Между движущимися деталями работающего двигателя возникает трение, на преодоление которого затрачивается часть мощности. Причины трения — неровности трущихся поверхностей и силы молекулярного сцепления. Трение сопровождается износом и нагревом деталей. Чем больше сила, с которой прижимаются трущиеся поверхности, тем больше работа трения и, как правило, значительнее износ.
Когда у трущихся твердых тел сухие поверхности, возникает сухое трение. Если трущиеся поверхности полностью отделены друг от друга слоем масляной пленки, появляется жидкостное трение. Коэффициент жидкостного трения очень мал — обычно не превышает 0,002-0,004. Поэтому с целью уменьшения трения в механизмах, повышения их долговечности в зазоры между подвижно соединенными деталями вводят масло.
В работающих двигателях часто имеет место полужидкостное или полусухое трение (например, в сочленениях поршневой палец — головка шатуна, поршневые кольца—зеркало цилиндра), а трение между стержнем и направляющей втулкой клапана близко к сухому трению.
В технике большую роль играет так называемое граничное прение. В этом случае на трущейся поверхности действием молекулярных сил сцепления удерживается тончайший слой масла. При разрушении граничного слоя масла возникает сухое трение.
Законы жидкостного трения открыты выдающимся русским ученым проф. Н. П. Петровым, подтверждены и развиты великим русским ученым, проф. Н. Е. Жуковским, английским физиком О. Рей-нольдсом, выдающимся советским ученым, академиком С. А. Чаплыгиным и другими.
Сущность жидкостного трения состоит в следующем. При поступательном или вращательном движении (рис. 35) поверхности деталей захватывают частицы масла и создают клиновидный слой. При этом шейка вала или цапфа отделяется от подшипника — поднимается и несколько смещается в сторону вращения («всплывает»). Клиновое действие смазочного слоя усиливается с повышением вязкости масла и скорости движения деталей.
Масло в машинах не только уменьшает трение и износ, но и отводит теплоту от деталей и удаляет из зазоров продукты износа. Кроме того, слой масла уплотняет поршень в цилиндре, улучшает действие компрессионных колец, чем предотвращает прорыв газов из цилиндра в картер.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Необходимость смазки трущихся поверхностей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы