Насос — лопастного типа, двойного действия, то есть за один оборот вала насоса совершается два полных цикла всасывания и два — нагнетания.
В корпусе насоса (в шариковом и игольчатом подшипниках) установлен вал, на наружном конце которого закреплен приводной шкив. На шлицах внутреннего конца вала установлен ротор, в радиальные пазы которого вставлены лопасти (10 шт.). Ротор с лопастями расположен внутри статора.
Статор с распределительным диском и крышкой крепится к корпусу насоса стяжными болтами. Правильное положение статора с распределительным диском относительно, корпуса насоса обеспечивается двумя установочными штифтами. При этом направление стрелки на статоре должно совпадать с направлением вращения вала насоса (если смотреть со стороны шкива).
Статор, ротор и лопасти подобраны на заводе по размерным группам, поэтому нелmзя нарушать их комплектность при разборке насоса.
Рис. 28. Насос гидроусилителя
В крышке насоса расположены два клапана: перепускной и предохранительный. Перепускной клапан ограничивает произ водительность насоса при повышении оборотов двигателя. Предо хранительный клапан, помещенный внутри перепускного клала на, ограничивает давление масла, когда оно достигает 65—70 кгс/см2.
Насос гидроусилителя приводится во вращение с помсщью ремня от шкива коленчатого вала двигателя. Натяжение ремня регулируется регулировочным винтом И, имеющим‘четырехгранник под ключ. При вращении регулировочного винта по часовой стрелке увеличивается расстояние между шкивами и тем самым достигается требуемое натяжение ремня.
Правильно натянутый ремень при нажатии на середину ветви с усилием 4 кгс должен иметь прогиб 10—15 мм.
Бачок
Бачок служит резервуаром для рабочей жидкости, необходимой для обеспечения нормального температурного режима работы гидроусилителя и компенсации возможных утечек ее во время эксплуатации.
Сливаемое в бачок масло принудительно фильтруется. Для этого в пробку сливной горловины ввернут угольник с трубкой, на внутреннем конце которой расположен сетчатый фильтр с тарельчатым перепускным клапаном. При значительном засорении фильтра масло отжимает пружину клапана и поступает непосредственно в бачок, минуя фильтр.
Для обеспечения более качественной очистки масла от примесей в обкаточный период фильтр сливной магистрали дополнительно снабжен батистовой тканью, закрепленной двумя пружинами. После обкатки автомобиля фильтрующая ткань с пружинами удаляется и в дальнейшем не устанавливается, а фильтры заливной Горловины и сливной магистрали промываются в бензине или растворителе.
—-
Насос гидроусилителя, лопастного типа, двойного действия, установлен на крышке шестерен распределения с левой стороны двигателя и приводится в движение клиноременной передачей от шкива, установленного на переднем конце коленчатого вала двигателя.
Корпус насоса гидроусилителя (рис. 83) и крышка отлиты из серого чугуна и после обработки соединяются со статором четырьмя стяжными болтами; для повышения герметичности соединения уплотнены резиновыми кольцами.
Вал насоса вращается в двух подшипниках — игольчатом и шариковом. Иглы подшипника перекатываются непосредственно по шейке вала диаметром 12 мм. Игольчатый подшипник установлен в отверстии корпуса диаметром 2.1-0,017 мм, а шариковый— в отверстии диаметром 62 мм. Стопорное кольцо подшипника изготовлено из стали 65Г толщиной 1,6 мм. Внутреннее кольцо этого подшипника упирается в опорную шайбу, прижатую к торцу шейки вала, по которой работают кромки резиноармирован-ного двухкромочного сальника, отделяющего полость насоса от подшипника.
Рис. 83. Насос гидроусилителя:
1 — шкив; 2— сальник; 3 — корпус насоса; 4— ротор; 5— лопасть; 6 — ось кронштейнов; 7 — неподвижный кронштейн; 8 — коллектор; 9 — крышка; 10— пружина; 11 — регулировочный винт; 12-— подвижный кронштейн; 13 — предохранительный клапан; 14 — перепускной клапан; 15 — распределительный диск; 16 — статор; 17 — игольчатый подшипник; 18 — вал; 19 — подшипник; 20 — втулка шкива
Статор изготовлен из легированной подшипниковой стали LUX15 и термообработаи до твердости HRC 61—65. Отверстие статора имеет сложную криволинейную форму. При вращении вала насоса лопасти ротора прижимаются к криволинейной поверхности статора и образуют замкнутые полости, объемы которых изменяются в зависимости от положения лопастей по отношению к образующей криволинейной поверхности статора. Такая конструкция насоса позволяет за один оборот вала совершать два полных цикла всасывания и два цикла нагнетания. Плотное прилегание лопастей к поверхности статора обеспечивается давлением жидкости, подводимой в пазы ротора под лопасти через каналы «А» распределительного диска, и действием центробежной силы. Статор по длине также рассортировывается на три группы. При сборке насоса устанавливают ротор, лопасти и статор одной группы.
Распределительный диск отлит из серого чугуна. В нем предусмотрен ряд каналов, соединяющих зону высокого давления статора с зоной высокого давления насоса. От проворачивания диск удерживается двумя штифтами.
В крышке насоса размещен перепускной клапан, ограничивающий производительность насоса. Внутри этого клапана установлен предохранительный шариковый клапан, ограничивающий давление в системе гидроусилителя в пределах 65—70 кгс/см2. Регулировка предохранительного клапана обеспечивается подбором соответствующего количества шайб, устанавливаемых между его седлом и золотником перепускного клапана, в который ввернуто седло.
Перепускной клапан работает под действием разности давлений в полости нагнетания насоса и в канале подачи жидкости к гидроусилителю. Полость нагнетания соединена калиброванным каналом диаметром 4,1 мм с каналом подачи жидкости к гидроусилителю. С увеличением подачи жидкости в систему в результате увеличения числа оборотов коленчатого вала двигателя, а следовательно, и вала насоса разность давлений в полости нагнетания насоса и в канале подачи жидкости к гидроусилителю увеличивается. Следовательно, увеличивается разность давлений на торцах плунжера перепускного клапана. При разности давлений 1,2— 1,8 кгс/см2 клапан перемещается вправо и сжимает пружину. При этом полость нагнетания сообщается с полостью всасывания насоса через канал в коллекторе и дальнейшее увеличение подачи жидкости в систему почти прекращается.
Пружина перепускного клапана изготовлена из проволоки диаметром 1,4 мм и имеет витков диаметром 19 мм. Концевые витки примкнуты к соседним и зашлифованы. Под нагрузкой 3,9 кгс длина пружины уменьшается до 30,5 мм. Длина пружины в свободном состоянии равна 32 мм. Приводной шкив насоса отлит из серого чугуна СЧ18-36 и статически сбалансирован после обработки. Дисбаланс допускается не более 15 г-см. Отверстие ступицы шкива обработано с конусностью 1:5 при диаметре большего отверстия 28,6 мм. На валу насоса шкив сидит на конусной разрезной втулке, которая фиксируется на сегментной шпонке вала.,
Насос крепится к кронштейну, закрепленному на двигателе с помощью подвижного кронштейна. Оба кронштейна отлиты из стали 36Л и соединены осью, которая стопорится в бобышке подвижного кронштейна болтом Мб и может вращаться в отверстиях вилки неподвижного кронштейна при регулировке положения насоса и натяжения ремня привода винтом. Правильно натянутый ремень при нажатии на середину ветви с усилием 3 кгс должен иметь прогиб 10—15 мм.
В начальнай период эксплуатации рекомендуется проверить момент затяжки корончатой гайки крепления приводного шкива насоса, который должен быть равен 5—6 кгс-м. Периодически следует проверять и натяжение ремня привода.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Насос гидроусилителя КрАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы