Механизация сборочных работ при ремонте дорожных машин имеет большое значение вследствие значительной трудоемкости и веса собираемых объектов.
Во время сборки узлов агрегатов и машин применяют те же подъемно-транспортные средства, что и при разборке. Наибольшее распространение при сборке узлов и агрегатов получили консольные краны с электротельферами, при сборке машин — мостовые краны и кран-балки, которые применяются не только для подъема отдельных частей машин, но также для перевертывания их, транспортирования и поддержания в вывешенном состоянии при сборке.
При сборке узлов и агрегатов применяют поворотные стенды (рис. 84), металлические эстакады, рольганги и специализированные сборочные стенды.
Специализированный стенд с пневматическим приводом для сборки бортовых фрикционов бульдозеров состоит из рамы (рис. 85), на которой смонтирован барабан. В него устанавливается внутренний барабан И бортового фрикциона, на который надевают поочередно диски с наружными и внутренними зубьями и нажимную тарелку. В отверстия тарелки вставляют пальцы пружин, а сверху — коромысло, которое зажимает собранные детали. После этого барабан поворачивают на 180°. Шток поднимают в верхнее положение и надевают пружины (рис. 85, б) и тарелки на пальцы, накладывают прижимную плиту и закрепляют ее захватом.
Поворотом золотника подают сжатый воздух в цилиндре. Шток, перемещаясь вниз, сжимает пружины и позволяет надеть на них сухарики. Шток освобождают от захвата, опуская при помощи сжатого воздуха вниз, снимают прижимную плиту, а барабан поворачивают на 90°. В этом положении устанавливают полуось с фланцем. Поворотным устройством барабан устанавливают в первоначальное положение и ставят вилку выключения фрикциона, соединяя ее с корпусом упорного подшипника. Консольным краном снимают собранные диски фрикциона и надевают на них наружный барабан и фрикционные ленты.
Рабочее место для сборки гусеничных полотен бульдозеров состоит из металлической эстакады с рельсовыми путями и двумя поворотными кругами и механического гайковерта, перемещаемого рабочим по рельсам. На эстакаду укладывают два собранных гусеничных полотна, на звенья которых устанавливают башмаки, а в отверстия — башмачные болты с шайбами. На болты навертывают гайки на 3—4 нитки резьбы. После этого каждую гайку поочередно стопорят накидным ключом снизу, а сверху на головку болта насаживают ключ гайковерта. После пуска механический гайковерт свертывает болт до момента проскальзывания храпового устройства, расположенного в его патроне.
Рис. 84. Поворотный стенд для сборки тележек гусениц:
1 — стойка; 2 — подшипник; 3 — ось; 4 — рама стенда; 5 — тележка гусеницы; 6 — червячный редуктор; 7 —рукоятка
Собранное гусеничное полотно снимают краном со стенда и укладывают на специально отведенное место в пролете общей сборки трактора.
Во время укладывания следующего гусеничного полотна на правую часть стенда гайковерт перекатывают по рельсовому пути через поворотные круги на левую сторону, где собирают второе гусеничное полотно.
Механический гайковерт (рис. 86) может вращаться вокруг оси относительно катков с осью. Для облегчения поворота на каркасе гайковерта и плите катков укреплены диски, в которых сделаны кольцевые канавки для шариков.
Рис. 85. Стенд для сборки бортовых фрикционов бульдозера:
а — положение поворотной части стенда в начале сборки; 1 — рама; 2 и 11 — барабаны; 3 — диски; 4 — тарелка; 5 — зажим; 6 — коромысло; 7 — золотник; 8—пневматический цилиндр; 9 — поршень; 10 — шток; б — положение поворотной части стенда в конце сборки; 12 — захват; 13 — плита; 14 — тарелка; 15 — пружины; 16 — пальцы
Гайковерт передвигают по рельсам эстакады. Для удержания гайковерта во время работы в определенном положении установлены захваты.
Рис. 86. Механический гайковерт: 1 — редуктор; 2, 3, 7, 23 — шестерни; 4 — фрикционная муфта; 5, 6, 26 — кулачковые муфты- 8 — вал- 9 и 10 — шестерни конические; 11 —хомут; 12 — шпиндель; 13 — пружина; 14 — ключ; 15 — головка ключа- 16 — рельсы; 17 —захваты; 15 — корпус; 19 и 25 — оси: 20 — диск; 21 — верхнее основание; 22 — ремень; 24 — вал; 27 —эстакада; 28, 30, 31 —рычаги; 29 — электродвигатель
Передача от электродвигателя к шпинделю осуществляется через редуктор. При повороте рычага вправо включается фрикционная муфта, и шпиндель вращается с номинальными оборотами (45 об/мин). При повороте рычага влево включаются кулачковые муфты, и шпиндель вращается с замедленными оборотами (7,4 об/мин).
Рис. 87. Кулачковая муфта к гайковерту
При разборке гусеничных полотен для отвертывания гаек в шпиндель гайковерта вставляется ключ с головкой.
Рис. 88. Механизированные посты сборки бортового редуктора: / — до напрессовки; // — напрессовка; III — после напрессовки
При сборке гусеничных полотен в шпиндель гайковерта вставляют кулачковую муфту с головкой ключа, ведомой и ведущей муфтами. Предельное усилие муфты регулируют пружиной путем сжатия или ослабления ее посредством регулировочной втулки.
Применение механического-гайковерта на такой трудоемкой операции, как сборка и разборка гусеничных полотен трактора, облегчает труд рабочих и повышает производительность в 2 раза.
Применение гайковерта сохраняет большое количество болтов и гаек во время разборки. Наличие в гайковерте сменных ключей дает возможность использовать его для отвертывания и завертывания гаек и других узлов дорожных машин.
Механизированный пост сборки бортового редуктора (рис. 88) трактора имеет круговой конвейер с тележками, 100-тонный консольный пресс, стенд для сборки шестерен со ступицей редуктора и кран-укосину с тельфером, расположенную в центре конвейера.
Сборка бортового редуктора начинается на стенде для сборки шестерни со ступицей редуктора (рис. 89). Шестерню-венец и ступицу редуктора устанавливают в поворотное устройство стенда, после чего последнюю поворачивают маховиком на 180°, а винтовой упор доводят до соприкосновения с нижним торцом ступицы. После этого нагревают в масляной ванне конический роликовый подшипник и напрессовывают его на шейку ступицы, вставляют болты и поворачивают узел в первоначальное положение.
Рис. 89. Стенд для сборки бортового редуктора: 1 — подставка; 2 — рама; 3 —палец; 4 — поворотное устройство; 5 — установочная часть; 5 — ступица; 7 — болты; 8 — шестерня-венец; 9 — маховичок; 10 — упор; 11 — фиксатор
Завернув на болтах гайки, а на резьбовом конце ступицы — захват, краном-укосиной снимают собранную шестерню со стенда. После подсборки кожуха бортового редуктора (подшипники, сальник, прокладки) последний устанавливают краном на ступицу в сборе. После этого на ступицу устанавливают ведущее колесо гусеницы, которое не обезличивается.
Резьбовым захватом ступица устанавливается при помощи крана-укосины на тележку конвейеpa, которая подкатывается под пресс (рис. 90). Далее производят напрессовку ведущего колеса на ступицу и навертывание гайки ступицы, после чего собранный узел подают на общую сборку трактора.
Рис. 90. Гидравлический пресс для сборки бортовой передачи: 1 —станина; 2 —тележка; 3 — вставка; 4 — плунжер; 5 —крышка цилиндра; 6 — кран-распределитель; 7 —манометр; 8 — электродвигатель; 9 — муфта; 10 — редуктор; 11 — гидравлический насос с бачками; 12 — предохранительный клапан; 13 — трубопровод; 14 — магнитный пускатель; 15 — подставка; 16 — цилиндр; 17 — кольцо; 18 —- винт; 19 — манжета; 20 — кольцо
При сборке ответственных соединений узлов и агрегатов дорожных машин требуется соблюдать определенную величину затяжки гаек, чтобы предотвратить перенапряжение и вытяжку болтов и шпилек. Для этого рекомендуется применять регулируемый динамометрический ключ (рис. 91), рассчитанный на затяжку болтов и гаек с моментом от 4 до 10 кГ • м.
Рис. 91. Регулируемый динамометрический ключ
При сборке чугунных деталей (крышек подшипников, головок цилиндров и др.) затяжку гаек производят в определенной последовательности во избежание деформации этих деталей.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Механизация сборочных работ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы