Пластичные смазки, являясь одной из разновидностей смазочного материала, предназначены для смазывания трущихся поверхностей, снижения их износа и предотвращения задира (заедания), а также для защиты металла от коррозионного воздействия окружающей среды и уплотнения зазоров между сопряженными деталями.
В связи со специфическими свойствами пластичных смазок их можно применять для смазывания узлов трения как герметизированных, так и негерметизированных конструкций. Поэтому к пластичным смазкам предъявляется ряд дополнительных требований. Они должны обладать высокой водостойкостью, способностью удерживаться на вращающихся поверхностях и не сбрасываться под действием инерционных сил, не вытекать самопроизвольно из узла трения, быть однородными и не содержать механических примесей и воды,сохранять стабильность свойств в течение длительного времени. Однако при приготовлении отдельных смазок, например кальциевых, допускается содержание механических примесей (кроме песка и абразивных частей) до десятых долей процента. Кроме того, в этих смазках обязательно присутствие воды, также в десятых долях процента. Вода вместе с загустителем в этих смазках участвует в образовании структурного каркаса.
Поэтому при применении кальциевых смазок нельзя допускать чрезмерного повышения температуры, чтобы не произошло полного испарения воды.
Пластичные смазки классифицируют по двум основным признакам: по типу загустителя и функциональному назначению. По типу загустителя различают мыльные, углеводородные смазки и смазки на органических и неорганических загустителях.
К мыльным смазкам относится большинство смазок как по ассортименту, так и по объемам производства и применения. В свою очередь мыльные смазки в зависимости от катиона мыла подразделяются на подгруппы: литиевые, натриевые, калиевые, кальциевые, бариевые, алюминиевые, цинковые, свинцовые.
Большинство мыльных смазок подразделяется на обычные и комплексные. К комплексным смазкам относятся те, которые представляют собой комплекс мыла высшей жирной кислоты и соли низкомолекулярной кислоты того же металла. В том случае, когда в качестве загустителя используют смесь мыл, пластичные смазки имеют двойное название. Например, натриево-кальциевые, литиево-кальциевые. При этом вначале указывают тот катион мыла, доля которого в общем балансе загустителя больше. Мыльные смазки, полученные на синтетических жирНых кислотах, называют синтетическими, а на натуральных жирах — жировыми. Так различают солидолы — синтетические и жировые.
К смазкам на неорганическом загустителе относятся силикагелевые и бентонитовые. В качестве органического загустителя используют сажу, полимочевину и т. п., а углеводородного — церезин, парафин, петролатум и т. п. В соответствии с ГОСТ 23258—78 по функциональному назначению различают следующие группы смазок: антифрикционные, снижающие трение и износ в узлах и механизмах; консервационные (защитные), защищающие металлические изделия от коррозии; уплотнительные, герметизирующие зазоры в узлах и механизмах; канатные, применяемые для смазки стальных канатов.
Антифрикционные смазки подразделяются на смазки общего назначения для различных видов техники, специальные приборные, а также многоцелевые, высокотемпературные, низкотемпературные, морозостойкие. Каждой подгруппе присваивается свой индекс: С — общего назначения, М — многоцелевые, Ж — термостойкие, Н — морозостойкие, И — противозадирные и противо-износные, П — приборные, Д — приработочные (содержат дисульфид молибдена), X — химически стойкие (для поверхностей трения, имеющих контакт с агрессивными средами).
Консервационные (защитные) смазки, предназначенные для предотвращения коррозии металлических поверхностей при хранении и эксплуатации механизмов, обозначаются индесом 3, канатные — индексом К. Уплотнительные смазки делятся на три группы: арматурные — А; резьбовые — Р; вакуумные — В.
В классификационном обозначении указывают также: тип загустителя, рекомендуемый температурный диапазон применения, дисперсионную среду, консистенцию (густоту). Так, классификационное обозначение смазки Ли-тол-24 — МЛи 4/13-3 следует расшифровать следующим образом: М—многоцелевая антифрикционная; Ли — загущена литиевыми мылами; 4/13 — работоспособна в интервале от —40 до 130 °С; отсутствие индекса дисперсионной среды — приготовлена на нефтяном масле; 3 — условная группа густоты смазки.
—
Классификация смазок
Согласно ГОСТ 23258—78, введенному в действие с 1 июля 1979 г., по назначению смазки делятся на 4 группы: антифрикционные, консервацнонные, уплотнительные, канатные.
Антифрикционные смазки предназначены для снижения-износа и трения скольжения сопряженных деталей. В этой группе смазок имеются несколько подгрупп: обычного назначения для обычных температур (рабочие температуры до 70 °C); общего назначения для повышенных температур, (рабочие температуры до ПО °C); многоцелевые (с рабочими температурами от —30 до +130 °C и для условий повышенной влажности); термостойкие (рабочие температуры от. 150 °C и выше); морозостойкие (рабочие температуры —40 °C и ниже); противозадирные и противоизноспые (подшипники качения при контактных напряжениях выше 2 450 МПа и подшипники скольжения при удельных нагрузках выше — 147 МПа); химически стойкие (для узлов трения, работающих в агрессивных средах); приборные; редукторные (трансмиссионные); приработочные (дисульфид молибденовые, графитные и другие пасты); узкоспециализированные (для узлов трения, смазки для которых должны удовлетворять дополнительным требованиям); брикетные.
Консервационные смазки предназначены для предотвращения коррозии металлических изделий и механизмов при хранении, транспортировке и эксплуатации.
Канатные смазки используются для предотвращения износа и коррозии стальных канатов, тросов, органических сердечников стальных канатов.
Уплотнительные смазки предназначены для герметизации зазоров; облегчения сборки и разборки арматуры; сальниковых устройств; резьбовых, разъемных и подвижных соединений любых, в том числе вакуумных, систем. Уплотнительные смазки делятся на арматурные, резьбовые и вакуумные.
В соответствии с ГОСТ 23258—78 каждая смазка должна иметь наименование (солидол, литол, графитная и т. д.): и индексное обозначение, в краткой форме сообщающее о назначении смазки, ее характеристике и составе. Индексное обозначение состоит из пяти буквенных и цифровых индед. сов, расположенных в следующем порядке: указатель груп. пы или подгруппы в соответствии с назначением смазки; загуститель; температурный (условный) интервал применения; дисперсионная среда; консистенция смазки. Некоторые индексы могут быть опущены, однако могут быть до. бавлены индексы «г», «д», «с» и другие, обозначающие твердые добавки графита, дисульфида молибдена, свинца соответственно.
Тип загустителя обозначают буквами русского алфавита:
Комплексное мыло обозначают строчной буквой «к», после которой указывается индекс соответствующего мыла, например, кКа, кБа. Смесь двух и более загустителей oбозначают составными индексами: Ка-Ha, Ли-Ба и т. д., при. чем на первом месте ставят индекс загустителя, входящего в состав смазки в большем количестве. Индексы «М», «О», «Н», обозначающие загуститель «мыло», «органические вещества» и «неорганические вещества», соответственно ставят в тех случаях, когда загуститель не предусмотрен перечнем. Температурный интервал применения обозначают дробью округленно до 10 °C, уменьшив температуру в 10 раз-Например, 3/13 обозначает, что данная смазка может работать в интервале температур от —30 до +130 °C. За минимальную температуру принимают температуру, при кото-рой вязкость смазки не превышает 2000 Па – с. Тип дисперсионной среды обозначается следующими индексами: нефтяное масло — н, синтетические углеводороды—у,> сложные эфиры — э, фторсилоксаны — ф, кремнийоргани-ческие жидкости — к.
По значению пенетрации, т. е. по своей консистенции, смазки имеют 9 индексов класса консистенции!
Примеры обозначений смазок следующие: СКа 2/8-2 — «С» обозначает, что это смазка общего назначения для обычных температур (солидол); Ка — загуститель — кальциевое мыло; 2/8 — температурный диапазон применения в пределах— 20…-(-80 °C; 2 — индекс класса консистенции. МЛи 4/13-3 — «М» — многоцелевая смазка; Ли — загуститель— литиевое мыло; 4/13 — температурный диапазон применения в пределах — 40…+ 130 °C; 3 — индекс класса консистенции. УНа З/12-эЗ — «У» — узкоспециализированная смазка; На — загуститель— натриевое мыло; 3/12— температурный диапазон применения в пределах —30… + 120 °C; э — масляная основа — сложные эфиры; 3 — индекс класса консистенции. КТ6/5к-г4 — «К» — канатная смазка; Т — загуститель — твердые углеводороды; 6/5 — температурный диапазон применения в пределах —60… + 50 °C; к — приготовлена на основе кремнийорганической жидкости; г — твердая добавка графита; 4 — индекс класса консистенции
Ассортимент смазок
Литол-24 (ГОСТ 21150—75) — обозначение по ГОСТ 23258-78 — МЛи 4/12-3 — многоцелевая литиевая смазка вишневого или коричневого цвета. Имеет высокую влагостойкость, не обладает тиксотропным термоупрочнением. Используется в узлах трения автомобилей, тракторов, гусеничных машин, экскаваторов, бульдозеров, в электромашинах, дорожностроительных, сельскохозяйственных и других механизмах. Успешно применяется в игольчатых подшипниках карданных шарниров. В грубых, не защищенных от грязи и воды узлах применение смазки Литол-24, как и других высококачественных смазок, нецелесообразно.
Литол-24 заменяет многие смазки: солидолы, 1-13, 1-ЛЗ, ЯНЗ-2, карданную АМ и др. Если Литол-24 используется в закрытых узлах (ступицы колес, подшипники водяных насосов и др.) взамен смазок общего назначения, сроки проведения смазочных работ увеличиваются более чем в 2—5 раз.
Униол-1 (ТУ 38 УССР 201150—78) — мягкая мазь ко. ричневого цвета, по внешнему виду напоминающая солидол С. По составу относится к комплексным кальциевым смазкам. Температурный диапазон применения от —30 д0 4-150 °C, допустимы кратковременные перегревы до 200 °C. Высокие рабочие температуры достигаются благодаря использованию в качестве стабилизатора структуры (обязательного третьего компонента кальциевых смазок) низкомолекулярных органических кислот. Смазка может быть использована взамен смазок 1-13, консталинов, солидолов, ЯНЗ-2. К недостаткам смазки следует отнести гигроскопичность. В связи с этим хранить ее следует в герметичной таре, а использовать в закрытых узлах трения, без непосредственного контакта с влагой, поскольку могут «вымываться» кальциевые мыла низкомолекулярных кислот.
К комплексным кальциевым смазкам относится Униол-ЗМ (морозостойкая) — ТУ 38 101605-75. Содержит небольшое количество сернистого молибдена, применяется от —50 до 4-140 °C.
Солидолы — жировые (ГОСТ 1033—79) и синтетические (ГОСТ 4366—76), обозначение по ГОСТ 23258-78 СКа 2/7-2— кальциевые гидратированные- смазки. Достоинством солидолов является высокая влагостойкость, хорошие защитные свойства. К недостаткам солидолов относятся низкие рабочие температуры и плохая механическая стабильность. В составе солидолов, кроме обязательных двух компонентов — дисперсионной среды (масла) и дисперсной фазы (загустителя), имеется третий компонент — стабилизатор структуры, без которого кальциевые смазки не существу^ ют. В качестве стабилизатора структуры солидолов служит вода. Црэтому максимальная температура применения солидолов 65—75 °C, при более высокой температуре они необратимо разрушаются. Несколько лучшие вязкостнотемпературные характеристики жировых солидолов делают их иногда предпочтительнее синтетическим. Однако в большинстве случаев жировые и синтетические солидолы взаимозаменяемы. При смешивании в любом соотношении жировых и синтетических солидолов их эксплуатационные характеристики не ухудшаются.
Повышение рабочих температур смазок, скоростей И удельных мощностей широко внедряемых новых машин и механизмов ухудшает условия работы смазок. Поэтому солидолы вытесняются новыми, более качественными, смазками, в первую очередь, многоцелевыми.
Графитная УСсА (ГОСТ 3333—80), обозначение по ГОСТ 23258-78 — СКа 2/6-гЗ. Представляет собой грубую мазь черного цвета. Это кальциевая гидратированная смазка с добавлением 10% мягкого чешуйчатого графита. Несмотря на плохие низкотемпературные свойства, смазка используется всесезонно, в грубых, тяжелонагруженных, тихоходных механизмах, где увеличение сопротивления, вызываемое смазкой, не имеет практического значения (в рессорах, открытых шестернях, торсионных подвесках гусеничных машин и др.). Для точных механизмов и подшипников качения она не пригодна.
Автомобильная ЯНЗ-2 (ГОСТ 9432—60), обозначение по ГОСТ 23258-78 — ОНа-Ка 3/10-2 — гладкая мазь коричневого цвета со смешанным кальциево-натриевым загустителем, смазка общего назначения (индекс «О»), Используется в ступицах колес, подшипниках водяного насоса и других узлах. К недостаткам ее относится недостаточная влагостойкость и тиксотропное термоупрочнение, т. е. при эксплуатации она уплотняется, ухудшается ее подтекае-мость. Во избежание термоупрочнения максимальная температура применения смазки не должна превышать 90— 100 °C.
К кальциево-натриевым смазкам относится смазка 1-13. По качеству она несколько уступает смазке ЯНЗ-2. Смазки ЯНЗ-2* и 1-13* с успехом заменяются высококачественной многоцелевой смазкой Литол-24.
Автомобильная для переднего ведущего моста AM*— карданная (ГОСТ 5730—84), обозначение по ГОСТ 23258— 78 — УНа 2/10-2 — мазь от светло-коричневого до темнокоричневого цвета. Используется в шаровых шарнирах карданов постоянной угловой скорости передних ведущих мостов автомобилей. Смазка с натриевым загустителем с добавлением 4% канифоли. Недостатки: низкая влагостойкость и тиксотропное термоупрочнение. Не удовлетворяет современным требованиям, обеспечивает пробег автомобиля Че более 12 тыс. км.
Смазка ЛЗ-31 (ГОСТ 24300—80), обозначение по ГОСТ 23258-78 — УЛи 4/1 Зэ-З — литиевая, приготовленная на синтетическом масле типа сложных эфиров. Смазка не влагостойкая, так как сложные эфиры гидролизуются водой. Работоспособна в диапазоне температур от —40до • 130 °C. Закладывается в закрытые подшипники, например, в выжимной подшипник сцепления автомобилей ЗЩ и ГАЗ, не пополняется в течение всего срока службы
Смазка № 158 (ТУ 38 101320—77) — литиевая.с добавлю нием фталоцианина меди, мягкая мазь синего цвета. йс. пользуется в автотракторном электрооборудовании (генераторы, стартеры, магнето) от —40 до +120 °C без смены в течение ряда лет, а также в игольчатых подшипниках шарниров непостоянной угловой скорости (смену производят после 300 тыс. км пробега). Смазка имеет недостаточно хорошие низкотемпературные свойства.
Смазка ШРУС-4 (ТУ .38 УССР 201312—81) разработана Всесоюзным научно-исследовательским институтом ВНИИПКнефтехим, автозаводом ВАЗ, нефтезаводом БОНМЗ, Московским институтом нефтеперерабатывающей и газовой промышленности МИНХ и ГП им. Губкина, используется для шарниров равных угловых скоростей переднеприводных легковых автомобилей. Особенностью работы шарниров являются малые скорости перемещения (0,4—1,2 м/с), высокие удельные нагрузки. Смазка все время находится в контакте с влажной окружающей юредой.
Смазка Литол-459/5 (ТУ 38 101207-75) —литиевая, закладывается как несменяемая в механизмы прерывателя-распределителя.
Смазка ЛСЦ-15 (ТУ 38 УССР 201224-80) —литиевая с добавлением оксида цинка. Применяется как несменяемая в шарнирах привода дроссельной заслонки, осях втулок педалей управления, опорах карданного вала и других узлах трения при температуре от —40 до +140 °C. Взаимозаменяема со смазкой Литол-24.
Смазка ШРБ-4 (ТУ 38 УССР 201143—77) — комплексная бариевая. Закладывается при сборке в неразборные шаровые шарниры передней подвески и наконечники тяг рулевого привода. Замене и пополнению не подлежит в течение всего срока эксплуатации.
Смазка ПВК (ГОСТ 19537—83), обозначение по ГОСТ 23258-78 — ЗТ 5/5-5 — углеводородная защитная смазка от желтого до коричневого цвета. Используется для черных и цветных металлов любой формы и размеров. Наносится окунанием в расплавленную смазку, кистью или щеткой при температурах не ниже ф-10 °C. Рабочие температуры от —50 до -)-45оС. Срок хранения законсервированным этой смазкой деталей 5—10 лет.
Смазка ВТВ-1 (ТУ 101180—71) — углеводородная защитная. Рекомендуется для защиты от коррозии неокрашенных изделий из черных и цветных металлов, а также предохранения лакокрасочных и хромированных покрытий. Наносится на защищаемые поверхности как в пластическом состоянии, так и в виде расплава.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Назначение и классификация смазок"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы