Условия работы масел в дизелях характеризуются высокими давлениями и температурами. Так, в начале расширения газов в цилиндре давление достигает 80 кгс!см2 (8 Мн/м2), а температура— до 2000°С. Кроме того, масло сильно разбрызгивается, соприкасается с воздухом и окисляется. Наконец, часть масла выгорает, вызывая нагарообразование.
Поэтому к маслам для автотракторных двигателей предъявляют строго определенные требования: они должны обладать необходимой вязкостью и маслянистостью; не разлагаться под действием высокой температуры; не менять резко вязкость при колебаниях температуры; после сгорания не оставлять абразивных частиц. В масле не должно быть механических примесей, воды и активных кислот и щелочей. Масла для двигателей получают из нефти.
Вязкость масла характеризует силу сцепления между молекулами, а маслянистость — способность растекаться по поверхности металла и образовывать сплошную масляную пленку. Вязкость всех масел с понижением температуры увеличивается, а с повышением — уменьшается. Чем меньше меняется вязкость масла с изменением температуры, тем выше его качество. Для каждого двигателя рекомендуется масло определенной вязкости и различное для зимы и лета.
Рис. 1. Схема образования масляного клина в зазоре при движении:
а — поступательном; б — вращательном.
Различают динамическую и кинематическую вязкость. Динамической вязкостью называется сила сопротивления перемещения двух слоев жидкости. Единицей измерения динамической вязкости служит пуаз:
1 пудз = 1 дин – сек/см2 (0,1 н – сек/м2).
Кинематической вязкостью, или удельным коэффициентом внутреннего трения, называют отношение динамической вязкости к плотности масла при той же температуре. Единицей измерения служит стокс: 1 стокс=1 см2/сек= ЫО-4 м2/сек.
Кинематическая вязкость- является важнейшим параметром масла, и по нему оценивают пригодность к заправке соответствующих машин.
Температура застывания — температура, при которой масло загустевает настолько, что при установке пробирки под углом 45° уровень его остается неподвижным в течение 1 мин. Температура застывания характеризует пусковые свойства масел при низких температурах.
Коксовое число показывает склонность масла к нагарообразованию.
Зольность характеризуется присутствием в масле минеральных солей, увеличивающих нагароотложения и твердость нагара. Лучшим считается масло, которое длительно не изменяет своих первоначальных свойств, не вызывает коррозийного износа и, сгорая, не дает абразивных остатков.
Таким требованиям для дизелей прежних выпусков (Д-&4, Д-36, КДМ-46 и др.) отвечают дизельные масла Дп-8, Дп-11, Дп-14, а для более теплонапряженных, выпускаемых в настоящее время дизелей (СМД-14, Д-37М и т. д.),— масла ДС-8 и ДС-11 с присадками. Расшифровка буквенных обозначений: Д — дизельное; п — присадка; С — селективной очистки; числа— кинематическая вязкость в сантистоксах (сст) при 100 °С.
Присадками служат обычно органические соединения, добавляемые в масла до 5% для улучшения смазывающей способности, стабильности, моющих и других свойств.
В нашей стране разработан новый проект классификации масел, в основу которой положены условия работы их в двигателе. Предусмотрено выпускать масла шести групп: А, Б, В, Г, Д и Е. Масла разных групп будут отличаться эффективностью и количеством вводимых присадок, вязкость же может быть одинаковой.
Масла для смазки двигателей названы моторными, их обозначают так: М-8А, М-8Б, М-10А и т. д.
Для дизелей сельскохозяйственных тракторов, на которых применяют топливо, содержащее до 0,2% серы, используют масла группы Б, а когда топливо содержит до 1% серы — группы В.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Условия работы масел в двигателях и требования, предъявляемые к маслам"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы