Моечно-очистное оборудование предназначено для очистки машин от загрязнений. Его разделяют на мониторное, струйное, погружное, комбинированное и специальное.
Мониторное оборудование предназначено для очистки поверхности машин и их сборочных единиц струей воды или раствора, нагретых до 80 °С, под давлением 5—10 МПа. Комплексное воздействие динамического напора струи, высокой температуры и моющих средств обеспечивает эффективное удаление с поверхности различных загрязнений.
Рис. 4. Гидравлическая схема моечной машины ОМ-5359:
1 — поплавковая камера, 2 — подкачивающий насос, 3 — вентиль слива воды из теплообменника, 4 — бак моющего раствора, 5 — теплообменник, 6 — вентиль подачи моющего раствора, 7 — насос высокого давления, 8 — вентиль регулирования рабочего давления, 9 манометр, 10— демпфер пульсации, 11 — вентиль барботажа моющего раствора, 12, 14 — вентили слива, 13 — гидромонитор, 15 — предохранительный клапан
Более эффективно очищаются поверхности машин при использовании мониторного оборудования со специальными насадками. Большая скорость струи, обусловленная высоким напором перед насадком малого диаметра, обеспечивает почти мгновенное удаление загрязнений в зоне действия струи. Мониторное оборудование изготовляют в трех исполнениях: передвижное, стационарное и камерное.
Одной из наиболее распространенных передвижных монитор- ных машин является ОМ-5359. Она представляет собой четырехколесную тележку, на которой размещен насос высокого давления, его привод, устройства для нагрева воды, подачи моющих средств, автоматики и защиты.
Схема действия машины ОМ-5369 показана на рис. 4. Вода из водопровода через поплавковую камеру подается подкачивающим насосом в теплообменник, в котором она нагревается до температуры 30—80 °С. При необходимости воду смешивают с раствором моющих средств, поступающих из бака, и через гидромонитор подают на очищаемую поверхность.
Воду или раствор подают под давлением до 10 МПа. Оно контролируется по манометру. Производительность машины 40—60 м /ч, расход воды 1000 л/ч.
Машина ЦКБ-1112 может быть использована не только в стационарных условиях, но и как передвижная. Ее очищающая среда — холодная вода, которую можно забирать и из водоемов и работать с двумя нагнетательными шлангами. Насос создает давление 1,5 МПа. Производительность машины 15—30 м2/ч, расход воды 4000—5000 л/ч.
Машина ОМ-22616 предназначена для очистки и обезжиривания поверхности машин и их сборочных единиц перед окраской. Она работает в трех режимах: холодной и горячей воды и пароводяной смеси. Давление в системе 10 МПа. Производительность машины 30 м2/ч, расход воды 1000, а пароводяной смеси — 450 л/ч.
Для очистки машин от бетоноцементных отложений и других загрязнений, по свойствам, близким к ним, применяют машину ОМ-22612. Ее очищающей средой является абразивная и водо- песчаная смесь. Машина может создавать давление в системе 10 МПа. Ее производительность 75 м2/ч, а расход очищающей среды — 4000 л/ч.
Камерные моечные машины, называемые струйными, применяют для очистки машин в сборе, их сборочных единиц и деталей моющими растворами и теплой водой. Они состоят из камеры, в которой размещены насосный агрегат, гидранты для подачи раствора или воды и транспортирующее устройство. Этого вида машины изготовляют трех типов: тупиковые, проходные и проходные секционные.
К тупиковым относится машина ОМ-8ОЗ6М (рис. 5), предназначенная для очистки тракторов класса 1,4—6. Основными ее частями является моечная камера, платформа, установленная в камере на поворотном круге, душевое устройство, гидромонитор, баки очистки и нагрева моющей жидкости, рельсовый путь, лебедка с тросом и пульт управления. Машины в ней очищают следующим образом. С помощью лебедки очищаемую машину устанавливают на платформу, закрывают двери камеры, включают насос подачи моющего раствора и вращение круга. Жидкость, подаваемая насосом, через душевые устройства направляется на поверхность машин и смывает с них загрязнения. Наиболее загрязненные места очищают гидромонитором, управляемым мойщиком, находящимся снаружи камеры. На очистку одного трактора затрачивается 10—30 мин.
Тупикового же типа машина ОМ-22611 предназначается для очистки не только наружных, но и внутренних поверхностей в двигателе типа СМД-14. В ней имеется устройство для усиления воздействия очищающей среды сжатым воздухом. Через каждые 10 с на очищаемую поверхность подают воздух и раствор. Производительность машины 1 т/ч.
Рис. 5. Моечная машина ОМ-8036М: 1 — коллектор, 2 — центральная опора, 3 — распределитель, 4 — поворотный круг, 5 — опорная рама, 6— стойка, 7— натяжная звездочка, 8 — мотор- редуктор, 9 — камера, 10 — поддерживающий ролик, 11 — пневмоцилиндры, 12 —
направляющая, 13 — ролик, 14 — секция дверей
Проходную машину ОМ-9313 используют для очистки сборочных единиц и деталей. Она состоит из моечной камеры с распределительным устройством, подвесного конвейера, теплового узла, системы подачи и перекачки моющего раствора. Очищаемые сборочные единицы и детали навешивают на подвесной конвейер и на нем транспортируют через моечную камеру. В период движения через камеру они очищаются раствором, подаваемым прерывисто (пульсирующе) через отверстия душевых секций. Пульсирующее воздействие струи усиливает ее очищающее действие. Размер очищаемых сборочных единиц и деталей 1X1,4 м. За час машина может очистить от 4 до 8 т изделий.
Характерная особенность проходной секционной машины ОМ-4267М — наличие в камере двух зон: мойки и ополаскивания. В зоне мойки сборочные единицы и детали очищаются от загрязнений, в зоне ополаскивания с них смывается раствор.
Размер очищаемых деталей и сборочных единиц 1,1X1,2 м.
Производительность машины от 4 до 16 т/ч.
Погружные моечные машины предназначены для очистки деталей машин погружением их в раствор. Они состоят из ванн, в которых содержится раствор, и оборудования для интенсификации очистки. Такие машины удобны в эксплуатации и экономичны в работе.
Погружные машины выпускают тупикового и проходного типов. Первые состоят из одной ванны. Детали в корзине опускают в ванну и после очистки вынимают из нее. У машин проходного типа две ванны, одну из которых заполняют моющим, а вторую — ополаскивающим раствором. Кассета с деталями перемещается по роликовому конвейеру в первую, а затем и во вторую ванну. Интенсификация очистки деталей осуществляется подачей сжатого воздуха и колебанием деталей в ванне.
Тупиковая погружная машина ОМ-14251 применяется для очистки или ополаскивания деталей. При использовании двух таких машин в одной из них может осуществляться очистка деталей, а во второй — их ополаскивание. Размеры очищаемых деталей 1,2X1X1 м, производительность машины 4 т/ч.
Специальные моечные машины предназначены для очистки отдельных систем, каналов деталей и их поверхностей. К ним относятся установки: ОМ-2871Б для промывки смазочной системы двигателей, ОМ-16361 —для промывки смазочной системы двигателей после их обкатки, ОР-9971А — для очистки картонных элементов воздухоочистителей двигателей. Кроме того, применяют специальные устройства для очистки каналов коленчатых палов, топливных баков, системы охлаждения двигателей, масляных каналов блоков цилиндров и др.
С помощью установки ОМ-2871Б (рис. 6) промывают под давлением при работающем двигателе масляные каналы блока цилиндров, коленчатый вал, масляный радиатор и другие внутренние полости смазочной системы дизельных двигателей. Основанием установки служит бак 8, опирающийся на два колеса. Бак разделен на две секции, в одной из них содержится моющая жидкость, а в другой — свежее масло.
Внутри секции для масла смонтирован насос, а в секции для промывочной жидкости — теплонагреватели. Действует установка следующим образом. Промывочная жидкость, нагретая до температуры 60 °С, подается под давлением через напорный рукав и переходник в корпус центрифуги и далее в главную магистраль смазочной системы двигателя. Протекая по каналам смазочной системы, жидкость смывает загрязнения и через зазоры сливается в картер, а из него по приемной трубе — в бак 8. По окончании промывки жидкостью систему промывают маслом, пока оно не польется из сливного отверстия картера. Давление насоса 6,3 МПа. Вместимость секции для моющей жидкости 36 л, а секции для масла — 11л.
Рис. 6. Установка ОМ-2871Б:
1 — рукоятка переключения крана режима работы, 2 — заливная горловина бака, 3 — электродвигатель, 4 — электрошкаф управления, 5 — приемная воронка, 6 — телескопическая труба, 7 — напорный рукав, 8 — бак
Заправочно-смазочное оборудование предназначается для заправки и дозаправки машин топливом, рабочей жидкостью и маслами; смазывания их пластичными смазками.
К оборудованию для заправки машин топливо м относят топливораздаточные колонки и установки. Колонки выпускают двух типов: для заправки машин дизельным топливом и для заправки бензином. Дизельным топливом заправляют машины с помощью топливораздаточной колонки КЭР 40-1,0 (рис. 7). Основная ее часть — насос, приводимый в действие электродвигателем. На случай кратковременного отключения электроэнергии колонка снабжена ручным приводом насоса. При его использовании требуется переставить приводной ремень в другой ручей шкива.
Действует колонка следующим образом. При включении электродвигателя топливо под воздействием разрежения протекает через фильтр предварительной очистки и поступает в насос, а из него под давлением подается в фильтр тонкой очистки, затем топливо протекает по нагнетательному трубопроводу через счетчик, индикатор, раздаточный рукав, раздаточный кран и поступает в топливный бак машины. Пузырьки воздуха и пары топлива из фильтра поступают в поплавковую камеру, откуда они отводятся в атмосферу, а топливо, попавшее вместе с ними в камеру, перетекает к фильтру.
Рис. 7. Топлнвораздаточная колонка КЭР 40-1,0: а — общий вид, б —схема; / — электродвигатель, 2— насос, 3 — перепускной клапан, 4—фильтр предварительной очистки, 5 — ручной насос, 6—пусковое устройство, 7 — дифференциальный манометр, 8—фильтр тонкой очистки, 9— счетчик, 10 — поплавковая камера, 11 — индикатор, 12 — раздаточный кран, 13 —
раздаточный рукав
Подача насоса колонки 40 л/мин при приводе насоса электродвигателем и 10 л/мин — при ручном приводе. Перепускной клапан отрегулирован на давление 0,2 МПа.
Бензином машины заправляют с помощью топливораздаточ- ной колонки КЭР 40-0,5. Отличается от колонки КЭР 40-1,0 отсутствием фильтра тонкой очистки.Более совершенное средство заправки машин дизельным топливом — топливораздаточные установки. Они действуют по принципу самообслуживания. Учет выдаваемого топлива ведется по счетчикам, имеющимся на установке для каждой машины отдельно. Топливораздаточная установка 03-9936 (рис. 8) состоит из резервуара вместимостью 10 м3, топливораздаточной колонки 2 КЭР 40-1,0 и электрического шкафа, в котором размещены кодовое устройство и блок индивидуальных счетчиков. Подъехав к установке, машинист вставляет перфоключ в свое гнездо электрошкафа и заправляет машину. По окончании заправки машинист вынимает перфоключ и снимает показания счетчика.
В электрошкафу имеется 24 счетчика, следовательно, установка может обслуживать 24 машины. Одновременно можно заправлять только одну машину. Подача насоса 6,6 л/с. Установка 03-16386-01 может обслуживать до 99 машин.
Основным оборудованием для заправки машин моторными маслами и рабочими жидкостями является маслораздаточная колонка КМР 8Э-0,5 (рис. 9). Она состоит из насоса, приводимого в действие электродвигателем, фильтра, счетчика и раздаточного рукава с краном. Масло, забираемое насосом из бака, нагнетается через фильтр, счетчик, раздаточный рукав и кран в баки и картеры машин. Давление масла контролируют по манометру.
Подача насоса колонки 10 л/мин при температуре масла 20° С. Давление, создаваемое насосом, 0,8—1,5 МПа.
Трансмиссионными маслами машины заправляют с помощью маслораздаточной установки 3119А (рис. 10). Забирая масло из бака или цистерны, насос нагнетает его через фильтр, шланг и кран в картеры машин. Давление в системе контролируют по манометру.
Смазывание машин пластичным смазочным материалом через пресс-масленки осуществляют солидолонагнетателями. По типу привода они подразделяются на электромеханические и пневматические. Электромеханический солидолонагнетатель 03-9903 (рис. 11) состоит из насоса высокого давления, его привода и бункера для смазки.
Привод включает электродвигатель и червячный редуктор. От электродвигателя через редуктор приводится в действие вал с кривошипом, который через кулису преобразует вращательное движение червячного колеса в возвратно-поступательное движение плунжера насоса. При движении плунжера влево смазка из бункера поступает в фильтр и заполняет через специальные отверстия внутреннюю полость гильзы. При обратном передвижении плунжер перекрывает отверстия в гильзе и нагнетает из нее порцию смазки в раздаточный рукав и к смазочному пистолету. За один оборот червячной шестерни плунжер совершает один рабочий ход. Одновременно с приводом в действие плунжера кулиса вращает храповое колесо, от которого приводится шнек, подающий смазку из бункера к гильзе.
При повышении давления в системе в момент закрытия клапана крана по окончании смазывания открывается перепускной клапан и смазка по трубе поступает в бункер. В момент перегрузки насоса автоматический выключатель прерывает электрическую цепь магнитного пускателя и отключает электродвигатель. Перепускной клапан отрегулирован на давление 25—40 МПа.
Рис. 10. Установка 3119А:
1 — электродвигатель, 2 — шестеренный насос, 3 — тройник, 4 — раздаточный кран, 5 — обратный клапан, 6 — соединительная муфта, 7 — манометр, 8 — кран-пробка, 9 — фильтр, 10— пробка обратного клапана, 11 — автоматический выключатель, 12 — гидравлический аккумулятор
Пневматические солидолонагнетатели выпускают с пневматическим двигателем и пистолетом-солидолонагнетателем. Первый из них имеет такое же устройство, как и солидолонагнетатель 03-9903. Отличается тем, что электропривод заменен пневмоприводом. Солидолонагнетатель с пистолетом-солидолонагнета- телем имеет бункер для смазки, а пневмопривод совмещен с пистолетом. Вместе с ним соединен небольшой резервуар, который периодически пополняется из бункера.
Рис. 11. Электромеханический солидолонагнетатель 03-9903:
1 — электродвигатель, 2 — электрический кабель, 3 — четырехполюсная вилка, 4—розетка, 5 — бункер, 6 — рукоятка, 7 — перепускная труба, 8— смазочный пистолет, 9 — кнопочная станция, 10—магнитный пускатель, 11 — автоматический выключатель, 12 — перепускной клапан, 13 — обратный клапан, 14 — раздаточный рукав, 15 — воздушный клапан, 16 — гильза, 17 — плунжер, 18 — фильтр, 19 — шнек, 20 — рыхлитель, 21 — корпус
Комбинированное оборудование применяют для заправки машин, их смазывания и выполнения других работ. Так, с помощью передвижной установки 03-9902А (рис. 12) кроме заправки и смазывания можно очищать машины от пыли путем их обдува воздухом, наносить антикоррозионные покрытия на поверхность машин, подкачивать воздухом шины и собирать отработанные масла. Установку применяют в мастерских эксплуатационных баз.
Установка состоит из трех баков, бункера для пластичной смазки, компрессора, рукавов, раздаточных кранов. Ее основанием является рама, опирающаяся на четыре колеса. В баке 8 находится моторное масло, в баке — трансмиссионное масло, а третий бак предназначен для отработанного моторного масла. Из баков масло выдается под давлением сжатого воздуха, подаваемого от компрессора, а заполнение их осуществляется под воздействием разрежения.
Рис. 12. Передвижная смазочно-заправочная установка 03-9902А:
а — вид сбоку, б — вид сверху; 1 — рама, 2 — полноповоротное колесо, 3 — ящик для инструмента и запасных частей, 4 — кожух установки, 5 — бункер для смазки, 6 — бак для отработанного масла, 7 — электрический шкаф, 8, 9 — баки для свежего масла, 10 — компрессор, 11 — заслонка, 12 — прицепное устройство, 13 — ресивер, 14 — электродвигатель, 15 — зажимы для подключения аппарата для нанесения антикоррозионных покрытий, 16 — тумблер включения электрошкафа, 17 — маслораздаточный кран, 18 — раздаточный рукав для свежего масла, 19 — рукав для отработанного масла, 20 — дверка, 21 — кран с наконечником для заправки пистолета-солидолонагнетателя, 22 — щит управления, 23 — воздухораздаточный рукав, 24 — пистолет-солидолонагнетательВместимость каждого бака для масел 80 л, а бака для смазки — 20 л. Рабочее давление в баках при выдаче масел 0,25 МПа, а в баке для смазки — не более 0,7 МПа. Производительность заполнения баков дизельным маслом 15—28 л/мин, а его выдачи — 2—6 л/мин.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Моечно-очистное и заправочно-смазочное оборудование"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы