Физико-химические свойства пластичных смазок характеризуются рядом показателей, указываемых в стандартах или технических условиях.
Все показатели физико-химических свойств пластичных смазок с некоторой условностью делятся на две группы.
К первой группе показателей, характеризующих прокачиваемость, температурные условия применения смазки, смазывающие и защитные ее свойства, относятся эффективная вязкость, предел прочности, коллоидная стабильность, коррозионность, температура каплепадения.
Ко второй группе, характеризующей предельное содержание примесей, относится содержание щелочей кислот, механических примесей воды, золы.
Для характеристики механических свойств пластичных смазок и в том числе их прокачиваемости солидолонагнетателем по смазочным каналам, способности удерживаться на деталях указываются эффективная вязкость и предел прочности. Эффективная вязкость и предел прочности оказывают также влияние на износ деталей и потери на трение.
Вязкость смазки зависит не только от температуры, но и от скорости взаимного перемещения ее слоев; с увеличением скорости сдвига вязкость уменьшается, так как частицы загустителя ориентируются по ходу движения и оказывают меньшее сопротивление скольжению. При достижении определенного градиента скорости вязкость смазки становится постоянной и она ведет себя как ньютоновская жидкость.
Пластичная смазка, находясь в механизме с быстроперемешающимися деталями, ведет себя как жидкое масло, а если скорость перемощения деталей небольшая или если детали неподвижные, то смазка ведет себя подобно твердому телу, удерживаясь на их поверхности.
Предел прочности т50 — это то минимальное удельное напряжение (в гс/см2), которое нужно приложить к смазке, чтобы изменить ее форму и сдвинуть один слой смазки относительно другого.
При меньших нагрузках консистентные смазки сохраняют свою внутреннюю структуру и упруго деформируются подобно твердым телам, а при больших давлениях структура разрушается п смазка ведет себя как вязкая жидкость.
Предел прочпости зависит от температуры смазки (с повышением температуры уменьшается). От величины предела прочности смазки зависит ее способность удерживаться в негерметизированных узлах трения, на вертикальных и наклонных поверхностях деталей, на деталях, подверженных действию инерционных сил. Так, по данным исследований Н. В. Брусянцева, во избежание сброса смазки с подшипников качения под действием центробежных сил предел прочности смазки на сдвиг должен быть не менее 1,5—1,8 гс/см2.
Температура каплепадения позволяет установить, при какой температуре смазка расплавляется и превращается в жидкость, теряя свои смазывающие свойства. Для надежности смазки рабочая температура механизма должна быть на 10—20 °С меньше температуры каплепадения смазки.
Смазка с низкой температурой каплепадения не будет удерживаться в механизме, и ее придется часто пополнять, а смазка с чрезмерно высокой температурой каплепадения вызовет усиленный нагрев трущихся деталей.
Испытание на коррозию металлических пластинок характеризует коррозионность смазок вследствие наличия свободных органических кислот или щелочей и продуктов окисления смазки.
Коллоидная стабильность определяет способность пластичной смазки сопротивляться выделению из нее жидкого масла во время хранения и применения. В зависимости от количества выделяющегося жидкого масла смазка может ухудшить или полностью потерять свои смазочные свойства.
Содержание свободных органических кислот в смазках не допускается, а содержание свободных щелочей жестко ограничивается. Они вызывают коррозию деталей, а также ухудшают коллоидную стабильность, предел прочности.
Содержание механических примесей в консистентных смазках, вызывающих усиленный износ деталей, как правило, не допускается. К ним относятся примеси, нерастворимые в соляной кислоте. Содержание других примесей строго ограничивается. Механические примеси нельзя удалить из смазки путем отстоя или фильтрации, как это делается при очистке жидких масел или топлив.
Содержание воды в пластичной смазке сказывается по-разному в зависимости от типа смазки. Например, в кальциевых смазках вода входит в их структуру, она служит стабилизатором, без нее смазка распадается на масло и кальциевое мыло, но количественное содержание воды должно быть ограничено (до 1,5—3%).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Показатели физико-химических свойств пластичных смазок, характеризующие их эксплуатационные качества"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы