Механизмы передач систем пуска изучаемых дизелей (за исключением Д-144-36) устроены одинаково. Некоторые различия в форме корпусов и устройстве рычагов управления обусловлены особенностями конструкции дизелей и тракторов. Механизм передачи состоит из сцепления, обгонной муфты (ее иногда называют муфтой свободного хода) и автомата выключения.
Сцепление и обгонная муфта конструктивно объединены и установлены на валу, который вращается в шариковых подшипниках в корпусе и его крышке. Промежуточная шестерня пускового двигателя передает вращение шестерне, опирающейся на вал, через бронзовую втулку.
Ведущий барабан сцепления выполнен или заодно с шестерней (в дизеле А-41), или прикреплен к шестерне болтами (в Д-240 и СМД-62). В барабане размещены чередующиеся ведущие и ведомые стальные диски с тщательно обработанными плоскостями.
Ведущие диски своими выступами вставлены в прорези барабана и поэтому всегда вращаются вместе с ним, а ведомые — с втулкой, так как их выступы входят в пазы втулки.
К торцам втулки сквозными болтами притянуты прижимной диск и фланец ступицы. Шариковый упорный подшипник внутри ступицы предотвращает трение бурта вала о ступицу во время работы обгонной муфты. Поверх ступицы находятся нажимной диск, подвижный упор и расположенный между ними шариковый упорный подшипник. Нажимной диск, соединенный с втулкой пальцами, вращается вместе и ней, но в то же время имеет возможность перемещаться в продольном направлении.
Ступица подвижного упора свободно сидит в расточке крышки, в которой закреплен и неподвижный упор. Подвижный упор сделан заодно с зубчатым венцом, зацепленным с зубьями на валике конической шестерни. Последняя соединена с сектором на валике. На шлицах наружного конца этого валика установлен рычаг управления сцеплением. В механизмах управления сцеплением систем пуска дизелей Д-240Л и СМД-62 вместо конических применяют винтовые шестерни.
Сцепление включают поворотом рычага вправо. При этом подвижный упор поворачивается с помощью зубчатой передачи, скользит своими винтовыми выступами по выступам неподвижного упора и перемещается назад (на рисунке — вправо) вместе с подшипником и нажимным диском. В результате сжатия набора дисков вращение ведущих дисков передается ведомым и втулке.
При выключении сцепления рычаг поворачивают в противоположную сторону. При этом упор перемещается влево, вслед за ним разжимная пружина передвигает нажимной диск, поэтому прекращается сжатие дисков, а следовательно, и передача вращения от ведущего барабана на втулку 30. В выключенном положении валик конической шестерни, а значит, и рычаг стопорятся шариковым фиксатором.
От сцепления вращение через роликовую обгонную муфту передается валу. Втулка (ведомая часть сцепления) служит ведущей обоймой обгонной муфты и опирается на вал через четыре ролика, которые расположены в ее вырезах и удерживаются от выпадения фланцем ступицы 12 и прижимным диском.
Вырезы во втулке сужены в направлении, противоположном вращению. Пружины через толкатели сдвигают ролики в узкую часть вырезов. Поэтому, когда втулка получает вращение от пускового двигателя через сцепление, ролики еще сильнее затягиваются в узкую часть вырезов, заклинивают вал и увлекают его во вращение вместе с втулкой. Как только дизель начнет работать, вал, вращаясь быстрее втулки, расклинивает ролики, сместив их в широкую часть вырезов. В результате связь вала и втулки оказывается нарушенной, что и предотвращает дальнейшее повышение частоты вращения коленчатого вала пускового двигателя.
Детдли сцепления и обгонной муфты смазываются моторным маслом, которое заливают в полость корпуса до уровня контрольной пробки.
Резиновая манжета предотвращает утечку масла в картер маховика.
Автомат выключения. На задний шлицевой конец вала надета шестерня. К торцу ее удлиненной ступицы болтами прикреплен держатель, в котором на осях установлены специальные грузы-защелки.
В продольном сверлении вала установлены две пружины (одна в другой) и толкатель, который пропущен сквозь направляющую втулку, ввинченную в торец вала. Пружины прижимают толкатель к внутренним плечам грузов и таким образом сводят их наружные плечи.
Для зацепления шестерни с венцом маховика поворачивают влево внутренний рычаг, закрепленный на общем валике с наружной рукояткой. Рычаг, давит на торец держателя грузов и перемещает его вместе с шестерней вперед (на рисунке — влево). Грузы скользят своими закругленными концами по фаске специальной шайбы, раздвигаются и, поворачиваясь на осях, внутренними плечами через толкатель дополнительно сжимают пружины. Когда шестерня окажется в зацеплении с венцом маховика на всю длину зубьев, крючки грузов захватят шайбу и будут удерживать шестерню во включенном положении. После включения рычаг возвращается назад.
После пуска дизеля под действием увеличивающихся центробежных сил грузы расходятся. При этом пружины сначала Дополнительно сжимаются, а затем, когда крючки грузов выйдут из зацепления с шайбой, разжимаются и, перемещая посредством толкателя шестерню назад, выводят ее из зацепления с венцом маховика. Таким образом происходит автоматическое отключение пускового двигателя от работающего дизеля.
Сцеплением и автоматом выключения управляют или непосредственно воздействуя на рычаги, или дистанционно — из кабины.
Перед пуском в работу пускового двигателя рукоятку отводят вверх. При этом рычаги и тяги механизма управления перемещаются в направлениях, показанных на рисунке стрелками. Рычаг, поворачиваясь, выключит сцепление, а внутренний рычаг, нажимая на держатель грузов, введет шестерню автомата выключения в зацепление с зубчатым венцом маховика дизеля.
После пуска и прогрева пускового двигателя рукоятку перемещают вниз, в результате чего включится сцепление, а внутренний рычаг.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Механизмы передач систем пуска"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы