Значительная группа трущихся деталей автомобиля не имеет плотно герметизированных картеров, в которые можно было бы залить жидкое масло для их смазки. Количество так называемых открытых (негерметизированных) узлов трения, смазываемых через пресс-масленки, у грузовых автомобилей колеблется от 15 (ГАЗ-58А) до 73 (КрАЗ-257). Эти детали расположены в различных местах автомобиля (снизу, сверху, сбоку, в передней, средней и задней его частях). Поэтому создание для них такого большого количества герметизированных картеров существенно усложнило бы конструкцию автомобиля и сделало бы ее более дорогой. К таким деталям относятся шкворни поворотных цапф, шарнирные сочленения механизма рулевого управления, пальцы рессор, шлицевые соединения карданного вала, валики педалей тормоза и сцепления, подшипники вала водяного насоса, деталей электрооборудования и др.
К указанным деталям могут проникать влага и пыль и не может подаваться смазка так, например, как поступает масло к основным деталям двигателя.
Для таких условий масла непригодны. Они быстро стекают с поверхности деталей и поэтому плохо удерживаются на них, заметно ухудшают смазочные свойства при попадании влаги, плохо герметизируют узел от проникновения пыли.
Поэтому для смазки автомобилей наряду с жидкими маслами следует применять смазки, находящиеся в пластичном, мазеобразном состоянии и представляющие собой коллоидную (дисперсную) систему, состоящую из жидкой и твердой фаз. В этой системе твердая фаза (загуститель) образует структурный каркас, который удерживает в своих ячейках жидкую фазу. При достижении определенного температурного предела пластичная смазка плавится и расслаивается.
В некоторых случаях пластичную смазку применяют только пли главным образом для защиты от коррозии.
Требования к автомобильным пластичным смазкам вытекают из их назначения и сводятсякследующему:
— разделять трущиеся детали прочной смазочной пленкой для уменьшения износов и потерь на трение;
— удерживаться в узлах трения, не вытекая из них; защищать трущиеся детали от попадания пыли, влаги и грязи, не вызывать коррозионного износа деталей;
— легко пропрессовываться (прокачиваться) по смазочным каналам, не требуя для этого слишком больших давлений;
— не изменять длительное время свойств в процессе работы и хранения;
— быть экономичными и недефицитными.
Пластичные смазки являются основным эксплуатационным материалом при первом техническом обслуживании автомобилей. В большинстве случаев пластичные смазки значительно чаще добавляются в узлы трения, чем жидкие масла (кроме жидкого масла для двигателя), и их применение связано с существенными трудовыми затратами и простоями автомобилей. Поэтому при конструировании новых автомобилей стремятся сократить количество узлов, смазываемых пластичными смазками, и удлинить периодичность смазки, например, до капитального ремонта узла трения. Первое достигается применением в узлах трения материалов, не требующих смазки (резина, пластмасса), а второе — использованием смазок более высокого качества и конструктивного усовершенствования узлов трения.
В качестве примеров могут быть резиновые подушки передних и задних рессор у грузовых автомобилей ГАЗ и закрытые подшипники выключения сцепления и ведущего вала коробки передач у грузовых автомобилей ЗИЛ, а также многие узлы трения у автомобилей ВАЗ.
Уменьшение ватрат времени на смазывание пластичными смазками обеспечивается также за счет системы централизованной смазки, когда ва автомобиле имеется устройство, позволяющее с одного места одновременно подавать масло к нескольким узлам трения.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Назначение и технико-экономические требования к пластичным смазкам"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы