы: сплавы на медной основе, баббиты и легкие – сплавы. Сплавы на медной основе в свою очередь делятся на бронзы и латуни.
Бронза — сплав меди с оловом, свинцом, алюминием, кремнием. Обладает высокими антифрикционными свойствами и хорошим сопротивлением коррозии. Бронза хорошо обрабатывается резанием, применяется в подшипниках скольжения, в червячных и винтовых колесах. Бронзы обозначают буквами Бр и условными обозначениями основных компонентов, кроме меди. Например, БрОЦС 6-6-3 обозначает бронзу с содержанием 6% олова, 6% цинка и 3% свинца, остальное медь.
Латунь — сплав меди с цинком. Сложные латуни дополнительно содержат свинец, кремний, марганец, алюминий, железо, никель, олово. Латунь применяется для изготовления труб, проволоки и различной арматуры. Латунь обозначают буквой Л и условным обозначением основных компонентов. Например, ЛАЖМц 66-6-3-2 обозначает алюминиево-железомарганцовистую латунь с содержанием 66% меди, 6% алюминия, 3% железа и 2% марганца. Остальное цинк.
Баббит — сплав на основе мягких металлов олова, свинца, кальция, никеля, меди и сурьмы, обладающий хорошими антифрикционными свойствами. Применяется для заливки вкладышей подшипников скольжения. Баббит обозначают буквой Б и цифрой, показывающей содержание олова в процентах. Например, Б83 обозначает баббит с содержанием олова 83%. Кроме этого, компонентами данного баббита является сурьма 11% и медь 6%.
Легкие сплавы — это сплавы на алюминиевой или магниевой основе. Наибольшее распространение получили сплавы алюминия с кремнием (силумин), медью (дюралюминий) и сплавы магния. Применяются для изготовления поршней быстроходных двигателей, быст-ровращающихся шкивов и деталей самолетов.
Пластические массы представляют собой материалы, полученные на основе высокомолекулярных органических соединений, преимущественно синтетических смол. В качестве заполнителя используют ткань, бумагу, древесные опилки, текстильные или стеклянные волокна. Наиболее распространенными пластмассами являются: текстолит — слоистый материал с наполнителем из хлопчатобумажной ткани, сильно спрессованной при температуре около 150 °С.
Применяют для изготовления зубчатых колес, шкивов, вкладышей подшипников и др.; – гетинакс — слоистый материал с наполнителем из листов бумаги. Он дешевле текстолита, но уступает ему по прочности; – асботекстолит — слоистый материал с наполнителем из асбестовой ткани. Используется для изготовления накладок тормозов и фрикционных муфт; – древеснослоистый пластик (ДСП) — изготовляют из пропитанного смолой и спр-ессованного березового шпона. Этот пластик обладает высокой прочностью и износостойкостью; – стеклопласт — пластмасса, получаемая пропиткой стеклянных волокон или тканей искусственной смолой с последующим прессованием. Стеклопласты отличаются высокой прочностью и упругостью; – органическое стекло — плексиглас — прозрачная пластмасса, выпускаемая в виде листов; – полиэтилен — пластмасса, получаемая в результате полимеризации газа этилена — твердый роговидный материал, идущий на изготовление труб, пленочных покрытий и тонких пленок.
В последние годы успешно применяют материалы, полученные на основе полиамидных смол. В СССР наибольшее распространение получил поликапролактам (капрон) или капролон. Последний в 1,5 раза прочнее, чем капрон. Детали, изготовленные из капрона и капролона обладают высокой прочностью, износостойкостью, химической стойкостью и хорошим сцеплением с металлом.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Материалы деталей путевых машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы