Мостовые краны и краны-перегружатели являются грузоподъемными механизмами мостового типа, у которых грузозахватное устройство подвешено к тали или грузовой тележке, перемещающимся по подвижной пролетной конструкции — мосту, который опирается на рельсовый путь ходовыми колесами (у мостовых кранов — непосредственно, а у кранов-перегружателей — через специальные опоры).
Мостовые краны перемещаются по путям, расположенным на колоннах зданий или эстакадах, а краны-перегружатели (их называют также мостовыми перегружателями) — по наземным рельсам. Не занимая полезной площади цеха или склада, эти краны обслуживают, практически, любую их точку.
Мостовые краны являются одним из наиболее распространенных средств механизации технологических и вспомогательных операций различных производств, погрузочно-разгрузочных, складских, а также ремонтных и монтажных работ.
В зависимости от вида работ, для выполнения которых они предназначены, мостовые краны делятся на краны общего назначения, специальные и металлургические.
Краны общего назначения используют для работы с самыми разнообразными грузами, для вспомогательных и ремонтных работ в цехах и на складах, для ведения монтажных работ. Эти краны в качестве грузозахватных органов имеют грузовые крюки. Иногда эти краны в отличие от кранов, снабженных специальными грузозахватными устройствами, называют крюковыми, они составляют около 2/з общего числа эксплуатируемых мостовых кранов. Грузы, поднимаемые и перемещаемые такими кранами, навешивают на крюк при помощи стропов или различных специальных захватов. При необходимости перемещения этими кранами мелких штучных грузов, сыпучих материалов или жидкостей, на крюк навешивают контейнеры, ящики, ковши и т. п.
Специальные мостовые краны имеют грузозахватные устройства в виде магнитов, грейферов, обыкновенных и вращающихся крюков, траверс с несколькими крюками и магнитами. К специальным кранам относят также краны с двумя тележками одинаковой грузоподъемности, каждая из которых несет по одному или по два крюка. Применяют также краны с вращающимися тележками и т.д. Специальные краны предназначены для работы с сыпучими и длинномерными грузами, листовым и сортовым прокатом, трубами, бухтами проволоки, стальной ленты и в том числе в таких условиях, когда грузы необходимо разворачивать при складировании, погрузке и выполнении других подъемно-транспортных операций.
Металлургические мостовые краны снабжены специальными устройствами для осуществления определенных технологических операций, таких, как загрузка шихты в металлургические печи, завалка скрапа в конвертеры, заливка и разливка расплавленных металлов, выталкивание слитков из изложниц, сборка составов изложниц, загрузка слитков и выдача их из нагревательных колодцев, транспортировка слябов, совков, подъем и перемещение крышек нагревательных колодцев и др. Отсюда и название этих кранов: завалочные, литейные, заливочные, разливочные, для раздевания слитков, колодцевые, напольно-крышечные и т. д.
Краны-перегружатели предназначены для обслуживания открытых складов сыпучих грузов. В качестве грузозахватных устройств эти краны снабжены грейферами. Для погрузки материала в открытые вагоны некоторые из этих кранов оборудуют, кроме того, подвесными бункерами, перемещающимися по мосту на специальных тележках. Управление кранами- перегружателями осуществляют из кабины, которая может быть стационарной или подвижной. При наличии подвижной кабины обеспечивается лучший обзор места погрузки и разгрузки. В ряде случаев крапы- перегружатели вместо крановой тележки снабжают поворотным стреловым краном, перемещающимся по мосту перегружателя и значительно увеличивающим возможности его использования.
Мост крана-перегружателя имеет значительную длину (до 142 м) и состоит из пролетной части и двух консолей, на одной из которых устанавливают помещение с ремонтно-монтажным оборудованием для текущих и капитальных ремонтов грейферной тележки. В зависимости от рельефа площадки, обслуживаемой краном, его опоры могут иметь разную высоту.
К параметрам и основным размерам, характеризующим кран, относят: грузоподъемность, пролет, высоту подъема, базу, скорость подъема и опускания грузозахватного устройства, скорости передвижения кпзнл и тележки, режим работы крановых механизмов, массу крана.
Грузоподъемность (т) — наибольшая масса груза, на подъем которого рассчитан кран. В нее включается и масса навешиваемого на крюк грузозахватного приспособления или тары. Цифровые выражения грузоподъемности входят в обозначение крана.
В кранах грузоподъемностью 16* т и более для удобства работы с малыми грузами предусмотрены два механизма подъема: главный, рассчитанный на номинальную грузоподъемность, и вспомогательный, рассчитанный на меньшую грузоподъемность. В этих случаях грузоподъемность кранов обозначают в виде дроби, например, 20/5 (в числителе приведена грузоподъемность главного, а в знаменателе — вспомогательного механизма подъема).
Пролетом называется расстояние по горизонтали между осями рельсов крановых путей.
Высота подъема — расстояние по вертикали от уровня пола цеха, склада (для мостовых кранов) или от уровня стоянки (для кранов-перегружателей) до грузозахватного устройства, находящегося в верхнем рабочем положении.
Базой крана называется расстояние между вертикальными осями передних и задних колес или осями балансирных тележек крана.
Режим работы — комплексный показатель, учитывающий воздействие на кран изменений величины, длительности и направления нагрузок, возникающих при работе механизмов крана. Краны являются машинами циклического действия, работающими в повторно-кратковременном режиме, при котором грузозахватное устройство и груз совершают периодические возвратно-поступательные движения, а механизмы последовательно изменяют направление движения. Так, работа механизма подъема состоит из подъема и опускания груза и грузозахватного устройства без груза, а работа механизмов передвижения — из движений в одну и другую сторону с грузом и без него.
Цикл работы крана включает перемещение грузозахватного устройства к грузу, подъем и доставку груза в заданное место, освобождение грузозахватного устройства от груза и возвращение его без груза в исходное положение. Общая продолжительность выполнения перечисленных операций составляет время одного цикла.
В основу классификации кранов по режимам работы (ГОСТ 25546—82) положены два показателя: класс использования и класс нагружения. Класс использования характеризуется
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Общие сведения о мостовых кранах и кранах-перегружателях"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы