После окончания монтажа проводов на опорах ВЛ устанавливают разрядники, заземление, постоянные знаки, а также проверяют транспозицию проводов. Кроме того, после сдачи ВЛ в эксплуатацию выполняют отпайку или врезку ВЛ в действующую линию (если предусмотрено проектом).
Трубчатые разрядники до закрепления на опорах ВЛ тщательно осматривают, контактные части очищают от ржавчины и смазывают тавотом, проверяют величину внутреннего искрового промежутка и состояние внутренних электродов. Разрядники, имеющие поврежденные фиброба.келитовые трубки, утолщенные стенки металлических камер, слабое крепление рога, а также с плохой лакировкой трубок отбраковывают.
Закрепляют разрядники на опорах как за закрытый, так и за открытый конец с таким расчетом, чтобы зоны выхлопа газов разрядников различных фаз ВЛ не пересекались и перед выхлопным отверстием не было никаких посторонних предметов. Чтобы влага не попала внутрь, разрядник устанавливают открытым концом вниз вертикально либо наклонно под углом не менее 15—20° к горизонтали, При осмотре разрядника с земли отчетливо должен быть виден указатель срабатывания.
Электроды внешнего искрового промежутка изготовляют из стального прутка с резьбой диаметром не менее 10 мм и прикрепляют к ушку разрядника гайкой. В качестве одного из электродов внешнего промежутка иногда используют провода линии, которые защищают подмоткой из проволоки на длине около 0,5 м.
Рис. 1. Установка трубчатого разрядника на промежуточной деревянной опоре ВЛ 110 кВ:
1 — стойка, 2— траверса, 3 — провод, 4 — подмотка, 5 — электрод внешнего искрового промежутка, 6 — разрядник, 7 — хомут для крепления разрядника; А — внешний искровой промежуток
Для снижения импульсных разрядных напряжений параллельно разряднику включают емкость, в качестве которой используют штыревые (иногда и подвесные) изоляторы. Как правило, трубчатые разрядники устанавливают на опорах ВЛ 35—110 кВ так, чтобы их можно было заменить, не отключая линию.
Вентильные разрядники перед установкой также осматривают, проверяют все элементы, причем особое внимание уделяют целости верхнего И нижнего узлов герметизации. Закрепляют вентильные разрядники на опоре хомутом. Внешний искровой промежуток в вентильных разрядниках не нужен,, поэтому токоведу-щий провод присоединяют к выводу разрядника наглухо.
Закрепление трубчатых и вентильных разрядников на переходных опорах выполняют с таким расчетом, чтобы при повреждении разрядника и перегорании провода провод упал не в переходном, а в соседнем пролете.
Защитные промежутки, выполняемые вместе со спусками заземления, монтируют при сборке опор, а в виде рогов — после установки опор. При этом особое внимание уделяют надежному закреплению электродов и точному соответствию величины искрового промежутка рабочим чертежам.
Заземляют опоры при установке или после окончания монтажных работ. Тип заземления, количество электродов, длина и сечение спусков заземления указываются в проекте линии. Необходимое количество электродов заземления, заземляющих спусков, лучей заготовляют до начала работ в мастерских, а затем вывозят на трассу.
Углубленные заземлители укладывают на дно котлована одновременно с установкой подножников или погружают в грунт вместе со сваей. Электроды заземления (стальные трубы, уголки и др.) забивают в грунт при установке опор или после нее. Для заглубления электродов заземления используют вибраторы, навесные приспособления для вдавливания и завинчивания электродов, пневматические заглубнтели, а также специальную машину УЗК-1 на базе трактора ДТ-20С2 для устройства заземляющих контуров.
Для прокладки полосы заземления и лучевых зазем-лителей роют траншеи глубиной 0,5 м. В каменистых и скалистых грунтах траншеи разрабатывают взрывным способом и глубина ее должна быть не менее 0,1 м. После прокладки лучевых заземлителей или полосы заземления и забивки электродов все элементы заземления сваривают электросваркой внахлест. Длина сварного шва должна быть не менее шести диаметров (при круглом сеченни) или двойной ширины (при прямоугольном сечении) полосы заземления. Затем траншею засыпают землей и утрамбовывают. На устройство заземления составляют акт скрытых работ и исполнительный чертеж.
По деревянным опорам заземляющие спуски прокладывают после сборки опор и закрепляют скобками. Железобетонные опоры обычно имеют специальный спуск заземления, к выводам которого можно присоединить заземляющие устройства. Если специального заземляющего спуска нет, в качестве него может быть использована продольная арматура дпоры (для ВЛ 6—35 кВ). На BJ1 с деревянными опорами рекомендуется болтовое присоединение заземляющих спусков к контурам заземлений, а с металлическими и железобетонными — сварное или болтовое. Во всех случаях соединение заземлителя с заземляющим спуском должно быть доступно.
В местах с большим удельным сопротивлением грунта устраивают выносные (если вблизи опоры имеются места с более низким удельным сопротивлением грунта) или глубинные (если на большей глубине сопротивление грунта снижается) заземлители. Для снижения удельного сопротивления применяют также искусственную обработку грунта поваренной солью, содой и др. Кроме того, заземлители укладывают на глубину, несколько большую глубины промерзания грунта.
Грозозащитный трос на В Л 220 кВ и выше крепят на всех опорах через подвесной изолятор, шунтированный искровым промежутком, чтобы при эксплуатации ВЛ можно было проверять сопротивление заземления каждой опоры. На В Л 150 кВ и ниже трос крепят через изолятор только на анкерных опорах, а на промежуточных — без изолятора. В этом случае сопротивление заземления промежуточных опор измеряют, отсоединяя от троса спуски заземления или предварительно устанавливая изолирующую прокладку в местах ответвления спуска от троса.
Постоянные знаки, закрепляемые на опорах ВЛ, содержат:
— порядковый номер опоры и год ее установки (все опоры ВЛ);
— номер линии или ее условное обозначение (все опоры ВЛ на участках параллельного следования с другими ВЛ);
— номер цепи (опоры двухцепных ВЛ);
— расцветку фаз (концевые и транспозиционные опоры ВЛ).
Кроме того, на опорах ВЛ крепят предостерегающие плакаты (на всех опорах —в населенной местности и на пересечениях и через одну в ненаселенной), а на опорах высотой более 50 м — сигнальное освещение (светоогра-ждение) и дневную маркировку (окрашивают наклонными полосами черного и желтого цветов).
Транспозицию проводов — периодическую смену положений фаз на опорах ВЛ — выполняют для ограничения несимметрии токов и напряжений ВЛ, а также для уменьшения влияния на линии связи. При этом фазу А перемещают на место фазы С, фазу В —на место фазы А, а фазу С — на место фазы В (по кругу).
Расстояние между опорами, на которых изменяют положение фаз линии, называют шагом транспозиции. Длину участка, на котором провод каждой фазы переменит три последовательных положения, называют полным циклом транспозиции.
Транспозицию выполняют на специальных линиях и В Л напряжением 110 кВ и выше, длиной не менее 100 км. Длина циклов транспозиции зависит от конкретных условий, но не должна превышать 300 км. Транспозиция может быть выполнена как в пролете, так и на опорах.
Отпайку применяют для сокращения длины строящейся ВЛ. В этом случае ВЛ присоединяют не к трансформаторной подстанции, а непосредственно к магистральной линии. Конструкция отпайки зависит от расположения проводов на опорах магистральной линии и ее напряжения.
На ВЛ 35—110 кВ с горизонтальным расположением проводов отпайку обычно выполняют в пролете, устанавливая отпаечные опоры с обеих сторон магистральной линии.
При отпайке от ВЛ с треугольным расположением проводов на опоре магистральной линии монтируют дополнительную траверсу или крючья.
Отпайку В Л 6—10 кВ выполняют, как правило, через разъединитель, для чего рядом с отпаечной опорой на строящейся ВЛ устанавливают дополнительную опору, на которой крепят разъединитель. Провода от магистральной линии подводят к разъединителю и через него отводят на новую В Л. Такую схему часто применяют в сельских сетях 6—10 кВ, которые имеют большую длину и разветвленность. Разъединитель позволяет отключить часть потребителей, не прерывая энергоснабжения других, питающихся от этой линии. Устанавливают разъединитель совместно с предохранителями, что позволяет осуществить защиту линии при коротком замыкании на отпайке.
Рис. 2. Схема транспозиции проводов:
Рис. 3. Положение проводов на опоре:
А, В, С — до транспозиции, Л’, В’, С’ — после транспозиции
Рис. 4. Схема отпайки линии от одноцепной ВЛ с горизонтальным расположением проводов:
1 и 2 —опоры магистральной и сооружаемой ВЛ, 3 и 4 — провода сооружаемой и магистральной ВЛ, 5 — перемычки
Врезку строящейся В Л в отличие от отпайки выполняют с разрезанием проводов действующей ВЛ. В этом случае в створе действующей ВЛ устанавливают дополнительные опоры, на которых провода магистральной линии разрезают и анкеруют. Схемы врезки ВЛ разнообразны. Например, врезка строящейся двухдепной ВЛ в одну цепь действующей двухцепной линии может быть выполнена установкой анкерной двухцепной опоры, а также установкой двух одноцепных анкерных опор.
Рис. 5. Верхушка отпаечной опоры ВЛ 6—10 кВ:
А, В, С — провода магистральной линии, А’, В’, С’ — провода отпайки
Работы по отпайке и врезке строящихся ВЛ разрешается выполнять только с отключением магистральной линии, по наряду эксплуатирующей организации и в присутствии ее представителя.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Монтаж вспомогательных устройств ВЛ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы