Прицепные скреперы применяют с гусеничными тракторами для работы в условиях переменного рельефа местности при перемещении грунта по бездорожью на расстояние до 0,2 км (скреперы малой емкости) до 0,5 км (скреперы средней и большой емкости). В отдельных случаях прицепные скреперы используют для перемещения грунта на большие расстояния.
В последнее время применяют прицепные скреперы с механизированной (элеваторной) загрузкой ковша. Особенность скреперов этого типа — установка скребкового конвейера вместо передней заслонки, что изменяет способ загрузки ковша грунтом. Помимо частичного заполнения ковша обычным способом грунт подается в ковш скребками конвейера. Такие скреперы обеспечивают более высокий коэффициент наполнения ковша в различных грунтах, равномерность тягового усилия (у обычных скреперов тяговое усилие резко возрастает по мере наполнения ковша) и хорошую планировку забоя. Однако скреперы с механизированной (элеваторной) загрузкой имеют более сложную конструкцию, не могут работать в грунтах с каменистыми включениями и плохо разгружаются при работе на липких и влажных грунтах, так как снабжены свободной донной разгрузкой.
Скрепер ДЗ-33 с принудительной разгрузкой ковша (рис. 28) состоит из серьги, дышла, передней и задней осей, шкворневого устройства шарового типа, рамы, ковша с нижними и боковыми ножами, заслонки ковша, задней стенки ковша и четырех колес с шинами.
Рис. 28. Прицепной скрепер ДЗ-33:
1 — базовый трактор, 2 — серьга, 3 — шкворневое устройство,4 — рама, 5 — рукава и трубопроводы, 6 — гидроцилиндр подъема и опускания ковша, 7 — гидроцилиндр управления заслонкой ковша, 8 — заслонка ковша, 9 — ковш, 10 — задняя стенка ковша, 11 — гидроцилиндр управления задней стенкой ковша, 12 — колесо с шиной, 13, 14 — нижний а боковой ножи, 15 — дышло
Тяговое усилие от базового трактора передается скреперу через серьгу. В передней части скрепера предусмотрено шкворневое устройство шарового типа, благодаря которому передняя ось поворачивается относительно рамы.
Ковш скрепера сварной конструкции и состоит из двух боковых стенок и днища. В передней части к нему приварены проушины для, крепления штока гидроцилиндра подъема и опускания ковша. К передней нижней части ковша приварена подножевая плита, к которой крепят режущие ножи. Для облегчения резания грунта ковш снабжен боковыми ножами. К продольным балкам в задней части крепят заднюю ось скрепера. В проушинах, приваренных к задней поперечной балке, установлен гидроцилиндр управления задней стенкой 10 ковша. В задней части ковш с помощью осей шар-нирно соединен с продольными балками рамы. Ковш поднимается и опускается с помощью гидроцилиндра, установленного в проушинах кронштейна, приваренного к раме скрепера.
В передней части ковша предусмотрена заслонка, шарнирно закрепленная на ковше и соединенная с шарнирно-рычажным механизмом подъема заслонки, который приводится в действие с помощью гидроцилиндра. Задняя стенка ковша выдвигается с помощью гидроцилиндра перемещается внутри ковша на роликах.
Рама имеет П-образную форму и состоит из рамы-хобота, поперечной балки трубчатого сечения и двух продольных балок.
Гидросистема управления рабочими органами скрепера включает в себя гидронасос шестеренного типа, гидрораспределитель золотникового типа, масляный бак, рукава и трубопроводы и по одному гидроцилиндру.
Гидронасос, гидрораспределитель и масляный бак установлены на базовом тракторе.
Рабочими органами скрепера управляют из кабины машиниста с помощью рычагов управления трехсекционным гидрораспределителем. С каждой его секцией трубопроводами и рукавами соединен соответствующий гидроцилиндр управления рабочими органами скрепера. Ковш скрепера можно устанавливать в три положения: опускание, подъем, нейтральное (транспортное).
Скрепер ДЗ-Ш с принудительной разгрузкой ковша (рис. 29) состоит из серьги, дышла, шкворневого устройства шарового типа, рамы, ковша с нижними и боковыми ножами, заслонки ковша, задней стенки ковша, передней и задней осей и четырех колес с шинами.
Тяговое усилие от базового трактора передается скреперу через серьгу.
В передней части скрепера имеется шкворневое устройство шарового типа, обеспечивающее поворот передней оси относительно рамы.
Конструкция скрепера ДЗ-Ш в основном такая же, как скрепера ДЗ-33.
Гидросистема управления рабочими органами скрепера включает в себя гидронасос шестеренного типа, гидрораспределитель золотникового типа, масляный бак, рукава и трубопроводы, два гидроцилиндра, два гидроцилиндра и гидроцилиндр управления задней стенкой ковша. Гидронасосы, гидрораспределитель и масляный бак установлены на базовом тракторе.
Рабочими органами скрепера управляют из кабины машиниста с помощью рычагов управления трехсекционным гидрораспределителем. С каждой его секцией трубопроводами и рукавами соединены соответствующие гидроцилиндры управления рабочими органами скрепера.
Ковш скрепера можно устанавливать в три положения: опускание, подъем, нейтральное (транспортное).
Скрепер ДЗ-20 с принудительной разгрузкой ковша (рис. 30) состоит из серьги, дышла, передней и задней осей, шкворневого устройства шарового типа, рамы, ковша с нижними 13%и боковыми ножами, задней стенки ковша, заслонки ковша и четырех колес с шинами.
Рис. 29. Прицепной скрепер ДЗ-111:
1 — серьга, 2 — дышло, 3 — шкворневое устройство, 4 — рама, 5—рукава и трубопроводы, 6 — гидроцилиидр подъема и опускания ковша, 7 — заслонка, в —гидроцилиндр управления заслонкой ковша, 9 — ковш, 10 — задняя стенка ковша, 11 — колесо с шиной, 12, 13 — нижний и боковой ножи
Тяговое усилие от базового трактора передается скреперу через серьгу.
В передней части скрепера имеется шкворневое устройство шарового типа, обеспечивающее поворот передней оси относительно рамы.
Ковш сварной конструкции и состоит из двух боковых стенок, днища, буфера и передней связи. Боковая стенка выполнена из листовой стали и усилена приваренными продольными и поперечными балками жесткости. К боковым стенкам приварены проушины для крепления рычагов заслонки ковша, кронштейны гидроцилиндров управления заслонкой и шаровые головки продольных тяг рамы. К боковым стенкам ковша крепят боковые ножи. Днище ковша выполнено в виде сварного узла с подножевой плитой, к которой с помощью винтов с потайной головкой крепят нижние ножи.
Заслонка ковша выполнена из листовой стали и усилена внизу накладками. С помощью двух рычагов заслонка соединена с ковшом скрепера. В средней части к рычагам приварены кронштейны для крепления штоков гидроцилиидров 8 управления заслонкой.
Задняя стенка ковша состоит из щита и хвостовика, соединенных четырыля раскосами. На щите установлены две пары роликов. Верхние ролики перемещаются по направляющим боковых стенок ковша, а нижние — по направляющим днища.
В остальном конструкция скрепера ДЗ-20 такая же, как и скрепера ДЗ-111.
Скреп ер ДЗ-20Б с принудительной разгрузкой ковша представляет собой модификацию скрепера ДЗ-20. В скрепере ДЗ-20Б применена автоматическая стабилизация заданного положения ковша скрепера «Стабилоплан-1», которая повышает качество планировочных работ.
Рис. 30. Прицепной скрепер ДЗ-20:
1 — трактор, 2— серьга, 3 — шкворневое устройство, 4 — рама, 5 — рукава в, трубопроводы, 6 — гидроцилиндр подъема и опускания ковша, 7— заслонка ковша, 8— гидроцилиндр управления заслонкой ковша, 9 — ковш, 10 — задняя стенка ковша, 11 — гидроцилиндр управления задней стенкой ковша, 12 — колесо с шиной, 13, 14 — нижний и боковой ножи,
Рис. 31. Схема автоматической системы стабилизации заданного положения ковша скрепера, «Стабилоплан-1»:
1 — блок управления, 2 — пульт управления, 3 — преобразователь углового положения, 4 — реверсивный гидрозолотник
Система состоит из аппаратуры автоматики и гидравлической системы.
В аппаратуру автоматики (рис. 31) входят унифицированные приборы: блок управления, пульт управления, преобразователь углового положения и реверсивный гидрозолотник типа ЗСУ-5. Преобразователь с поворотным устройством установлен на кронштейне, приваренном к бункеру ковша, вблизи оси задних колес, и представляет собой прибор, в корпусе которого на подшипниках свободно подвешен маятник, соединенный с подвижным контактом
потенциометра.
Блок управления установлен в кабине трактора и служит для задания требуемого угла продольного уклона в пределах ±5 р и изменения сигнала преобразователя в команду, которая подается на электромагниты реверсивного гидрозолотника. Пульт управления обеспечивает дистанционное управление подъемом и опусканием ковша. На пульте установлены переключатель управления отвалом «Вверх — вниз» и кнопка «Автомат» для включения автоматического режима управления ковшом. Реверсивный гидрозолотник ЗСУ-5 с электрогидравлическим управлением, установленный с помощью кронштейна на задней стенке корпуса бортовых фрикционов трактора, служит для управления гидроприводом перемещения рабочего органа в соответствии с управляющими сигналами блока управления. Гидрозолотник трехпозиционный, реверсивный, с открытыми входом и выходом и закрытыми полостями гидроцилиндров в среднем положении золотникового плунжера. Гидрозолотник состоит из управляющего золотника, магнитов и главного гидрозолотника.
В остальном устройство и техническая характеристика скрепера ДЗ-20Б такие же, как у скрепера ДЗ-20.
Скрепер ДЗ-20В с принудительной разгрузкой ковша представляет собой модификацию скрепера ДЗ-20. Скрепер ДЗ-20В отличается от скрепера ДЗ-20 применением шин 16,00-24 вместо шин 14.00-20.
В остальном устройство и техническая характеристика скрепера ДЗ-20В такие же, как у скрепера ДЗ-20.
Скрепер ДЗ-77С предназначен для выполнения землеройно-транспортных и планировочных работ в тяжелых эксплуатационных условиях при разработке россыпных месторождений полезных ископаемых в условиях Севера и Северо-Востока, а также может применяться в других отраслях промышленности.
Скрепер ДЗ-77С с принудительной разгрузкой ковша (рис. 32) состоит из серьги, дышла, передней и задней осей, шкворневого устройства шарового типа, рамы, рукавов и трубопроводов гидросистемы, механизма управления заслонкой ковша, гидроцилиндра управления заслонкой ковша, заслонки ковша, ковша с нижними и боковыми ножами, задней стенки ковша, четырех колес с шинами и гидроцилиндра управления задней стенкой ковша.
Тяговое усилие от базового трактора передается скреперу через серьгу.
Механизм управления заслонкой состоит из тяги, рычага и двух гидроцилиндров. Поскольку рычаг механизма закреплен на раме скрепера, а заслонка — на боковых стенках ковша, открытие и закрытие заслонки при опускании и подъеме ковша происходят частично автоматически.
Рис. 32. Прицепной скрепер ДЗ-77С:
1 — трактор, 2 — серьга, 3 —шкворневое устройство, 4 — рама, 5— рукава и трубопроводы, 6— механизм управления заслонкой ковша, 7 — гидроцилиндр управления заслонкой ковша. 8 — заслонка ковша, 9 —ковш, 10 — задняя стенка ковша, 11 — колесо с шиной, 12 — гидроцилиндр управления задней стенкой ковша, 13, 14 — нижний и боковой ножи, 15 — дышломи
Рис. 33. Скрепер ДЗ-12:
1 —серьга, 2 — шкворневое устройство шарового типа, 3 — флюгерный блок, 4 — направляющий блок, 5 —рама, 6 — полиспаст подъема ковша, 7 — полиспаст подъема заслонки и опрокидывания днища ковша, 8 — заслонка ковша, 9 — ковш, 10 — днище ковша, 11 —запасное колесо с шиной, 12 — колесо с шиной, 13, 14 — нижний и боковой ножи, 15 — механизм автоматического подъема заслонки, 16 — дышло
Гидросистема управления рабочими органами скрепера состоят из гидронасоса шестеренного типа, гидрораспределителя золотникового типа, масляного бака, рукавов, двух гидроцилиндров управления заслонкой ковша и гидроцилиндра управления задней стенкой ковша. Гидронасос, гидрораспределитель и масляный бак установлены на базовом тракторе.
Рабочими органами скрепера управляют из кабины машиниста трактора с помощью рычагов управления трехсекционным гидрораспределителем.
Ковш скрепера можно устанавливать в три положения: опускание, подъем, нейтральное (транспортное).
Скрепер ДЗ-12 (рис. 33) выполнен с полупринудительной разгрузкой ковша путем опрокидывания днища, изготовленного заодно с задней стенкой.
Рабочими органами скрепера управляют из кабины машиниста трактора с помощью двух рычагов управления двухбарабанной лебедкой Д-323 или Д-148, установленной на задней привалочной плоскости трактора.
Ковш скрепера можно устанавливать в три положения: отпускание, подъем, открытие заслонки и опрокидывание днища ковша. При движении на большие расстояния рекомендуется пользоваться транспортными подвесками для разгрузки системы канатного управления рабочими органами скрепера.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Модели прицепных скреперов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы