Механизм переключения передач. Пятиступенчатая коробка передач – трехходовая, ее шесть передач (с задним ходом) включаются с помощью трех передвижных штоков с вилками, ползуна, поводка и вала переключения.
Механизм собран в отдельном корпусе. Корпус механизма крепится к внутренней полости картера сцепления четырьмя болтами; усилие затяжки болтов 18…25 Н-м (1,8…2,5 кгс-м).
Вал переключения установлен в картере сцепления. В переднюю опору вала запрессована чугунная втулка. Для предохранения от попадания пыли внутрь коробки передач и утечка масла из нее во втулку установлена манжета 22 и надет резиновый чехол. На вал переключения установлен поводок, закрепленный болтом. Болт затягивается усилием 50…62 Н-м (5…6,2 кгс-м), стопорится кернением или герметиком УГ-6 по ТУ-6-01-2-624-82, перед заворачиванием смазывается резьбовая часть. Поводок взаимодействует с шаровой головкой ползуна, который установлен на оси 10. Плоская головка ползуна заходит в пазы штоков переключения 1-й передач, V передачи и заднего хода 8, а также а паз вилки переключения III-IV передач.
Штоки включения передач параллельны друг другу, расположены в одном ряду и перемещаются одним концом в отверстиях корпуса механизма переключения и другим в гнездах картера сцепления. Для четкой фиксации рабочих положений штоков на их поверхности выполнены радиусные лунки, в которые входят шариковые фиксаторы, расположенные во втулках и поджимаемые пружинами. Втулки запрессованы в корпус механизма переключения; перед запрессовкой втулок в гнезда устанавливаются стальные шайбы 36 для упора торцев пружин.
Рис. 1. Стопорение гаек ведущего и ведомого валов коробки передач:
1,2 — гайки ведомого и ведущего валов; 3 — щипцы для стопорения гаек; 4,5 — ведущий и ведомый валы
Поводок, закрепленный на валу переключения, при проворачивании вала вокруг оси передвигает ползун вверх или вниз и вводит его плоскую головку в пазы соответствующих штоков или вилки, а при движении рала с поводком вдоль оси вперед или назад включается необходимая передача. Вилки MI, III-IV передач на штоках закреплены штифтами с натягом 0,152…0,400 мм, вилка V передачи на штоке закреплена стопором с моментом затяжки 18…22 Н-м (1,8…2,2 кгс-м). Кроме того, стопор от отворачивания зафиксирован проволокой. Вилка включения заднего хода в корпусе механизма переключения передач установлена на оси, которая закреплена пружинными шплинтами. Вилка включения заднего хода взаимодействует с шестерней через полиамидный вкладыш.
Для фиксации вилки включения заднего хода в нейтральном положении на оси ползуна выполнено гнездо, в которое устанавливаются пружина и фиксатор.
Для предотвращения включения одновременно двух передач предусмотрено блокирующее устройство.
Рис. 2. Механизм переключения передач:
1 – пробка маслозаливного отверстия; 2 – вал переключения передач; 3 – пробка маслосливного отверстия; 4 – корпус механизма переключения; 5 – шток вилки переключения I и II передач; 6 – стопорный болт вилки V передачи; 7 – шток вилки переключения III и IV передач; 8 — шток вилки переключения V передачи и заднего хода; 9 — ползун переключения передач; 10 — ось ползуна переключения передач; 11, 35 — пружины фиксаторов; 12, 33 — фиксаторы; 13 — болт; 14 — пружинный шплинт; 15 — ось вилки включения заднего-хода; 16 — регулировочная гайка; 17 — регулировочный винт; 18 — шайба; 19 — вилка переключения заднего хода; 20 — вкладыш вил^си переключения заднего хода; 21 — чехол вала переключения передач; 22 — манжета вала переключения; 23 — втулка вала переключения; 24 — картер сцепления; 25 — стопор поводка; 26 — поводок вала переключения; 27 — вилка переключения V передачи; 28 — шплинтовая проволока; 29 — вилка переключения I и II передач; 30 — штифт; 31 — промежуточная шестерня заднего хода; 32 — регулировочная прокладка; 34 — втулка фиксатора; 36 — шайба; 37 — вилка переключения III и IV передач; 38 — замки штоков; 39 — толкатель замков штоков; 40 — шарик; 41 — выключатель света заднего хода; Вид Л — картер коробки передач и задняя крышка условно сняты
Блокирующее устройство состоит из двух замков и толкателя. При включении передачи, например, заднего хода шток, передвигаясь в осевом направлении, выталкивает замок из лунки штока переключения III и IV передач, выталкивая толкатель. Толкатель, в свою очередь, выталкивает замок в лунку штока I и II передач, препятствуя тем самым их передвижению, а следовательно, и включению передач. Аналогично происходит “замыкание” штоков замками и толкателем при включении любой передачи.
Для освещения дороги сзади при движении задним ходом и предупреждения о намерении двигаться задним ходом установлены фонари заднего хода. Включение фонарей производится выключателем, установленным на картере коробки и включаемым при помощи штока включения заднего хода и V передачи и шарика 40 диаметром 8 мм.
Разборка механизма переключения передач. Механизм переключения передач требует разборки при износе лапок вилок переключения передач, нарушения четкости переключения передач или нарушения работы блокирующего устройства включения передач.
Для разборки необходимо:
— вывернуть стопор поводка и вынуть вал переключения передач из картера сцепления;
— снять резиновый чехол и выпрессовать манжету из втулки вала переключения передач;
— снять шплинты, выпрессовать ось вилки переключения заднего хода и снять ее;
— распилить вдавливание регулировочной гайки, отвернуть ее и снять регулировочный винт;
— установить штоки в нейтральное положение и вынуть шток переключения V передачи и заднего хода из корпуса;
— вынуть шток с вилкой переключения III и IV передач из корпуса;
— выпрессовать штифт мягкой выколоткой из корпуса механизма переключения, вынуть ось Ю ползуна и снять ползун переключения передач, вынуть из оси фиксатор и пружину;
— мягкой выколоткой выбить штифт из вилки и штока переключения I и II передач, снять вилку со штока и вынуть шток из корпуса;
— вынуть шарики и пружины фиксаторов, замки штоков и толкатель из корпуса;
— мягкой выколоткой выбить штифт из вилки и штока переключения III и IV передач и снять вилку со штока.
Сборка механизма переключения передач. Сборку механизма переключения передач производить в обратной последовательности. Перед сборкой смазать все детали тонким слоем масла, применяемого для двигателя. Для сборки необходимо:
— установить вилку на шток включения III и IV. передач, совместив отверстия под штифт, и запрессовать штифт, усилие запрессовки штифта должно быть не менее 5000 Н (500 кгс);
— установить в ось ползуна пружину и фиксатор;
— ввести ось ползуна в отверстие корпуса, надеть ползун переключения передач на ось и запрессовать ось в корпус механизма переключения передач, совместив отверстия в оси и корпусе механизма под штифт. Запрессовать штифт. Усилие запрессовки штифта должно быть не менее 3000 Н (300 кгс);
— установить пружину и шарик фиксатора, ввести шток переключения V передачи и заднего хода в корпус механизма. Для облегчения установки штоков и их фиксаторов необходимо использовать приспособление;
— установить замок блокировки, пружину и шарик фиксатора в корпус механизма. Установить толкатель 39 замков в отверстие штока переключения III и IV передачи и установить шток в корпус механизма;
— установить второй замок 38 блокировки, пружину, шарик фиксаторов и шток переключения I и II передач в корпус механизма;
— установить вилку включения заднего хода в сборе с регулировочным винтом в корпус механизма;
— отрегулировать зазор 0,05…0,20 мм между лыской регулировочного винта и меньшим выступом штока 8 вилки переключения V передачи и заднего
— хода, затянуть регулировочную гайку 16 моментом затяжки 18…25 Н-м (1,8…2,5 кгс-м) и зафиксировать ее щипцами вдавливанием буртика гайки 2 в паз винта;
— установить вилку на шток переключения I и II передач, совместить отверстия под штифт и запрессовать штифт с усилием не менее 5000 Н (500 кгс). Если усилие запрессовки штифтов меньше, их необходимо заменить;
— установить вал переключения в отверстия картера сцепления, установить на вал поводок, смазать резьбу стопора 25 герметиком УГ-6 и затянуть моментом 50…62 Н-м (5…6,2 кгс-м). Если нет герметика, зафиксировать стопор кернением;
— после запрессовки манжеты рабочую кромку смазать смазкой Литол-24.
Рис. 3. Установка штоков с вилками включения передач в корпус механизма переключения передач:
1 — оправка; 2 — шток с вилкой включения III и IV передач; 3 — корпус механизма переключения передач; 4 — пружина фиксатора; 5 — шарик
После сборки механизма переключения проверить четкость фиксации и работу блокировочного устройства.
Проверка технического состояния механизма переключения передач. Штоки должны свободно перемещаться в отверстиях корпуса переключения передач, картерах сцепления и коробки без значительных усилий. Зазор между штоками и отверстиями Должен быть 0,032…0,102 мм, максимально допустимый зазор 0,135 мм.
Вилки переключения не должны иметь деформаций. Зазор между лапками вилок и пазами муфт должен быть 0,5…0,8 мм, максимально допустимый зазор 1,0 мм.- Вкладыш вилки заднего хода должен свободно перемещаться в вилке и на промежуточной шестерне заднего хода. Зазор между шестерней и вкладышем должен быть 0,10…0,51 мм, максимально допустимый зазор 0,75 мм.
Проверить состояние пружин и шариков фиксаторов. Детали, имеющие следы заедания или повышенного износа, необходимо заменить.
Проверить замок штоков и толкатель замков блокирующего устройства для предотвращения включения одновременно двух передач. Замок штоков должен иметь длину 10,29… 10,4 мм, а толкатель 10,39…10,5 мм. При уменьшении длины замка до размера менее 10,19 мм, а длины толкателя 10,29 мм замок и толкатель необходимо заменить.
Механизм управления переключением передач. Переключение передач производится рычагом на тоннеле пола кузова. Опорой рычага является напрессованная на него пластмассовая сферическая головка, которая устанавливается в шаровой чашке опоры и поджимается к сфере пружиной. Между пружиной и шаровой частью опоры устанавливается упорная плашка. На рычаге пружина упирается в шайбу и стопорится стопорной шайбой. Опора устанавливается на основании привода, служащем для крепления деталей привода переключения передач и самого привода на автомобиле.
Рис. 4. Шипцы для фиксации гайки регулировочного винта вилки включения заднего хода:
1 — шипцы; 2 — регулировочная гайка; 3 — вилка включения заднего хода; 4 — регулировочный винт
Основание привода снизу закрывается пластмассовой крышкой, имеющей в основании “направляющую схему”, которая обеспечивает фиксацию рычага при выборе и включении всех передач.
Рис. 5. Механизм управления переключением передач:
1 – кронштейн крепления механизма; 2 — гайка крепления механизма; 3 — резиновая муфта; 4 — рычаг управления; 5 — запорная шайба; 6 — упорная шайба; 7 — пружина рычага; 8 — чехол; 9 — чашка; 10 — уплотнитель; 11 — опора; 12 — гайка крепления с опорой; 13 — подвижный упор; 14 — неподвижный упор; 15 — крышка; 16 — вал управления; 17 — чехол; 18 — пружина; 19 — втулка пистона; 20 — пистон; 21 — основание с реактивной штангой; 22 — верхняя крышка; 23 — сферическая головка; 24 — опорная втулка; 25 — кронштейн упора; 26 — пружина подвижного упора; 27 — рукоятка; 28 — болт; — гайка крепления реактивной штанги с втулкой шарнира; 30 — болт крепления хомута; 31 — хомут; 32 — ползун коробки передач; 33 — гайка Г – положение рычага управления, соответствующее выбору заднего хода; Л — положение рычага при установке и креплении механизма на автомобиль
Пластмассовая опора (шаровая чашка) и пластмассовая крышка четырьмя болтами крепятся к основанию. Основание состоит из металлической пластины, к которой приварена реактивная штанга. К задней части основания двумя болтами крепится кронштейн с двумя резиновыми муфтами, а в передней части в гнездо реактивной штанги установлен сайлент-блок. Рычаг ниже сферической головки имеет подвижный упор и неподвижный упор. Подвижный упор при включении V передачи или заднего хода увеличивает сопротивление перемещению рычага (за счет сжатия пружин) и одновременно ограничивает его ход. Неподвижный упор является осью шарнира вала управления механизмом переключения передач, а также служит пальцем для выбора положения при включении V передачи или заднего хода.
Между опорой и основанием установлен кронштейн упора, фиксируемый на крышке двумя штифтами. На боковой поверхности кронштейна упора имеется фигурный Z-образный вырез. Фигурный вырез служит для блокировки включения заднего хода и V передачи. При переводе (установке) рычага включения передач на линию включения V передачи и заднего хода пружина подвижного упора сжимается, а неподвижный упор входит в фигурный паз. Включение заднего хода осуществляется только при полном утапливании рычага включения передач вниз и движении вперед. Включение остальных четырех передач – классическое.
Вал управления на выходе из крышки уплотнен резиновым защитным чехлом. Со второй стороны вал соединяется с ползуном коробки передач с помощью шарнира по типу сайлент-блока, который втулкой надевается на гладкую поверхность ползуна и зажимается хомутом при помощи стяжного болта.
Механизм управления крепится тремя точками. В задней части через кронштейн двумя гайками к приваренным шпилькам на тоннеле пола. В передней части – болтом и гайкой через сайлент-блок на реактивной штанге к приливу на картере сцепления.
Снятие механизма. Отвернуть рукоятку с рычага, затем из смотровой ямы отсоединить от прилива картера сцепления штангу, отвернув предварительно гайку и выбив болт. Затем отвернуть две гайки крепления механизма, снять механизм с автомобиля.
Разборка механизма. Перед разборкой механизм очистить от грязи и пыли, закрепить механизм на верстаке, зажав его тисками за реактивную штангу. С помощью заостренного стержня снять с рычага запорную шайбу, предварительно сжав чашку с пружиной, затем снять с рычага шайбу упорную, пружину, чашку, отвернуть четыре болта, снять опору, основание с реактивной штангой и кронштейн упора. Приподнять рычаг из крышки вверх и вынуть его через отверстие в нижней крышке с рычагом в сборе. Осмотреть состояние подвижного и неподвижного упоров. Если неподвижный упор имеет большой износ во втулках, его необходимо устранить. Для этого со стороны развальцованной части упора (пальца) аккуратно плоскозубцами или каким-либо другим заостренным предметом отогнуть развальцовку, снять упор и втулки, изношенные втулки заменить новыми.
Рис. 6. Детали управления коробкой передач:
1 — муфта; 2 — основание; 3 — пружина упора; 4 — упор; 5 — направляющий упор; 6 — опорная втулка; 7 — крышка; 8 — рычаг управления; 9 — чехол вала управления; 10 — пружина вала управления; 11 — вал управления; 12 — внутренняя втулка; 13 — амортизационная втулка; 14 — хомут; 15 — втулка шарнира; 16 — опора; 17 — уплотнитель; Jfl — чашка; 19 — чехол; 20 — втулка; 21 — пистон; 22 — рукоятка; — крышка; 24 — запорная шайба; 25 — упорная шайба; 26 — пружина; 27 — гайка крепления опоры; 28 — кронштейн упора; 29 — кронштейн
Сборку узла выполнить в обратной последовательности.
Перед сборкой трущиеся поверхности пальцев, сферу рычага, кронштейна упора смазать смазкой Литол-24. При сборке обратить внимание, чтобы кронштейн упора был правильно установлен и зафиксирован на крышке двумя штифтами.
Установку механизма управления на автомобиль производят в обратной последовательности с выполнением следующих требований. Рычаг механизма должен быть установлен в положении выбора заднего хода, как показано на рис. 5, положение Г (рычаг, сжав пружину плотно прижат к кронштейну упора); ползун коробки передач также должен находиться в положении включения заднего хода (ползун повернут в коробке передач до упора по часовой стрелке, если смотреть на автомобиль сзади). Дополнительно перед затяжкой болта крепления хомута обратить внимание на положение хвостовика рычага (положение Е): Это положение устанавливается за счет перемещения вала управления с хомутом по ползуну. При этом рычаг устанавливается под углом 90° к плоскости туннеля пола кузова.
Выполнив требования положений Г и Д, а также установку ползуна по часовой стрелке, затянуть болт крепления хомута с усилием 17,6…21,6 Н-м (1,8…2,2 кгс-м). После установки механизма управления переключением передач проверить четкость, легкость и полноту включения всех передач. При необходимости операцию по установке повторить.
Уход за механизмом заключается в периодической проверке и подтяжке болтовых соединений, проверке состояния резиновых уплотнителей и сайлент-блоков.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Механизмы управления коробкой передач ЗАЗ-1102"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы