Основные причины повреждений крановых металлоконструкций в процессе эксплуатации могут возникать из-за циклических нагрузок, приводящих к образованию усталостных трещин в элементах металлоконструкций, ослаблению болтовых и заклепочных соединений; случайных ударных воздействий на элементы металлоконструкций (удар грузом, столкновение кранов и др.), в результате которых образуются остаточные деформации элементов; из-за низкой температуры окружающей среды, вызывающей хладноломкость стальных конструкций; из-за нарушения правил управления краном, приводящего к перегрузкам; коррозии; замерзания воды в замкнутых полостях, приводящего к разрыву металлоконструкции. Повреждения металлоконструкций проявляются в виде трещин в основном металле, сварных швах и в околошовной зоне; сплошных разрывов элементов металлоконструкций; искривлений и вмятин; уменьшения толщины элементов в результате коррозии; ослабления болтовых и заклепочных соединений.
Усталостные трещины возникают в конструкциях, испытывающих циклические знакопеременные нагрузки. При этом в первую очередь трещины возникают в зонах, где есть концентраторы напряжений (сварные швы, отверстия, прямоугольные и остроугольные внрезы, резкие изменения площади сечений).
Характерные места появления усталостных трещин в крановых металлоконструкциях изображены на рис. 1. Это прежде всего подрельсовые зоны балок опорных барабанов кранов на поворотном круге и на поворотной колонне; в верхнем поясе двухстенчатых балок, несущих рельс; на тележках передвижения в местах установки букс ходовых колес; в верхних поясах стрел сплошностенчатой конструкции в местах обрывов продольных ребер жесткости перед диафрагмами; в решетчатых стрелах около вершины и в зоне крепления тяги противовеса и рейки; в раскосах и тягах стреловых противовесов.
Особенно опасны трещины в узле крепления тяги противовеса к стреле, так как были случаи падения стрел по этой причине. Обрыв стрелового противовеса также чреват тяжелыми последствиями: возможно падение поворотной части с портала или опрокидывание крана.
Усталостные трещины обычно развиваются продолжительное время, и при регулярном осмотре «опасных» узлов металлоконструкции можно предупредить ее разрушение.
Для каждого типа машин из опыта эксплуатации известны места наиболее вероятного появления трещин, поэтому за ними устанавливают регулярное наблюдение, а при появлении трещины до ее устранения частоту осмотров увеличивают. Места возможного появления трещин постоянно очищают от загрязнений, смазочного материала и др.
Признаками трещин могут быть потеки ржавчины и шелушение краски.
Искривления и вмятины металлоконструкции выявляют визуально. Допустимые отклонения формы основных элементов крановых металлоконструкций установлены ГОСТ 11283—72 и приведены в СНиП 111-18—75.
Наиболее опасно искривление центрально сжатых стержней, которые в этом случае работают как внецентренно сжатые балки и могут потерять устойчивость. А это приводит к нарушению общей устойчивости металлоконструкции и, как правило, к ее разрушению.
Ослабление болтовых и заклепочных соединений обнаруживают при простукивании молотком по более глухому звуку и своеобразному отскоку молотка. Признаками ослабления соединений являются также потеки ржавчины и растрескивание краски. По мере ослабления соединения увеличивается подвижка листов, в пакете возникают ударные нагрузки, которые приводят к образованию трещин между отверстиями.
Ремонт поврежденных металлических конструкций портовых кранов проводят в соответствии с РТМ 212.0093—79 «Указания по ремонту металлических конструкций грузоподъемных кранов».
При заварке трещины на основном металле ее концы засверли-вают, трещину разделывают под шов и заваривают. Треснувший сварной шов полностью вырубают и заваривают заново.
Деформации элементов металлоконструкций устраняют холодной или горячей правкой. Холодная правка в общем случае предпочтительна, но допускается только при относительно небольших прогибах (СНиП III-18—75). При горячей правке металл нагревают до 900—1100°С (вишнево-оранжевый цвет каления) обычно газовыми горелками. Рекомендуется проводить безударную правку, т.е. применять домкраты, скобы, прессы и т.д. Правка кувалдой допускается только через гладилку. Небольшая кривизна элементов может быть исправлена без силового воздействия, а путем местного нагрева элемента с выпуклой стороны пламенем газовых горелок.
Заклепочные соединения восстанавливают путем развертывания отверстий на больший диаметр и постановки новых заклепок. При наличии в соединении трещин их предварительно заваривают. Аналогично восстанавливают и болтовые соединения.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Металлические конструкции кранов и перегружателей циклического действия"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы