Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобильные эксплуатационные материалы

Публикация:
   Назначение и классификация смазок

Читать далее:




Назначение и классификация смазок

Пластичные смазки, являясь одной из разновидностей смазочного материала, предназначены для смазывания трущихся поверхностей, снижения их износа и предотвращения задира (заедания), а также для защиты металла от коррозионного воздействия окружающей среды и уплотнения зазоров между сопряженными деталями.

В связи со специфическими свойствами пластичных смазок их можно применять для смазывания узлов трения как герметизированных, так и негерметизированных конструкций. Поэтому к пластичным смазкам предъявляется ряд дополнительных требований. Они должны обладать высокой водостойкостью, способностью удерживаться на вращающихся поверхностях и не сбрасываться под действием инерционных сил, не вытекать самопроизвольно из узла трения, быть однородными и не содержать механических примесей и воды,сохранять стабильность свойств в течение длительного времени. Однако при приготовлении отдельных смазок, например кальциевых, допускается содержание механических примесей (кроме песка и абразивных частей) до десятых долей процента. Кроме того, в этих смазках обязательно присутствие воды, также в десятых долях процента. Вода вместе с загустителем в этих смазках участвует в образовании структурного каркаса.

Поэтому при применении кальциевых смазок нельзя допускать чрезмерного повышения температуры, чтобы не произошло полного испарения воды.

Пластичные смазки классифицируют по двум основным признакам: по типу загустителя и функциональному назначению. По типу загустителя различают мыльные, углеводородные смазки и смазки на органических и неорганических загустителях.

К мыльным смазкам относится большинство смазок как по ассортименту, так и по объемам производства и применения. В свою очередь мыльные смазки в зависимости от катиона мыла подразделяются на подгруппы: литиевые, натриевые, калиевые, кальциевые, бариевые, алюминиевые, цинковые, свинцовые.

Большинство мыльных смазок подразделяется на обычные и комплексные. К комплексным смазкам относятся те, которые представляют собой комплекс мыла высшей жирной кислоты и соли низкомолекулярной кислоты того же металла. В том случае, когда в качестве загустителя используют смесь мыл, пластичные смазки имеют двойное название. Например, натриево-кальциевые, литиево-кальциевые. При этом вначале указывают тот катион мыла, доля которого в общем балансе загустителя больше. Мыльные смазки, полученные на синтетических жирНых кислотах, называют синтетическими, а на натуральных жирах — жировыми. Так различают солидолы — синтетические и жировые.

К смазкам на неорганическом загустителе относятся силикагелевые и бентонитовые. В качестве органического загустителя используют сажу, полимочевину и т. п., а углеводородного — церезин, парафин, петролатум и т. п. В соответствии с ГОСТ 23258—78 по функциональному назначению различают следующие группы смазок: антифрикционные, снижающие трение и износ в узлах и механизмах; консервационные (защитные), защищающие металлические изделия от коррозии; уплотнительные, герметизирующие зазоры в узлах и механизмах; канатные, применяемые для смазки стальных канатов.

Антифрикционные смазки подразделяются на смазки общего назначения для различных видов техники, специальные приборные, а также многоцелевые, высокотемпературные, низкотемпературные, морозостойкие. Каждой подгруппе присваивается свой индекс: С — общего назначения, М — многоцелевые, Ж — термостойкие, Н — морозостойкие, И — противозадирные и противо-износные, П — приборные, Д — приработочные (содержат дисульфид молибдена), X — химически стойкие (для поверхностей трения, имеющих контакт с агрессивными средами).

Консервационные (защитные) смазки, предназначенные для предотвращения коррозии металлических поверхностей при хранении и эксплуатации механизмов, обозначаются индесом 3, канатные — индексом К. Уплотнительные смазки делятся на три группы: арматурные — А; резьбовые — Р; вакуумные — В.

В классификационном обозначении указывают также: тип загустителя, рекомендуемый температурный диапазон применения, дисперсионную среду, консистенцию (густоту). Так, классификационное обозначение смазки Ли-тол-24 — МЛи 4/13-3 следует расшифровать следующим образом: М—многоцелевая антифрикционная; Ли — загущена литиевыми мылами; 4/13 — работоспособна в интервале от —40 до 130 °С; отсутствие индекса дисперсионной среды — приготовлена на нефтяном масле; 3 — условная группа густоты смазки.

Классификация смазок

Согласно ГОСТ 23258—78, введенному в действие с 1 июля 1979 г., по назначению смазки делятся на 4 группы: антифрикционные, консервацнонные, уплотнительные, канатные.

Антифрикционные смазки предназначены для снижения-износа и трения скольжения сопряженных деталей. В этой группе смазок имеются несколько подгрупп: обычного назначения для обычных температур (рабочие температуры до 70 °C); общего назначения для повышенных температур, (рабочие температуры до ПО °C); многоцелевые (с рабочими температурами от —30 до +130 °C и для условий повышенной влажности); термостойкие (рабочие температуры от. 150 °C и выше); морозостойкие (рабочие температуры —40 °C и ниже); противозадирные и противоизноспые (подшипники качения при контактных напряжениях выше 2 450 МПа и подшипники скольжения при удельных нагрузках выше — 147 МПа); химически стойкие (для узлов трения, работающих в агрессивных средах); приборные; редукторные (трансмиссионные); приработочные (дисульфид молибденовые, графитные и другие пасты); узкоспециализированные (для узлов трения, смазки для которых должны удовлетворять дополнительным требованиям); брикетные.

Консервационные смазки предназначены для предотвращения коррозии металлических изделий и механизмов при хранении, транспортировке и эксплуатации.

Канатные смазки используются для предотвращения износа и коррозии стальных канатов, тросов, органических сердечников стальных канатов.

Уплотнительные смазки предназначены для герметизации зазоров; облегчения сборки и разборки арматуры; сальниковых устройств; резьбовых, разъемных и подвижных соединений любых, в том числе вакуумных, систем. Уплотнительные смазки делятся на арматурные, резьбовые и вакуумные.

В соответствии с ГОСТ 23258—78 каждая смазка должна иметь наименование (солидол, литол, графитная и т. д.): и индексное обозначение, в краткой форме сообщающее о назначении смазки, ее характеристике и составе. Индексное обозначение состоит из пяти буквенных и цифровых индед. сов, расположенных в следующем порядке: указатель груп. пы или подгруппы в соответствии с назначением смазки; загуститель; температурный (условный) интервал применения; дисперсионная среда; консистенция смазки. Некоторые индексы могут быть опущены, однако могут быть до. бавлены индексы «г», «д», «с» и другие, обозначающие твердые добавки графита, дисульфида молибдена, свинца соответственно.

Тип загустителя обозначают буквами русского алфавита:

Комплексное мыло обозначают строчной буквой «к», после которой указывается индекс соответствующего мыла, например, кКа, кБа. Смесь двух и более загустителей oбозначают составными индексами: Ка-Ha, Ли-Ба и т. д., при. чем на первом месте ставят индекс загустителя, входящего в состав смазки в большем количестве. Индексы «М», «О», «Н», обозначающие загуститель «мыло», «органические вещества» и «неорганические вещества», соответственно ставят в тех случаях, когда загуститель не предусмотрен перечнем. Температурный интервал применения обозначают дробью округленно до 10 °C, уменьшив температуру в 10 раз-Например, 3/13 обозначает, что данная смазка может работать в интервале температур от —30 до +130 °C. За минимальную температуру принимают температуру, при кото-рой вязкость смазки не превышает 2000 Па – с. Тип дисперсионной среды обозначается следующими индексами: нефтяное масло — н, синтетические углеводороды—у,> сложные эфиры — э, фторсилоксаны — ф, кремнийоргани-ческие жидкости — к.

По значению пенетрации, т. е. по своей консистенции, смазки имеют 9 индексов класса консистенции!

Примеры обозначений смазок следующие: СКа 2/8-2 — «С» обозначает, что это смазка общего назначения для обычных температур (солидол); Ка — загуститель — кальциевое мыло; 2/8 — температурный диапазон применения в пределах— 20…-(-80 °C; 2 — индекс класса консистенции. МЛи 4/13-3 — «М» — многоцелевая смазка; Ли — загуститель— литиевое мыло; 4/13 — температурный диапазон применения в пределах — 40…+ 130 °C; 3 — индекс класса консистенции. УНа З/12-эЗ — «У» — узкоспециализированная смазка; На — загуститель— натриевое мыло; 3/12— температурный диапазон применения в пределах —30… + 120 °C; э — масляная основа — сложные эфиры; 3 — индекс класса консистенции. КТ6/5к-г4 — «К» — канатная смазка; Т — загуститель — твердые углеводороды; 6/5 — температурный диапазон применения в пределах —60… + 50 °C; к — приготовлена на основе кремнийорганической жидкости; г — твердая добавка графита; 4 — индекс класса консистенции

Ассортимент смазок

Литол-24 (ГОСТ 21150—75) — обозначение по ГОСТ 23258-78 — МЛи 4/12-3 — многоцелевая литиевая смазка вишневого или коричневого цвета. Имеет высокую влагостойкость, не обладает тиксотропным термоупрочнением. Используется в узлах трения автомобилей, тракторов, гусеничных машин, экскаваторов, бульдозеров, в электромашинах, дорожностроительных, сельскохозяйственных и других механизмах. Успешно применяется в игольчатых подшипниках карданных шарниров. В грубых, не защищенных от грязи и воды узлах применение смазки Литол-24, как и других высококачественных смазок, нецелесообразно.

Литол-24 заменяет многие смазки: солидолы, 1-13, 1-ЛЗ, ЯНЗ-2, карданную АМ и др. Если Литол-24 используется в закрытых узлах (ступицы колес, подшипники водяных насосов и др.) взамен смазок общего назначения, сроки проведения смазочных работ увеличиваются более чем в 2—5 раз.

Униол-1 (ТУ 38 УССР 201150—78) — мягкая мазь ко. ричневого цвета, по внешнему виду напоминающая солидол С. По составу относится к комплексным кальциевым смазкам. Температурный диапазон применения от —30 д0 4-150 °C, допустимы кратковременные перегревы до 200 °C. Высокие рабочие температуры достигаются благодаря использованию в качестве стабилизатора структуры (обязательного третьего компонента кальциевых смазок) низкомолекулярных органических кислот. Смазка может быть использована взамен смазок 1-13, консталинов, солидолов, ЯНЗ-2. К недостаткам смазки следует отнести гигроскопичность. В связи с этим хранить ее следует в герметичной таре, а использовать в закрытых узлах трения, без непосредственного контакта с влагой, поскольку могут «вымываться» кальциевые мыла низкомолекулярных кислот.

К комплексным кальциевым смазкам относится Униол-ЗМ (морозостойкая) — ТУ 38 101605-75. Содержит небольшое количество сернистого молибдена, применяется от —50 до 4-140 °C.

Солидолы — жировые (ГОСТ 1033—79) и синтетические (ГОСТ 4366—76), обозначение по ГОСТ 23258-78 СКа 2/7-2— кальциевые гидратированные- смазки. Достоинством солидолов является высокая влагостойкость, хорошие защитные свойства. К недостаткам солидолов относятся низкие рабочие температуры и плохая механическая стабильность. В составе солидолов, кроме обязательных двух компонентов — дисперсионной среды (масла) и дисперсной фазы (загустителя), имеется третий компонент — стабилизатор структуры, без которого кальциевые смазки не существу^ ют. В качестве стабилизатора структуры солидолов служит вода. Црэтому максимальная температура применения солидолов 65—75 °C, при более высокой температуре они необратимо разрушаются. Несколько лучшие вязкостнотемпературные характеристики жировых солидолов делают их иногда предпочтительнее синтетическим. Однако в большинстве случаев жировые и синтетические солидолы взаимозаменяемы. При смешивании в любом соотношении жировых и синтетических солидолов их эксплуатационные характеристики не ухудшаются.

Повышение рабочих температур смазок, скоростей И удельных мощностей широко внедряемых новых машин и механизмов ухудшает условия работы смазок. Поэтому солидолы вытесняются новыми, более качественными, смазками, в первую очередь, многоцелевыми.

Графитная УСсА (ГОСТ 3333—80), обозначение по ГОСТ 23258-78 — СКа 2/6-гЗ. Представляет собой грубую мазь черного цвета. Это кальциевая гидратированная смазка с добавлением 10% мягкого чешуйчатого графита. Несмотря на плохие низкотемпературные свойства, смазка используется всесезонно, в грубых, тяжелонагруженных, тихоходных механизмах, где увеличение сопротивления, вызываемое смазкой, не имеет практического значения (в рессорах, открытых шестернях, торсионных подвесках гусеничных машин и др.). Для точных механизмов и подшипников качения она не пригодна.

Автомобильная ЯНЗ-2 (ГОСТ 9432—60), обозначение по ГОСТ 23258-78 — ОНа-Ка 3/10-2 — гладкая мазь коричневого цвета со смешанным кальциево-натриевым загустителем, смазка общего назначения (индекс «О»), Используется в ступицах колес, подшипниках водяного насоса и других узлах. К недостаткам ее относится недостаточная влагостойкость и тиксотропное термоупрочнение, т. е. при эксплуатации она уплотняется, ухудшается ее подтекае-мость. Во избежание термоупрочнения максимальная температура применения смазки не должна превышать 90— 100 °C.

К кальциево-натриевым смазкам относится смазка 1-13. По качеству она несколько уступает смазке ЯНЗ-2. Смазки ЯНЗ-2* и 1-13* с успехом заменяются высококачественной многоцелевой смазкой Литол-24.

Автомобильная для переднего ведущего моста AM*— карданная (ГОСТ 5730—84), обозначение по ГОСТ 23258— 78 — УНа 2/10-2 — мазь от светло-коричневого до темнокоричневого цвета. Используется в шаровых шарнирах карданов постоянной угловой скорости передних ведущих мостов автомобилей. Смазка с натриевым загустителем с добавлением 4% канифоли. Недостатки: низкая влагостойкость и тиксотропное термоупрочнение. Не удовлетворяет современным требованиям, обеспечивает пробег автомобиля Че более 12 тыс. км.

Смазка ЛЗ-31 (ГОСТ 24300—80), обозначение по ГОСТ 23258-78 — УЛи 4/1 Зэ-З — литиевая, приготовленная на синтетическом масле типа сложных эфиров. Смазка не влагостойкая, так как сложные эфиры гидролизуются водой. Работоспособна в диапазоне температур от —40до • 130 °C. Закладывается в закрытые подшипники, например, в выжимной подшипник сцепления автомобилей ЗЩ и ГАЗ, не пополняется в течение всего срока службы

Смазка № 158 (ТУ 38 101320—77) — литиевая.с добавлю нием фталоцианина меди, мягкая мазь синего цвета. йс. пользуется в автотракторном электрооборудовании (генераторы, стартеры, магнето) от —40 до +120 °C без смены в течение ряда лет, а также в игольчатых подшипниках шарниров непостоянной угловой скорости (смену производят после 300 тыс. км пробега). Смазка имеет недостаточно хорошие низкотемпературные свойства.

Смазка ШРУС-4 (ТУ .38 УССР 201312—81) разработана Всесоюзным научно-исследовательским институтом ВНИИПКнефтехим, автозаводом ВАЗ, нефтезаводом БОНМЗ, Московским институтом нефтеперерабатывающей и газовой промышленности МИНХ и ГП им. Губкина, используется для шарниров равных угловых скоростей переднеприводных легковых автомобилей. Особенностью работы шарниров являются малые скорости перемещения (0,4—1,2 м/с), высокие удельные нагрузки. Смазка все время находится в контакте с влажной окружающей юредой.

Смазка Литол-459/5 (ТУ 38 101207-75) —литиевая, закладывается как несменяемая в механизмы прерывателя-распределителя.

Смазка ЛСЦ-15 (ТУ 38 УССР 201224-80) —литиевая с добавлением оксида цинка. Применяется как несменяемая в шарнирах привода дроссельной заслонки, осях втулок педалей управления, опорах карданного вала и других узлах трения при температуре от —40 до +140 °C. Взаимозаменяема со смазкой Литол-24.

Смазка ШРБ-4 (ТУ 38 УССР 201143—77) — комплексная бариевая. Закладывается при сборке в неразборные шаровые шарниры передней подвески и наконечники тяг рулевого привода. Замене и пополнению не подлежит в течение всего срока эксплуатации.

Смазка ПВК (ГОСТ 19537—83), обозначение по ГОСТ 23258-78 — ЗТ 5/5-5 — углеводородная защитная смазка от желтого до коричневого цвета. Используется для черных и цветных металлов любой формы и размеров. Наносится окунанием в расплавленную смазку, кистью или щеткой при температурах не ниже ф-10 °C. Рабочие температуры от —50 до -)-45оС. Срок хранения законсервированным этой смазкой деталей 5—10 лет.

Смазка ВТВ-1 (ТУ 101180—71) — углеводородная защитная. Рекомендуется для защиты от коррозии неокрашенных изделий из черных и цветных металлов, а также предохранения лакокрасочных и хромированных покрытий. Наносится на защищаемые поверхности как в пластическом состоянии, так и в виде расплава.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобильные эксплуатационные материалы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Назначение и классификация смазок"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства