Самоходные пневмоколесные скреперы широко распространены в различных отраслях промышленности и хозяйства. Благодаря высоким транспортным скоростям (до 40—50 км/ч) и хорошей маневренности их производительность в 2—3 раза выше по сравнению с прицепными скреперами к гусеничным тракторам, максимальная скорость которых составляет 10—13 км/ч.
Скреперы этого типа применяют при перемещении грунта на расстояние до 5 км, а иногда и да значительно большие расстояния, особенно при соответствующих условиях рельефа местности и хорошем состоянии дорог.
При наборе грунта самоходные скреперы загружают с помощью тракторов или колесных тягачей (толкачей), оборудованных специальными толкающими устройствами или отвалами бульдозера. Целесообразно использовать в качестве толкача гусеничный трактор или колесный тягач, тяговый класс которых в 1,5 раза превышает тяговый класс скрепера.
Применение толкачей ниже тягового класса скрепера малоэффективно, а применение толкачей тягового класса, превышающего более чем в два раза тяговый класс скрепера, не рекомендуется по условиям прочности скрепера.
Самоходный скрепер ДЗ-1Ш с принудительной разгрузкой ковша выпускают на базе одноосного колесного тягача МоАЗ-546П.
Самоходный скрепер (рис. 36) представляет собой одноосный тягач 1 и одноосное полуприцепное скреперное оборудование, соединенное с тягачом седельно-сцепным устройством 2. Седельно-сцеп-ное устройство вилочного типа обеспечивает наклон скреперного оборудования относительно тягача в поперечной плоскости на 15° в каждую сторону и поворот тягача относительно скреперного оборудования на 90° в обе стороны.
Тягач состоит из двигателя с системами питания, охлаждения, выпуска газа и подогрева двигателя; трансмиссии, включающей в себя сцепление, коробку передач, раздаточную коробку, карданную передачу и ведущий мост; ходовой части, состоящей из рамы, рессорной подвески ведущего моста с гидравлическими амортизаторами, колес и шин; механизмов управления, включающих в себя рулевое управление и систему тормозов; электрооборудования и приборов; кабины, облицовки и оперения; специального оборудования, включающего в себя коробку отбора мощности и седельно-сцепиое устройство.
Рис. 36. Самоходный скрепер ДЗ-11П:
1 — тягач, 2 — седелыю-сцепное устройство, 3 — рама, 4 — рукава и трубопроводы, 5 — гидроцилиндр подъема и опускания ковша, 6 — .заслонка ковша, 7 — ковш, 8—гидроцилиндр управления заслонкой ковша, 9 — задняя стенка, 10— колесо с шиной, 11, 12 — пилений и боковой ножи
Для улучшения доступа к двигателю кабина тягача откидывается относительно передних точек крепления (рис. 37).
Полуприцепное скреперное оборудование состоит из рамы (см. рис. 36), заслонки ковша, ковша с нижними и боковыми ножами, задней стенки ковша, задней оси и двух колес с шинами.
Гидросистема управления рабочими органами скрепера (рис. 38) состоит из масляного бака, фильтра, трех шестеренных гидронасосов марки НШ-46У, трех обратных клапанов, запорного клапана (гидрозамка), трехзо-лотникового гидрораспределителя, двух гидроцилиндров подъема и опускания ковша, двух гидроцилиндров управления заслонкой ковша, двух гидроцилиндров выдвижения задней стенки ковша, рукавов и трубопроводов гидросистемы.
Рис. 37. Схема откидывания кабины самоходного скрепера ДЗ-ПП: 1, 3 —передний и задний капоты, 2—кабина
скрепера управляют из кабины машиниста с помощью рычагов управления гидрораспределителем. С каждой его секцией трубопроводами и рукавами соединены соответствующие гидроцилиндры управления рабочими органами скрепера.
Ковш скрепера можно устанавливать в три положения: опускание, подъем, нейтральное (транспортное). Золотник каждой секции гидрораспределителя перемещается с помощью отдельного рычага. Золотники .гидрораспределителя могут занижать три положения: нейтральное и два рабочих.
Самоходный скрепер ДЗ-13 с принудительной разгрузкой ковша выпускают на базе одноосного колесного тягача БелАЗ-531. Скрепер (рис. 39) представляет собой колесный тягач 1 и одноосное полуприцепное скреперное оборудование, соединяемое с тягачом с помощьнб седельно-сцепного устройства 2. Седельно-сцепное устройство вилочного типа обеспечивает наклон скреперного оборудования относительно тягача в поперечной плоскости на 20° в каждую сторону и поворот тягача относительно скреперного оборудования на 90° в обе стороны.
Тягач состоит из двигателя с системами питания, охлаждения, выпуска газа и подогрева двигателя; трансмиссии, включающей в себя повышающую передачу, гидротрансформатор, трехступенчатую гидромеханическую коробку передач, и двухступенчатую дополнительную коробку, собранные в единый блок, карданную передачу и ведущий мост; ходовой части, состоящей из рамы, пневмогидравлической подвески ведущего моста, колес и шин; механизмов управления, включающих в себя рулевое управление и систему тормозов; электрооборудования и приборов; кабины, облицовки, оперения и седельно-сцепного устройства.
Рис. 38. Схема гидросистемы управления рабочими органами самоходного скрепера ДЗ-11П:
1 — масляный бак, 2 — фильтр, 3 — гидронасос, 4 — обратный клапан, 5 — парораспределитель, 6 — запорный клапан, 7 — гидроцилиндр подъема и опускания ковша, 8 — гидроцилиндр управления заслонкой ковша, 9 — гидроцилиндр управления задней стенкой ковша
Рис. 39. Самоходный скрепер ДЗ-13:
1 — тягач, 2 — седельно-сцепное устройство, 3 — рама, 4 — рукава и трубопроводы, 5 — гидроцилиндр подъема и опускания ковша, 6 — заслонка ковша, 7—ковш, 8—гидроцилиндр управления заслонкой ковша, 9 — задняя стенка, 10—гидроцилиндр управления задней стенкой ковша; 11 — задняя ось, 12 — колесо с шиной, 13, 14 — нижний и боковой ножи
Полуприцепное скреперное оборудование состоит из рамы, заслонки ковша, ковша с нижними и боковыми ножами, задней стенки ковша, задней оси и двух колес с шинами. Гидросистема управления рабочими органами скрепера (рис. 40) Псостоит из масляного бака, двух фильтров, трех шестеренных гидронасосов типа НШ-98, переливного золотника, трех гидрораспределителей, двух гидроцилиндров подъема и опускания ковша, двух гидроцилиндров управления заслонкой ковша» двух гидроцилиндров управления задней стенкой ковша, предохранительного клапана, рукавов и трубопроводов гидросистемы.
Рис. 40. Схема гидросистемы управления рабочими органами самоходного скрепера ДЗ-13:
1 — масляный бак, 2 —гидронасос, 3 — переливной золотник, 4 — гидрораспределители, 5 — гидроцилиндр управления задней стенкой ковша, 6 — гидроцилиндр управления заслонкой ковша, 7 — предохранительный клапан, 8 — гидроцилиндр подъема и опускания ковша, 9 — фильтр
Рабочими органами скрепера управляют из кабины машиниста с помощью рычагов управления гидрораспределителя. В каждым из них трубопроводами и рукавами соединены соответствующие гидроцилиндры управления рабочими органами скрепера.
Ковш скрепера можно устанавливать в три положения: опускание, подъем, нейтральное (транспортное).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Самоходные пневмоколесные скреперы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы