Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   ТО трактора

Публикация:
   Механизм газораспределения дизеля трактора

Читать далее:




Механизм газораспределения дизеля трактора

Параметры технического состояния

Основными параметрами технического состояния механизма газораспределителя являются плотность прилегания клапанов к гнездам головки, зазоры между стержнями клапанов и бойками коромысел, фазы газораспределителя, износ кулачков, подшипников распределительного вала и шестерен распределения, состояние прокладки и головки цилиндра, зазоры между втулками и стержнями клапанов, величина утопания клапанов в гнездах головки цилиндров.

Наличие неплотностей в сопряжениях тарелок клапанов и гнезд головки можно определить по характеру шипения или свисту воздуха во впускных и выпускных каналах головки или трубопроводах, если прокручивать коленчатый вал вручную при снятых коромыслах и воздухоочистителе. Однако этот параметр является ориентировочным и не может служить основанием для притирки клапанов. Известны и другие способы качественной оценки состояния клапанов.

.В ГОСНИТИ разработан метод, позволяющий давать количественную оценку неплотностей клапанов по расходу воздуха, проходящего через каждый клапан в отдельности при подаче его в камеру сгорания неработающего дизеля.

Расположение тарелок клапанов относительно днища головки (утопание клапанов) можно определять двумя способами;

измерением непосредственно расстояния между плоскостью днища головки и плоскостью торца тарелки клапана при снятой головке;

определением указанного расстояния косвенно — по расстоянию между плоскостью торца стержня клапана и обработанной плоскостью головки со стороны клапанного механизма, измеряемому на дизеле при снятой крышке клапанной коробки.

Первый способ обычно применяют при ремонте дизеля (в случае снятия головки для притирки клапанов), а второй — при диагностировании составных частей тракторов в условиях эксплуатации.

Износ кулачков распределительного вала оценивают по высоте кулачков, которую можно определить непосредственно на дизеле по величине перемещения клапанов с учетом зазоров между их стержнями и бойками коромысел. Этот метод связан с небольшой затратой труда, не требует сложной аппаратуры.

Неудовлетворительная работа механизма газораспределения, сопровождающаяся снижением мощности и топливной экономичности дизеля, возможна из-за нарушения фаз газораспределения. При нарушении фаз вследствие неправильного соединения шестерен распределения (не по меткам) начало открытия и конец закрытия клапанов смещаются на один и тот же угол по отношению к ВМТ поршней всех цилиндров. Если же причиной смещения фаз является износ деталей механизма газораспределения, то из-за неравномерного износа узлов и деталей, главным образом кулачков распределительного вала, углы начала открытия и конца закрытия клапанов могут несколько отличаться друг от друга. Как показывают наблюдения, в большинстве случаев эта разница значительно меньше величин изменений фаз, допускаемых в эксплуатации. Поэтому для сокращения трудоемкости фазы газораспределения у многоцилиндровых дизелей рекомендуется проверять по углу начала открытия впускного клапана первого и Последнего цилиндров и оценивать их по среднему арифметическому значению, полученному от измерений.

На практике встречаются случаи скручивания распределительных валов, происходящего главным образом из-за заедания подшипников после ремонта дизеля..

Эту неисправность можно легко обнаружить по результатам измерения углов начала открытия впускного клапана первого и последнего цилиндров.

Для ориентировочной оценки величин зазоров клапанов без снятия крышки пользуются автостетоскопом ТУ ПБеО-ООЗ, наконечник которого прикладывают к клапанной коробке. При чрезмерно больших зазорах в области клапанного механизма прослушиваются четкие металлические стуки при малой частоте вращения коленчатого вала. Этот метод является субъективным и может быть рекомендован лишь для предварительной (ориентировочной) оценки состояния проверяемых сопряжений. При обнаружении стуков необходимо остановить дизель, вскрыть клапанную коробку и проверить зазоры путем непосредственных измерений.

Суммарный износ деталей механизма газораспределения (шестерен газораспределения, подшипников и кулачков распределительного вала) можно определить по смещению фаз в сторону запаздывания. Ориентировочную оценку состояния шестерен распределения и подшипников распределительного вала можно дать по шуму и стукам, пользуясь автостетоскопом ТУ 11 БеО-ООЗ.

Ниже приведены способы оценки состояния механизмов газораспределения дизелей тракторов с помощью диагностических средств.

Проверка и регулировка зазоров в клапанном и декомпрессионном механизмах

Зазоры в клапанном и декомпрессионном механизмах проверяют щупами (ГОСТ 882—75). Они представляют собой наборы стальных пластин, изготовленных из светло-полированной инструментальной стали. Длина пластин 100 мм. Промышленность изготовляет четыре различных набора щупов 1-го и 2-го классов точности. Конструкция наборов позволяет одни пластины заменять другими (пластины закреплены шарнирно на шпильке между двумя стальными планками, скрепленными между собой перемычкой),

Для проверки зазоров в клапанном и деком прессион-ном механизмах применяют щупы — набор № 2 из 17 пластин толщиной: 0,02; 0,03; 0,04; 0,05; 0,06, 0,07; 0,08; 0,09; 0,1; 0,15; 0,2; 0,25, 0,3; 0,35; 0,4; 0,45; 0,5 мм.

Перед этим проверяют и, если необходимо, подтягивают гайки крепления головки цилиндров, сняв крышки. Сначала проверяют затяжку тех гаек, к которым возможен доступ. Если при значениях моментов затяжки, указанных в таблице 14, гайки проворачиваются, следует подтянуть все гайки. Для этого снимают с головки механизм газораспределения. Гайки подтягивают динамометрическим ключом в определенной последовательности. Начинать подтяжку следует с середины головки, поочередно затягивая накрестлежащие гайки и равномерно удаляясь от середины к краям головки.

Установив снятые составные части на место, кроме крышек проверяют и, если необходимо, регулируют зазоры в следующей последовательности.

Устанавливают поршень первого цилиндра примерно в ВМТ при такте сжатия. Для этого, прокручивая коленчатый вал, наблюдают за перемещением впускного клапана первого цилиндра. После того как этот клапан начнет открываться, прокручивают коленчатый вал еще на один оборот.

У дизеля ЯА13-238НБ поршень первого цилиндра устанавливают в положение, соответствующее 45° до ВМТ. Для этого сначала поворачивают коленчатый вал до совмещения риски на шкиве коленчатого вала с риской «0» на крышке шестерен распределения при такте сжатия в первом цилиндре (когда впускной и выпускной клапаны закрыты). Затем поворачивают коленчатый вал на 40—45°, примерно на 1/8 оборота.

У дизеля ЯМЗ-240Б снимают крышку смотрового люка с корпуса гасителя крутильных колебаний и прокручивают коленчатый вал до совмещения риски с надписью «Клапаны» на корпусе гасителя крутильных колебаний с указателем, ввернутым в переднюю крышку блока цилиндров (рис. 1). При этом все клапаны цилиндров, обозначенных цифрами под надписью «Клапаны», будут закрыты.

Проверяют с помощью щупов зазоры между стержнями клапанов и бойками коромысел первого цилиндра (у ЯМЗ-240Б — тех цилиндров, номера которых обозначены над надписью «клапаны» ка гасителе крутильных колебаний, у ЯМЭ-238НБ— первого и пятого).

При неравномерном износе опорных поверхностей бойка коромысла и стержня клапана измерение теплового зазора с помощью щупов с достаточной точностью затруднено. Такие случаи наблюдаются при несовпадении оси бойка коромысла с осью стержня клапана, а также при неодинаковых диаметрах опорных поверхностей бойка и стержня.

В указанных случаях более точные результаты измерений дает устройство КИ-9918-ГОСНИТИ, включающее индикатор часового типа ИЧ10, жестко закрепленный на неподвижном корпусе, подпружиненную подвижную каретку, отжимной кулачок и тормозок.

Чтобы проверить зазор между стержнем клапана и бойком коромысла, устройство устанавливают на тарелку пружины клапана и зажимают с помощью каретки между тарелкой и коромыслом, приподняв каретку вверх. Нажимают на коромысло так, чтобы боек коснулся стержня клапана, и совмещают нуль шкалы индикатора со стрелкой. После этого нажимают на коромысло в обратном направлении до момента соприкосновения регулировочного винта со штангой толкателя и по показанию индикатора фиксируют значение теплового зазора.

У тракторов Т-4А, Т-130, Т-100М, ДТ-75М, МТЗ-50ПЛ. ЮМЗ-6Л, МТЗ-5ЛС, МТЗ-5МС, Т-38М проверяют и, если необходимо, регулируют зазоры в декомпрессион-ном механизме этого же цилиндра при включенной компрессии.

Рис. 1. Совмещение риски на гасителе крутильных колебаний дизеля ЯМЗ-240Б с указанием при проверке тепловых зазоров в клапанном механизме: 1 — передняя крышка блока цилиндров; 2 — указатель; 3 — гаситель крутильных колебаний

Для этого у тракторов Т-130 и Т-100М при рабочем (верхнем) положении рычага декомпрессора измеряют зазор между наконечником штанги декомпрессора и коромыслом впускного клапана, который должен быть равен 0,5…0,6 мм. Регулируют зазор путем вывертывания или ввертывания наконечника штанги при отпущенной контргайке.

У тракторов Т-4А, ДТ-75М, Т-38М, МТЗ-50ПЛ, ЮМЗ-6Л, МТЗ-5ЛС, МТЗ-5МС поворачивают валики декомпрессора в положение выключенной компрессии, опускают контргайку регулировочного винта и вывертывают винт до упора головки в валик, а затем ввертывают его до момента соприкосновения коромысла с торцом стержня клапана. После этого ввертывают винт еще на один оборот и затягивают контргайку.

После проверки и регулировки зазоров клапанов и декомпрессионного механизма у первого цилиндра (на тракторе К-700 — у первого и пятого) регулируют зазоры у других цилиндров в соответствии с порядком их работы, каждый раз прокручивая коленчатый вал на пол-оборота (у тракторов Т-150, Т-150К, Т-4А — на 1/3 оборота).

У трактора К-700 зазоры клапанов проверяют попарно: у второго и четвертого, третьего и шестого, седьмого и восьмого цилиндров.

У трактора К-701 коленчатый вал прокручивают до совмещения риски с надписью «Клапаны» и цифрами, обозначающими очередную группу цилиндров на гасителе крутильных колебаний, с указателем, ввернутым в переднюю крышку блока цилиндров.

Проверка неплотностей клапанов газораспределения

Состояние уплотнений клапан-гнездо определяют с помощью индикатора расхода газов КИ-4887-II и компрессорно-вакуумной установки по схеме, приведенной на рисунке 2, при снятых форсунках.

Прокручивают коленчатый вал до прихода поршня первого цилиндра в ВМТ или в положение, соответствующее установочному углу опережения подачи топлива, на такте сжатия.

Стопорят коленчатый вал, включив какую-либо передачу. Отверстия под форсунки у всех цилиндров, кроме проверяемого, закрывают пробками. Выходной патрубок прибора подключают к вентилю ресивера. В отверстие для форсунки проверяемого цилиндра устанавливают наконечник распределительного рукава. Полностью открывают дросселирующее отверстие прибора поворотом дросселя за маховичок против часовой стрелки и выходную щель поворотом заслонки.

Рис. 2. Схема определения неплотностей клапанов газораспреде-ния прибором КИ-4887-II: 1 — расходомер; 2 — конусный наконечник впускного трубопровода; 3 — наконечник; 4 — распределительный кран; 5—вакуумметр; 6, 7 — трехходовые краны; 8 — регулятор давления (редуктор); 9 — ресивер давления; 10 — компрессор; 11 — вентиль; 12 — ресивер разрежения

При закрытом распределительном кране включают компрессор и создают в ресивере разрежение 0,6…0,7 кгс/см2, а в ресивере давление 2…2,5 кгс/см2, Затем плотно прижимают конусный наконечник впускного трубопровода прибора к выпускной трубе или впускному трубопроводу воздухоочистителя (при снятом фильтре грубой очистки воздуха). Регулятором давления устанавливают рабочее давление 2 кгс/см2.

После этого, открыв кран, с помощью крана включают подачу воздуха в проверяемый цилиндр.

Удерживая прибор в вертикальном положении, с помощью вентиля ресивера разрежения, а также дросселя индикатора расхода газов добиваются одинакового уровня воды в левом и правом каналах прибора. Медленно поворачивая наружную втулку дросселирующего устройства расходомера по часовой стрелке, добиваются такого положения, при котором уровень воды в среднем канале станет меньше уровня воды в правом канале на 15 мм. После этого проверяют и, если необходимо, дросселем выравнивают уровни воды в левом и правом каналах. По шкале прибора определяют утечку воздуха через проверяемый клапан.

Аналогично проверяют неплотности клапанов остальных цилиндров в соответствии с порядком их работы, каждый раз прокручивая коленчатый вал на пол-оборота (у шестицилиндровых двигателей — на 1/3 оборота).

У дизелей ЯМЗ-240Б, ЯМЗ-2Э8НБ неплотности клапанов проверяют в таком же порядке, как при проверке тепловых зазоров.

Если величина утечки воздуха, хотя бы через один клапан, достигла предельного значения, необходимо снять головку цилиндров и притереть клапаны к гнездам.

Проверка фаз газораспределения

Правильность фаз газораспределения проверяют по углу начала открытия впускных клапанов первого и последнего цилиндров. Делают это так.

Проверяют и, если необходимо, точно регулируют зазор между стержнем впускного клапана и бойком коромысла первого цилиндра. Покачивая коромысло впускного клапана вокруг его оси, прокручивают коленчатый вал до полного выбора зазора между бойком коромысла и стержнем клапана. Это положение соответствует фактическому углу начала открытия впускного клапана.

Закрепляют указатель около гладкой цилиндрической поверхности соответствующего шкива и наносят на поверхности шкива против указателя риску. Устанавливают поршень первого цилиндра в ВМТ, немного прокрутив коленчатый вал в направлении вращения.

У перечисленных ниже тракторов поршень устанавливают в положение, соответствующее установочному углу опережения подачи топлива до ВМТ поршня первого цилиндра:
МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л, Т-70С-260;
МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л — 17°-
Т-54В, Т-38М, МТЗ-50ПЛ, МТЗ-5ЛС, МТЗ-5МС — 15°-10МЗ-6Л — 22°.

Для этого прокручивают коленчатый вал против направления вращения примерно на ‘/в оборота, вывертывают установочную шпильку и устанавливают ненаре-занной частью до упора в маховик. Затем медленно вращают коленчатый вал в направлении вращения дО совпадения углубления в маховике с установочной шпилькой. Вторую риску у перечисленных тракторов наносят не против указателя, а соответственно на расстоянии 26, 17; 15 и 22е, или 41,6; 27,2; 24,0 и 35,2 мм по дуге цилиндрической поверхности шкива водяного насоса от указателя по ходу.

У тракторов К-701 и К-700 поршень устанавливают в положение, соответствующее установочному углу начала открытия впускного клапана первого цилиндра, — 20° до ВМТ.

Аналогично проверяют угол начала открытия впускного клапана последнего цилиндра и сравнивают полученные результаты. При нормальном состоянии распределительного вала большой разницы между дугами начала открытия клапанов не должно быть. Значительная разница между ними свидетельствует о скручивании распределительного вала и необходимости его замены.

Для быстрого и точного определения угла начала открытия клапана описанным способом применяют комплект шаблонов-угломеров К.И-4849 с универсальным указателем, входящих в комплект приспособления КИ-13902-ГОСНИТИ. Каждый шаблон представляет собой стальную пластину, которую при определении угла прикладывают к цилиндрической поверхности шкива между рисками.

Определение высоты кулачков распредительного вала и утопания клапанов в гнездах головки цилиндров

Значения указанных параметров можно определить штангенглубиномером или штангенциркулем ШЦ-1-125 (с пределом, измерений 125 мм), снабженным глубиномером. Штангенциркуль состоит из штанги, на которой нанесена шкала, нониусной рамки со шкалой и линейки глубиномера, жестко соединенной с нониусной рамкой и свободно посаженной в пазу обратной стороны штанги. Рамка вместе с линейкой глубиномера может свободно перемещаться по штанге. Для фиксации рамки в любом положении имеется стопорный винт. На штанге этого инструмента деления нанесены через 1 мм, а на шкале нониуса — через 0,9 мм. Следовательно, на каждые девять делений штанги приходится десять делений нониуса. При сомкнутых губках совпадают нулевые деления штанги и нониуса, а также десятое деление нониуса с девятым делением штанги. Глубиномер представляет собой плоский стержень, свободно скользящий в пазу обратной стороны штанги. Один конец этого стержня жестко соединен с рамкой. При сомкнутом положении губок свободный торец стержня глубиномера точно совпадает с торцом штанги.

Чтобы прочесть размер, необходимо по шкале штанги определить целое число миллиметров, а по нониусу— десятые доли миллиметра; десятых долей будет столько, сколько имеется делений нониуса между его нулевым штрихом и ближайшим делением, совпавшим с любым делением штанги.

Измерение высоты кулачков распределительного вала. Снимают крышку клапанного механизма и устанавливают поршень первого цилиндра в ВМТ * на такте сжатия. Проверяют и, если необходимо, регулируют зазор между стержнем клапана и бойком коромысла.

Глубиномером измеряют расстояние от поверхности головки цилиндров до торца клапана. После этого, прокрутив коленчатый вал до полного открытия клапана, снова измеряют указанное расстояние.

По разнице между измеренными величинами определяют величину перемещения клапана и полученный результат сравнивают с данными таблицы 17. Если величина перемещения клапана превышает допускаемое значение, распределительный вал заменяют.

Определение утопания клапанов по выступанию стержней относительно поверхности головки цилиндров,

Устанавливают поршень проверяемого цилиндра в ВМТ на такте сжатия. Измеряют глубиномером расстояние между поверхностью головки и торцом клапана.

Проверка подшипников распределительного вала и шестерен распределения

Устанавливают на дизель форсунки, пускают и прогревают его. Приставляют наконечник автостетоскопа к блоку цилиндров со стороны распределительного вала в местах расположения его подшипников (поочередно). Если при минимальной устойчивой частоте вращения коленчатого вала в указанных местах слышен металлический стук, то это указывает на значительный износ подшипников и шеек распределительного вала.

Приставляют наконечник автостетоскопа к крышке шестерен распределения и, резко изменяя частоту вращения коленчатого вала, прослушивают шум, издаваемый шестернями.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - ТО трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Механизм газораспределения дизеля трактора"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства