Для автомобилей различных марок установлены линейные нормы расхода автомобильного бензина, дизельного топлива и сжиженного газа на 100 км пробега. Нормы действительны для средних условий эксплуатации автомобилей и корректируются с учетом реальных условий работы: холодное, теплое время года, горная или равнинная местность, тип дороги.
Работу грузовых автомобилей учитывают в тонно-километрах. Для них дополнительно к линейной норме установлена норма расхода топлива на произведенную транспортную работу на каждые 100 км. Нормы расхода топлива на транспортную работу на каждые 100 км для грузовых автомобилей имеют следующие значения: 2,0 л для карбюраторных; 1,3— для дизельных; 2,5 л для газобаллонных на сжиженном газе и 2 м3 — для газобаллонных на сжатом газе.
При работе автомобильного транспорта в зимнее время нормы расхода топлива увеличивают в южных районах страны до 5%, в районах с умеренным климатом — до 10, в северных районах страны — до 15, в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним,— до 20%.
Зимними считаются периоды времени при установившейся средней температуре окружающего воздуха ниже 0 °С.
Для работы автомобилей в горных местностях нормы также увеличивают с учетом высоты над уровнем моря. При высоте над уровнем моря: 1000—1500 м — на 5%, 1501—2000—10, 2001 — 3000—15, свыше 3000— на 20%.
В других случаях нормы увеличивают: при перевозках грузов, требующих пониженной скорости движения автомобиля, — до 10%; при обкатке автомобилей, вышедших из капитального ремонта,— до 5, при обкатке новых автомобилей, при пробеге первых 1000 км — до 5; при работе в карьерах — до 20; при движении по полю при выполнении сельскохозяйственных работ — до 20; при движении по лесу (вывозка леса) — до 20; при работе в период весенней распутицы, снежных заносов — до 35 на срок одного месяца; при учебной езде — до 20; при постоянной оаботе в качестве технологического транспорта внутри цехов предприятий — до 10; для автомобилей, условия работы которых » черте города требуют частых остановок,— до 10; при работе на дорогах с большим количеством закруглений (на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м) — до 10%.
С учетом реальных условий эксплуатации устанавливают несколько надбавок или разность надбавок к нормам расхода топлива. Так, при работе нового автомобиля (первые 1000 км пробега) по дорогам вне города с усовершенствованным покрытием общее снижение к норме составит 15—5 = 10 . При учебной езде на автомобиле в зимних условиях в районе с умеренным климатом надбавка к норме расхода топлива может составлять 20+10=30.
Нормы расхода моторных, трансмиссионных и специальных масел, пластичных смазок устанавливают в зависимости от расхода топлива.
Нормы расхода топлива, масел и смазок могут корректироваться и изменяться предприятиями. Так, для автомобилей и автобусов, находящихся в эксплуатации более восьми лет, можно увеличивать нормы расхода масел и смазок до 20%. Для автомобилей, оборудованных гидромеханическими коробками передач, например ЗИЛ-114, ЗИЛ-111, автобус ЛИАЗ-677, норма расхода специальных масел составляет 0,3 л на 100 л расхода топлива. Для автомобилей ВАЗ всех моделей норму расхода моторного масла устанавливают в размере 0,8 л на 100 л расхода топлива независимо от срока службы автомобиля. Для всех автомобилей, кроме ВАЗ, находящихся в эксплуатации менее трех лет, нормы расхода масел и смазок снижают на 50 %.
На расход топлива при эксплуатации автомобилей влияют следующие факторы: хранение и способы заправки, техническое состояние автомобиля, организация перевозок, квалификация водителей. При хранении и заправке возможны потери топлива из-за подтеканий из шланга, раздаточного крана, негерметичности резервуаров, трубопроводов, автоцистерн. Для предотвращения потерь топлива и масел при заправке необходима постоянная исправность всего заправочного оборудования, организация заправки механизированным способом.
В наибольшей степени на расход топлива влияет техническое состояние подвижного состава. Причинами перерасхода могут стать неисправный стеклоочиститель и стартер, неправильная регулировка фар, отсутствие зеркала заднего вида и т. д. Эти причины приводят, как правило, к снижению скорости движения автомобиля, что увеличивает расход топлива при выполнении запланированного пробега. Нагар в камерах сгорания, неправильная регулировка клапанов, засоренность воздухоочистителя также приводят к перерасходу топлива. Неработающая свеча повышает расход топлива до 20%, неисправная форсунка — на 25—30%. Слой накипи в системе охлаждения двигателя при толщине до 1 мм способствует увеличению расхода не только топлива, но и масла на 15—20%. Неправильная регулировка тормозов увеличивает расход топлива на 15—25%.
На расход топлива влияет также квалификация волдителей. Водитель должен хорошо знать маршруты движения, профиль дороги и уметь выбирать кратчайший маршрут, двигаясь с оптимальной с точки зрения расхода топлива скоростью.
Стимулирует экономное и бережное использование топлива материальная заинтересованность водителей, регулировщиков двигателей и других рабочих, инженерно-технических и руководящих работников, которые получают премию за экономию бензина и дизельного топлива.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Нормы расхода и способы экономии топлива и смазочных материалов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы