Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобиль ЗАЗ-1102 - Таврия

Публикация:
   Механизмы управления коробкой передач ЗАЗ-1102

Читать далее:




Механизмы управления коробкой передач ЗАЗ-1102

Механизм переключения передач. Пятиступенчатая коробка передач – трехходовая, ее шесть передач (с задним ходом) включаются с помощью трех передвижных штоков с вилками, ползуна, поводка и вала переключения.

Механизм собран в отдельном корпусе. Корпус механизма крепится к внутренней полости картера сцепления четырьмя болтами; усилие затяжки болтов 18…25 Н-м (1,8…2,5 кгс-м).

Вал переключения установлен в картере сцепления. В переднюю опору вала запрессована чугунная втулка. Для предохранения от попадания пыли внутрь коробки передач и утечка масла из нее во втулку установлена манжета 22 и надет резиновый чехол. На вал переключения установлен поводок, закрепленный болтом. Болт затягивается усилием 50…62 Н-м (5…6,2 кгс-м), стопорится кернением или герметиком УГ-6 по ТУ-6-01-2-624-82, перед заворачиванием смазывается резьбовая часть. Поводок взаимодействует с шаровой головкой ползуна, который установлен на оси 10. Плоская головка ползуна заходит в пазы штоков переключения 1-й передач, V передачи и заднего хода 8, а также а паз вилки переключения III-IV передач.

Штоки включения передач параллельны друг другу, расположены в одном ряду и перемещаются одним концом в отверстиях корпуса механизма переключения и другим в гнездах картера сцепления. Для четкой фиксации рабочих положений штоков на их поверхности выполнены радиусные лунки, в которые входят шариковые фиксаторы, расположенные во втулках и поджимаемые пружинами. Втулки запрессованы в корпус механизма переключения; перед запрессовкой втулок в гнезда устанавливаются стальные шайбы 36 для упора торцев пружин.

Рис. 1. Стопорение гаек ведущего и ведомого валов коробки передач:
1,2 — гайки ведомого и ведущего валов; 3 — щипцы для стопорения гаек; 4,5 — ведущий и ведомый валы

Поводок, закрепленный на валу переключения, при проворачивании вала вокруг оси передвигает ползун вверх или вниз и вводит его плоскую головку в пазы соответствующих штоков или вилки, а при движении рала с поводком вдоль оси вперед или назад включается необходимая передача. Вилки MI, III-IV передач на штоках закреплены штифтами с натягом 0,152…0,400 мм, вилка V передачи на штоке закреплена стопором с моментом затяжки 18…22 Н-м (1,8…2,2 кгс-м). Кроме того, стопор от отворачивания зафиксирован проволокой. Вилка включения заднего хода в корпусе механизма переключения передач установлена на оси, которая закреплена пружинными шплинтами. Вилка включения заднего хода взаимодействует с шестерней через полиамидный вкладыш.

Для фиксации вилки включения заднего хода в нейтральном положении на оси ползуна выполнено гнездо, в которое устанавливаются пружина и фиксатор.

Для предотвращения включения одновременно двух передач предусмотрено блокирующее устройство.

Рис. 2. Механизм переключения передач:
1 – пробка маслозаливного отверстия; 2 – вал переключения передач; 3 – пробка маслосливного отверстия; 4 – корпус механизма переключения; 5 – шток вилки переключения I и II передач; 6 – стопорный болт вилки V передачи; 7 – шток вилки переключения III и IV передач; 8 — шток вилки переключения V передачи и заднего хода; 9 — ползун переключения передач; 10 — ось ползуна переключения передач; 11, 35 — пружины фиксаторов; 12, 33 — фиксаторы; 13 — болт; 14 — пружинный шплинт; 15 — ось вилки включения заднего-хода; 16 — регулировочная гайка; 17 — регулировочный винт; 18 — шайба; 19 — вилка переключения заднего хода; 20 — вкладыш вил^си переключения заднего хода; 21 — чехол вала переключения передач; 22 — манжета вала переключения; 23 — втулка вала переключения; 24 — картер сцепления; 25 — стопор поводка; 26 — поводок вала переключения; 27 — вилка переключения V передачи; 28 — шплинтовая проволока; 29 — вилка переключения I и II передач; 30 — штифт; 31 — промежуточная шестерня заднего хода; 32 — регулировочная прокладка; 34 — втулка фиксатора; 36 — шайба; 37 — вилка переключения III и IV передач; 38 — замки штоков; 39 — толкатель замков штоков; 40 — шарик; 41 — выключатель света заднего хода; Вид Л — картер коробки передач и задняя крышка условно сняты

Блокирующее устройство состоит из двух замков и толкателя. При включении передачи, например, заднего хода шток, передвигаясь в осевом направлении, выталкивает замок из лунки штока переключения III и IV передач, выталкивая толкатель. Толкатель, в свою очередь, выталкивает замок в лунку штока I и II передач, препятствуя тем самым их передвижению, а следовательно, и включению передач. Аналогично происходит “замыкание” штоков замками и толкателем при включении любой передачи.

Для освещения дороги сзади при движении задним ходом и предупреждения о намерении двигаться задним ходом установлены фонари заднего хода. Включение фонарей производится выключателем, установленным на картере коробки и включаемым при помощи штока включения заднего хода и V передачи и шарика 40 диаметром 8 мм.

Разборка механизма переключения передач. Механизм переключения передач требует разборки при износе лапок вилок переключения передач, нарушения четкости переключения передач или нарушения работы блокирующего устройства включения передач.

Для разборки необходимо:
— вывернуть стопор поводка и вынуть вал переключения передач из картера сцепления;
— снять резиновый чехол и выпрессовать манжету из втулки вала переключения передач;
— снять шплинты, выпрессовать ось вилки переключения заднего хода и снять ее;
— распилить вдавливание регулировочной гайки, отвернуть ее и снять регулировочный винт;
— установить штоки в нейтральное положение и вынуть шток переключения V передачи и заднего хода из корпуса;
— вынуть шток с вилкой переключения III и IV передач из корпуса;
— выпрессовать штифт мягкой выколоткой из корпуса механизма переключения, вынуть ось Ю ползуна и снять ползун переключения передач, вынуть из оси фиксатор и пружину;
— мягкой выколоткой выбить штифт из вилки и штока переключения I и II передач, снять вилку со штока и вынуть шток из корпуса;
— вынуть шарики и пружины фиксаторов, замки штоков и толкатель из корпуса;
— мягкой выколоткой выбить штифт из вилки и штока переключения III и IV передач и снять вилку со штока.

Сборка механизма переключения передач. Сборку механизма переключения передач производить в обратной последовательности. Перед сборкой смазать все детали тонким слоем масла, применяемого для двигателя. Для сборки необходимо:
— установить вилку на шток включения III и IV. передач, совместив отверстия под штифт, и запрессовать штифт, усилие запрессовки штифта должно быть не менее 5000 Н (500 кгс);
— установить в ось ползуна пружину и фиксатор;
— ввести ось ползуна в отверстие корпуса, надеть ползун переключения передач на ось и запрессовать ось в корпус механизма переключения передач, совместив отверстия в оси и корпусе механизма под штифт. Запрессовать штифт. Усилие запрессовки штифта должно быть не менее 3000 Н (300 кгс);
— установить пружину и шарик фиксатора, ввести шток переключения V передачи и заднего хода в корпус механизма. Для облегчения установки штоков и их фиксаторов необходимо использовать приспособление;
— установить замок блокировки, пружину и шарик фиксатора в корпус механизма. Установить толкатель 39 замков в отверстие штока переключения III и IV передачи и установить шток в корпус механизма;
— установить второй замок 38 блокировки, пружину, шарик фиксаторов и шток переключения I и II передач в корпус механизма;
— установить вилку включения заднего хода в сборе с регулировочным винтом в корпус механизма;
— отрегулировать зазор 0,05…0,20 мм между лыской регулировочного винта и меньшим выступом штока 8 вилки переключения V передачи и заднего
— хода, затянуть регулировочную гайку 16 моментом затяжки 18…25 Н-м (1,8…2,5 кгс-м) и зафиксировать ее щипцами вдавливанием буртика гайки 2 в паз винта;
— установить вилку на шток переключения I и II передач, совместить отверстия под штифт и запрессовать штифт с усилием не менее 5000 Н (500 кгс). Если усилие запрессовки штифтов меньше, их необходимо заменить;
— установить вал переключения в отверстия картера сцепления, установить на вал поводок, смазать резьбу стопора 25 герметиком УГ-6 и затянуть моментом 50…62 Н-м (5…6,2 кгс-м). Если нет герметика, зафиксировать стопор кернением;
— после запрессовки манжеты рабочую кромку смазать смазкой Литол-24.

Рис. 3. Установка штоков с вилками включения передач в корпус механизма переключения передач:
1 — оправка; 2 — шток с вилкой включения III и IV передач; 3 — корпус механизма переключения передач; 4 — пружина фиксатора; 5 — шарик

После сборки механизма переключения проверить четкость фиксации и работу блокировочного устройства.

Проверка технического состояния механизма переключения передач. Штоки должны свободно перемещаться в отверстиях корпуса переключения передач, картерах сцепления и коробки без значительных усилий. Зазор между штоками и отверстиями Должен быть 0,032…0,102 мм, максимально допустимый зазор 0,135 мм.

Вилки переключения не должны иметь деформаций. Зазор между лапками вилок и пазами муфт должен быть 0,5…0,8 мм, максимально допустимый зазор 1,0 мм.- Вкладыш вилки заднего хода должен свободно перемещаться в вилке и на промежуточной шестерне заднего хода. Зазор между шестерней и вкладышем должен быть 0,10…0,51 мм, максимально допустимый зазор 0,75 мм.

Проверить состояние пружин и шариков фиксаторов. Детали, имеющие следы заедания или повышенного износа, необходимо заменить.

Проверить замок штоков и толкатель замков блокирующего устройства для предотвращения включения одновременно двух передач. Замок штоков должен иметь длину 10,29… 10,4 мм, а толкатель 10,39…10,5 мм. При уменьшении длины замка до размера менее 10,19 мм, а длины толкателя 10,29 мм замок и толкатель необходимо заменить.

Механизм управления переключением передач. Переключение передач производится рычагом на тоннеле пола кузова. Опорой рычага является напрессованная на него пластмассовая сферическая головка, которая устанавливается в шаровой чашке опоры и поджимается к сфере пружиной. Между пружиной и шаровой частью опоры устанавливается упорная плашка. На рычаге пружина упирается в шайбу и стопорится стопорной шайбой. Опора устанавливается на основании привода, служащем для крепления деталей привода переключения передач и самого привода на автомобиле.

Рис. 4. Шипцы для фиксации гайки регулировочного винта вилки включения заднего хода:
1 — шипцы; 2 — регулировочная гайка; 3 — вилка включения заднего хода; 4 — регулировочный винт

Основание привода снизу закрывается пластмассовой крышкой, имеющей в основании “направляющую схему”, которая обеспечивает фиксацию рычага при выборе и включении всех передач.

Рис. 5. Механизм управления переключением передач:
1 – кронштейн крепления механизма; 2 — гайка крепления механизма; 3 — резиновая муфта; 4 — рычаг управления; 5 — запорная шайба; 6 — упорная шайба; 7 — пружина рычага; 8 — чехол; 9 — чашка; 10 — уплотнитель; 11 — опора; 12 — гайка крепления с опорой; 13 — подвижный упор; 14 — неподвижный упор; 15 — крышка; 16 — вал управления; 17 — чехол; 18 — пружина; 19 — втулка пистона; 20 — пистон; 21 — основание с реактивной штангой; 22 — верхняя крышка; 23 — сферическая головка; 24 — опорная втулка; 25 — кронштейн упора; 26 — пружина подвижного упора; 27 — рукоятка; 28 — болт; — гайка крепления реактивной штанги с втулкой шарнира; 30 — болт крепления хомута; 31 — хомут; 32 — ползун коробки передач; 33 — гайка Г – положение рычага управления, соответствующее выбору заднего хода; Л — положение рычага при установке и креплении механизма на автомобиль

Пластмассовая опора (шаровая чашка) и пластмассовая крышка четырьмя болтами крепятся к основанию. Основание состоит из металлической пластины, к которой приварена реактивная штанга. К задней части основания двумя болтами крепится кронштейн с двумя резиновыми муфтами, а в передней части в гнездо реактивной штанги установлен сайлент-блок. Рычаг ниже сферической головки имеет подвижный упор и неподвижный упор. Подвижный упор при включении V передачи или заднего хода увеличивает сопротивление перемещению рычага (за счет сжатия пружин) и одновременно ограничивает его ход. Неподвижный упор является осью шарнира вала управления механизмом переключения передач, а также служит пальцем для выбора положения при включении V передачи или заднего хода.

Между опорой и основанием установлен кронштейн упора, фиксируемый на крышке двумя штифтами. На боковой поверхности кронштейна упора имеется фигурный Z-образный вырез. Фигурный вырез служит для блокировки включения заднего хода и V передачи. При переводе (установке) рычага включения передач на линию включения V передачи и заднего хода пружина подвижного упора сжимается, а неподвижный упор входит в фигурный паз. Включение заднего хода осуществляется только при полном утапливании рычага включения передач вниз и движении вперед. Включение остальных четырех передач – классическое.

Вал управления на выходе из крышки уплотнен резиновым защитным чехлом. Со второй стороны вал соединяется с ползуном коробки передач с помощью шарнира по типу сайлент-блока, который втулкой надевается на гладкую поверхность ползуна и зажимается хомутом при помощи стяжного болта.

Механизм управления крепится тремя точками. В задней части через кронштейн двумя гайками к приваренным шпилькам на тоннеле пола. В передней части – болтом и гайкой через сайлент-блок на реактивной штанге к приливу на картере сцепления.

Снятие механизма. Отвернуть рукоятку с рычага, затем из смотровой ямы отсоединить от прилива картера сцепления штангу, отвернув предварительно гайку и выбив болт. Затем отвернуть две гайки крепления механизма, снять механизм с автомобиля.

Разборка механизма. Перед разборкой механизм очистить от грязи и пыли, закрепить механизм на верстаке, зажав его тисками за реактивную штангу. С помощью заостренного стержня снять с рычага запорную шайбу, предварительно сжав чашку с пружиной, затем снять с рычага шайбу упорную, пружину, чашку, отвернуть четыре болта, снять опору, основание с реактивной штангой и кронштейн упора. Приподнять рычаг из крышки вверх и вынуть его через отверстие в нижней крышке с рычагом в сборе. Осмотреть состояние подвижного и неподвижного упоров. Если неподвижный упор имеет большой износ во втулках, его необходимо устранить. Для этого со стороны развальцованной части упора (пальца) аккуратно плоскозубцами или каким-либо другим заостренным предметом отогнуть развальцовку, снять упор и втулки, изношенные втулки заменить новыми.

Рис. 6. Детали управления коробкой передач:
1 — муфта; 2 — основание; 3 — пружина упора; 4 — упор; 5 — направляющий упор; 6 — опорная втулка; 7 — крышка; 8 — рычаг управления; 9 — чехол вала управления; 10 — пружина вала управления; 11 — вал управления; 12 — внутренняя втулка; 13 — амортизационная втулка; 14 — хомут; 15 — втулка шарнира; 16 — опора; 17 — уплотнитель; Jfl — чашка; 19 — чехол; 20 — втулка; 21 — пистон; 22 — рукоятка; — крышка; 24 — запорная шайба; 25 — упорная шайба; 26 — пружина; 27 — гайка крепления опоры; 28 — кронштейн упора; 29 — кронштейн

Сборку узла выполнить в обратной последовательности.

Перед сборкой трущиеся поверхности пальцев, сферу рычага, кронштейна упора смазать смазкой Литол-24. При сборке обратить внимание, чтобы кронштейн упора был правильно установлен и зафиксирован на крышке двумя штифтами.

Установку механизма управления на автомобиль производят в обратной последовательности с выполнением следующих требований. Рычаг механизма должен быть установлен в положении выбора заднего хода, как показано на рис. 5, положение Г (рычаг, сжав пружину плотно прижат к кронштейну упора); ползун коробки передач также должен находиться в положении включения заднего хода (ползун повернут в коробке передач до упора по часовой стрелке, если смотреть на автомобиль сзади). Дополнительно перед затяжкой болта крепления хомута обратить внимание на положение хвостовика рычага (положение Е): Это положение устанавливается за счет перемещения вала управления с хомутом по ползуну. При этом рычаг устанавливается под углом 90° к плоскости туннеля пола кузова.

Выполнив требования положений Г и Д, а также установку ползуна по часовой стрелке, затянуть болт крепления хомута с усилием 17,6…21,6 Н-м (1,8…2,2 кгс-м). После установки механизма управления переключением передач проверить четкость, легкость и полноту включения всех передач. При необходимости операцию по установке повторить.

Уход за механизмом заключается в периодической проверке и подтяжке болтовых соединений, проверке состояния резиновых уплотнителей и сайлент-блоков.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобиль ЗАЗ-1102 - Таврия

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Механизмы управления коробкой передач ЗАЗ-1102"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства