Современная технология промышленного производства требует постоянного насыщения средствами комплексной механизации трудоемких процессов и исключения тяжелых (потенциально опасных) ручных работ. Вот почему в настоящее время подъемно-транспорт- ное машиностроение перестает играть вспомогательную роль в производственном процессе и превращается в один из решающих факторов, определяющих уровень современного производства.
В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года», принятых XXVI съездом КПСС, в качестве основной задачи на ближайшие годы записано: «…повысить производительность труда в промышленности на 23—25%, получить за счет этого более 90% прироста продукции». За этой короткой строкой стоит реализация грандиозных планов партии и народа. Эта задача, должна быть решена не за счет увеличения численности работающих, а путем увеличения объемов производства машин и механизмов, внедрения комплексной механизации погрузочно-разгрузочных, подъемно- транспортных и складских работ и повышения эффективности использования машин.
Наибольшее распространение в промышленности получили передвижные грузоподъемные краны: мостовые, козловые и консольные, без которых не может обойтись ни одно промышленное предприятие или цех. Поэтому выполнение поставленных задач невозможно без организации ритмичной, бесперебойной и надежной эксплуатации грузоподъемных машин.
Задача механизации подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ издавна считается первостепенной, и вопросы ее развития уходят глубоко в историю.
Уже в далекие времена человечество знало и широко применяло различные простейшие приспособления для подъема и перемещения грузов: рычаги и катки, козлы и сани, канаты из растительных волокон. В VII в. до н. э. появились простейшие полиспасты, а во II в. До н.- э. получили распространение вороты (кабестаны) с зубчатыми и червячными передачами и ручным приводом.
По существу простейшие приспособления: рычажные подъемники, кабестаны и полиспасты — явились прототипами современных стреловых кранов, лебедок и грузовых подъемных полиспастов. В то же время был построен паровой двигатель и в 1860 г. появился первый” грузоподъемный кран с приводом от парового двигателя. Конец XIX в. отмечен широким распространением электропривода в технике и в 80-х годах того же века появились первые подъемные краны с электроприводом.
Необходимо отметить, что в дореволюционной России подъемно-транспортное машиностроение было одной из отсталых отраслей хозяйства. К 1913 г. годовой выпуск кранов на отечественных заводах составлял 70 шт. Только после Великой Октябрьской социалистической революции трудом освобожденного от гнета капитала народа начался бурный расцвет всего народного хозяйства. Подъемно-транспортное машиностроение было выделено в самостоятельную отрасль, в составе которой мощные современные специализированные машиностроительные заводы и квалифицированные научные, конструкторские и рабочие кадры, способные успешно решать любые задачи. В настоящее время отрасль освоила выпуск практически всех существующих в мире видов подъемно-транспорт- ных машин.
За последние годы отечественное краностроение-достигло значительных успехов в создании новых, более совершенных моделей кранов. В частности, осуществлена широкая унификация деталей и сборочных единиц, усовершенствованы методы расчета, разработаны менее металлоемкие, производительные и надежные машины, снижены трудозатраты на изготовление кранов и их эксплуатацию. Существенный вклад в совершенствование конструкций кранов внесли ученые и конструкторы ВНИИПТМАШа, завода ПТО им. С. М. Кирова, завода «Сибтяжмаш», МВТУ им. Н. Э. Баумана и др.
Так, в настоящее время отечественная-промышленность освоила серийный выпуск мостовых кранов грузоподъемностью 5—320 т, а грузоподъемность отдельных моделей достигла 630 т. Сегодня на предприятиях страны работает несколько сотен тысяч передвижных грузоподъемных кранов. Наибольшее распространение получили краны грузоподъемностью 3—16 т.
Однако несмотря на-современный уровень развития отечественного краностроения, высокую квалификацию проектирующих краны специалистов и повышенные требования, предъявляемые органами Госгортехнадзора СССР к конструкциям кранов в отношении обеспечения высокой надежности и безопасной эксплуатации, краны, как и другие подъемно-транспортные машины, перемещающие грузы на весу, являются потенциальными источниками повышенной опасности. Поэтому для обеспечения высоких эксплуатационных характеристик кранов и их безаварийной работы машинист и обслуживающий персонал должны хорошо знать общее устройство машины, ее конструктивные особенности, основные технические параметры и правила безопасности, иметь твердые навыки по управлению механизмами крана, знать современную технологию и основные приемы выполнения работ по перемещению грузов, ежедневному и периодическим техническим обслуживаниям, а также ремонтам кранов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Мостовые краны и их эксплуатация"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы