Трактор МТЗ-80 является новой базовой моделью семейства тракторов «Беларусь» конструкции Минского тракторного завода. Это колесный универсальный трактор с задним ведущим мостом тягового класса кН (1,4 тс). Одновременно с выпуском базовой модели начато производство ее модификации с двумя ведущими мостами — трактора МТЗ-82.
Следует отметить, что «Беларусь» наиболее распространенный, массовый колесный сельскохозяйственный трактор. Его технико-экономические и эксплуатационные показатели известны и в нашей стране и за рубежом. Однако все возрастающие требования народного хозяйства к техническому уровню тракторов поставили задачу создать вместо хорошо зарекомендовавших себя тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 новые, более совершенные модели МТЗ-80 и МТЗ-82. Их выпуск начат в 1974 г. Сохраняя все положительные качества своих предшественников, тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 заметно отличаются от них увеличенной мощностью и производительностью, лучшими условиями труда, большей надежностью и долговечностью, высоким уровнем унификации и взаимозаменяемости узлов и механизмов и более простым техническим обслуживанием.
Сфера применения тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 чрезвычайно обширна. Они могут использоваться на самых разнообразных работах, агрегатируются с навесными, полунавесными, прицепными и стационарными машинами и орудиями. Около двухсот различных машин и орудий предназначены для работы с этими тракторами.
Основное назначение тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 — комплексная механизация возделывания и уборки пропашных (кукуруза, картофель, сахарная свекла, подсолнечник, овощебахчевые) и других сельскохозяйственных культур.
Другая область применения этих тракторов — трудоемкие работы общего назначения (такие, как пахота, подготовка почвы).
Тракторы МТЗ-80, обладая высокими скоростными данными (до 35 км/ч), оснащенные пневмосистемой для торможения прицепов и светосигнальной аппаратурой, могут выполнять значительные по объему транспортные работы, успешно конкурируя, особенно в тяжелых дорожных условиях, с грузовыми автомобилями.
Приспособлены тракторы и для выполнения погрузочно-разгрузочных, дорожно-строительных и других специальных работ.
Повышенные тягово-сцепные качества и проходимость трактора МТЗ-82, оборудованного приводом на все четыре колеса и полностью сохраняющего агротехнические показатели и агрега-тируемость базовой модели, еще больше расширяют универсальность его использования и увеличивают занятость, так как позволяют применять трактор в трудных почвенных и погодных условиях как на полевых, так и на транспортных работах.
Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 выполнены, как и прежние модели тракторов «Беларусь», по обычной, так называемой классической схеме (с задними колесами большего размера, чем передние) и имеют полурамную конструкцию остова.
На тракторы устанавливается дизельный двигатель Д-240 с запуском от электростартера или Д-240Л с запуском от карбюраторного пускового двигателя. (Тракторы с двигателями Д-240Л соответственно обозначаются МТЗ-80Л и МТЗ-82Л.) Увеличение мощности и улучшение топливной экономичности по сравнению с двигателями-предшественниками получено за счет использования непосредственного впрыска топлива, объемнопленочного смесеобразования в камере сгорания, перенесенной в поршень, повышения частоты вращения до 2200 об/мин и ряда других прогрессивных изменений, внесенных во все системы двигателя.
Основной и пусковой двигатели включают в работу непосредственно из кабины. Для облегчения пуска в условиях низких температур предусмотрен электрофакельный подогреватель всасывающего коллектора и съемный жидкостной подогреватель для водяной и масляной систем двигателя.
Силовая передача (трансмиссия) обеспечивает расширенный и рациональный ряд скоростей. Число передач увеличено до восемнадцати, что дает возможность эффективно загрузить двигатель в рабочем диапазоне передач, в том числе на повышенных скоростях (9—15 км/ч), а также в области транспортных передач, где скоростной ряд также увеличен (17,9, 25,3 и 33,4 км/ч). Хо-доуменьшитель, который при необходимости устанавливают на левой стороне коробки передач, позволяет получить дополнительные пониженные технологические скорости для специальных работ (до 0,26 км/ч).
Муфта сцепления снабжена демпферными пружинами — гасителями крутильных колебаний коленчатого вала двигателя. На силовом валу муфты установлен дисковый тормозок, который останавливает вал в конце выключения муфты и тем самым способствует облегченному переключению и безударному введению в зацепление шестерен коробки передач.
Дифференциал заднего моста блокируется фрикционной муфтой с гидравлическим приводом, связанным с управлением гидроусилителем рулевого управления.
Рис. 1. Трактор МТЗ-80
Рис. 2. Трактор МТЗ-82
Независимый и синхронный привод заднего вала отбора мощности выполнен двухскоростным, боковой вал отбора мощности и приводной шкив также имеют две передачи.
В привод переднего ведущего моста трактора МТЗ-82 введена фрикционная предохранительная муфта, которая монтируется в промежуточной опоре карданной передачи. Механизм управления работой переднего ведущего моста позволяет задавать раздаточной коробке режимы автоматического и принудительного включения, а также полностью отключать передний мост (например, на транспортных работах для снижения износа шин).
С целью обеспечения устойчивости и управляемости трактора, а также повышения эффективности действия переднего ведущего моста при навеске машин, разгружающих передние колеса, на кронштейн переднего бруса устанавливают комплект легкосъемных балластных грузов.
Для повышения тягово-сцепных качеств и проходимости в тяжелых почвенных условиях предусмотрена установка резинометаллического полугусеничного хода.
Раздельно-агрегатная гидросистема обеспечивает высотный и дополнительно силовой и позиционный способы регулирования положения навесных почвообрабатывающих машин относительно трактора. Силовое и позиционное регулирование — автоматическое, на основе датчиков, которые встроены в механизм навески трактора и реагируют на изменения тягового сопротивления и положения орудия. Универсальность способов регулирования повышает качество обработки почвы (равномерность глубины пахоты), способствует повышению производительности и дает возможность применять навесные машины без опорных колес.
Чтобы повысить эффективность применения на транспортных работах, тракторы оборудованы универсальной пневматической системой, которая обеспечивает привод тормозов большегрузных транспортных прицепов и других машин. Пневмосистему можно использовать также для накачки шин и некоторых других целей.
Кабина трактора установлена на резиновых амортизаторах и не имеет жесткой связи с остовом трактора, благодаря чему снижается уровень вибрации и шума. Для обивки дверей и стенок кабины используются теплошумоизоляционные материалы, применяемые в современном автомобилестроении. Обогревается кабина отопителем, который отбирает тепло от водяной системы двигателя. В условиях запыленности и в жару в кабину подается предварительно очищенный и увлажненный воздух. Естественная вентиляция кабины через открывающиеся крышу и заднее окно.
Одноместное сиденье тракториста снабжено торсионной подвеской и гидравлическим амортизатором, его положение регулируется в зависимости от веса и роста водителя. Положение рулевого колеса также может быть изменено для удобства управления.
Жесткость каркаса кабины отвечает требованиям безопасности при аварийном опрокидывании трактора. Форма облицовки кабины и в целом трактора рационально увязана с удобством обслуживания и условиями труда.
Благодаря применению прогрессивных решений в конструкции узлов и механизмов значительно снижена трудоемкость технических обслуживаний, сокращено число точек смазки, увеличено большинство межрегулировочных сроков, часть регулировок снята, упрощена или проводится только после выработки моторесурса (при ремонтах). Многие операции по обслуживанию и управлению облегчены, механизированы и автоматизированы.
Повышение энергонасыщенности тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82, улучшение условий труда, оборудование тракторов автоматической блокировкой дифференциала, гидросистемой с силовым и позиционным регулированием, пневмосистемой и ряд других прогрессивных изменений конструкции позволяют значительно повысить их производительность (по сравнению с тракторами МТЗ-50 и МТЗ-52 в среднем на 35%).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Общая техническая характеристика тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы