Для производства шин и РТИ используют резины различного состава (в зависимости от функционального назначения изделия), технические ткани, корды на полимерной основе, металлокорды, стальную проволоку и др.
Обычно резиновая смесь содержит более десятка различных компонентов, каждый из которых придает ей, а в конечном счете и резине вполне конкретные технологические и потребительские свойства.
Многообразие эксплуатационных требований, предъявляемых к резинотехническим изделиям, обеспечивается в основном выбором типа каучука. Для производства шин и РТИ применяется более 20 основных типов каучуков.
Натуральный каучук (НК) характеризуется высокой эластичностью, упругостью, растяжимостью под действием нагрузки, небольшим теплообразованием при многократных деформациях, высоким сопротивлением истиранию, газо- и водонепроницаемостью, высокой морозостойкостью. Недостаток НК — низкая стойкость к действию растворителей, топлив, масел, кислот, жиров.
Изопреновый каучук (СКИ) является синтетическим аналогом натурального каучука и характеризуется газонепроницаемостью, стойкостью к действию воды, ацетона, этилового спирта и нестоек к действию бензина, минеральных, растительных и животных масел, ароматических и хлорсодержащих углеводородов, щелочей и кислот. Недостатки изопренового каучука — низкая прочность вулка-низатов при повышенной температуре и плохая озоно- и атмосферо-стойкость.
Бутадиеновый каучук (СКД) обладает высокой эластичностью, повышенной износо- и морозостойкостью. К недостаткам его следует отнести низкую адгезию резины к металлу (для металлоармиро-ванных изделий) и трудности при переработке на оборудовании резиновых смесей на его основе.
Бутадиеннитрильный каучук (СКН) отличается высокой бензомаслостойкостью. Резины из СКН сохраняют эластичность до температуры 120 °С, хорошо крепятся к металлам и поэтому применяются для изготовления резинометаллических деталей, работающих в топливах и маслах, но недостаточно устойчив- к светоозонному старению.
Хлоропреновый каучук характеризуется повышенной свето-, озоно- и огнестойкостью и средней стойкостью к действию топлив и масел. Однако морозо- и теплостойкость этого каучука невысока.
Фторкаучук (СКФ) имеет высокую теплостойкость (до 200 °С), хорошую механическую прочность, сопротивление действию топлив, масел, органических жидкостей, сильных окислителей, но ограниченную морозостойкость.
Акрилатный каучук (АК) обладает повышенной износо-, тепло-, кислородо- и озоностойкостью, стойкостью к маслам и смазкам при высоких давлениях и температурах до 150 °С, устойчивостью к многократным деформациям. Низкая морозостойкость несколько ограничивает применение этого каучука.
Бутадиенстирольный (СКС) и бутадиенметил стирол ьный (СКМС) каучуки наиболее широко применяются в отечественном автомобилестроении. Выпускается несколько типов отечественных бутадиенстирольных каучуков для удовлетворения различных требований к ним: маслонаполненные каучуки, имеющие низкую стоимость; саженаполненные каучуки — с повышенным сопротивлением износу; бутадиенметилстирольный каучук (СКМС-10) с повышенной морозостойкостью и другие.
Массовость применения бутадиенстирольных каучуков обусловлена и тем, что использование его в комбинации с другими каучуками позволяет создать широкий ассортимент резин с улучшенными технологическими и экономическими характеристиками в сочетании с оптимальным комплексом эксплуатационных свойств. Резины на основе бутадиенстирольных каучуков имеют удовлетворительные прочностные свойства, высокое сопротивление износу, газонепроницаемость, морозо- и водостойкость.
К недостаткам следует отнести низкие погодостойкость и сопротивление озонному растрескиванию, топливо- и маслостойкость.
Бутилкаучук обладает высокой стойкостью к действию кислорода, тепловому старению, действию кислот и щелочей; характеризуется исключительно низкой газопроницаемостью. Основные недостатки — низкая эластичность и хладотекучесть.
Этиленпропилендиеновый каучук (СКЭПТ) позволяет получать резины с высокой стойкостью к окислению, озоно-, атмосферо-, тепло- и морозостойкостью, высокой прочностью и эластичностью. Удельная масса СКЭПТ ниже, чем у других каучуков. Недостатки — низкая адгезия, плохая совместимость с другими каучуками, низкая стойкость к маслам и горючим.
Вулканизующая группа содержит структурирующий агент, ускорители и активаторы вулканизации. Назначение этих веществ — перевод пластичной резиновой смеси в эластичную и прочную резину. В основе процесса лежат сложные химические превращения, осуществляемые в резиновой смеси путем взаимодействия веществ вулканизующей группы с каучуком при повышенных температурах и давлениях.
Противостарители — вещества, замедляющие процессы старения резин как при статических, так и при динамических режимах нагружения, защищающие наружные и внутренние элементы шины и РТИ от отрицательного влияния теплового, светового и озонного воздействий.
Пластификаторы (мягчители) включают специальные масла, битумы, смолы и другие материалы, придающие резиновым смесям дополнительную пластичность, способность легко перерабатываться на сложном оборудовании резинового производства, а также способствуют повышению эластичности и морозостойкости изделий.
Наполнители обязательны практически для каждой резины. Чаще всего в качестве наполнителей используются всевозможные марки технического углерода. Присутствие технического углерода в резине, при снижении расхода каучука, делает ее более прочной, повышает износостойкость, упругость, твердость.
На всех технологических переделах резинового производства работы осуществляются на специальном сложном оборудовании с большой энергоемкостью (резиносмесители, вальцы, каландры, червячные машины, форматоры-вулканизаторы, прессы и др.). Специфика переработки каучука исключает возможность получения резиновой смеси вне специализированного производства.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Материалы для производства шин и РТИ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы