Важнейшим элементом основных фондов дорожного строительства является его производственная база, которая включает предприятия, снабжающие материалами, изделиями и полуфабрикатами: карьеры для добычи и заготовки каменных материалов, камнедробильные заводы и базы; базы, и склады для хранения и нагревания органических вяжущих; асфальтобетонные и цементобетонные заводы; заводы, базы и полигоны для изготовления железобетонных конструкций и деталей.
Создание производственных предприятий сопряжено с большими капитальными затратами, объем которых зависит от местных условий и объема строительных работ. Затраты на перевозки строительных материалов автомобилями составляют ЭО—60% общей сметной стоимости строительства дороги. Поэтому iбoлынyю роль играет расстояние между производителями и потребителями, особенно в тех случаях, когда затраты на перевозку существенно влияют на себестоимость продукции.
Производственные предприятия могут быть временные — на балансе управлений строительства с внутренним хозрасчетом и постоянные — на самостоятельном балансе с подчинением территориальным трестам или главным управлениям республиканских дорожных организаций (к ним относятся централизованные или районные хозяйства). Для обеспечения индустриального производства целесообразна организация укрупненных предприятий, обслуживающих объекты территориальных дорожных хозяйств.
В зависимости от назначения предприятия можно классифицировать на базисные, районные и притрассовые. К базисным относят предприятия, типа комбинатов. Их создают вблизи мощной сырьевой базы. В составе комбината могут быть предприятия по добыче И переработке каменных материалов, приготовлению эмульсий, асфальтобетонных, битумоминеральных и цементобетонных смесей; изготовлению железобетонных конструкций и изделий^ Районные предприятия могут быть с широкой номенклатурой выпускаемой продукции и специализированные по виду материалов, полуфабрикатов или изделий (АБЗ, ЦБЗ). Притрассовые предприятия обладают ограниченной дальностью возки материалов; разновидностью притрассовых являются передвижные. Оборудование базисных предприятий — мощное, устанавливаемое на постоянных фундаментах, рассчитано на длительный срок действия — не менее 10 лет. Оборудование районных, притрассовых и передвижных предприятий легко монтируемое или передвижное, с минимальными сроками монтажа — от нескольких часов до 10—14 суток. При обосновании развития и размещения производственных предприятий необходим технико-экономический расчет при обязательном вариантном выборе мощностей, места расположения, рациональных комплектов машин и оборудования.
Опыт строительства дорог позволяет сделать вывод, что целесообразны приграссовые предприятия. Это оправдано как организационно, так и экономически. Базисные предприятия обслуживают строящиеся дороги по радиальному принципу, когда в соответствии с принятыми перспективными схемами идет комплексное строительство сети дорог районов, областей, краев. Радиус их действия находится 8 пределах 80—.100 км, а асфальтобетонных и бетонных заводов — в пределах норм перевозок, установленных СНиП. Такие предприятия могут действовать круглогодично, качество продукции — высокое, существует возможность их автоматизации, привлечения квалифицированной рабочей силы, обеспечения рабочих лучшим культурно-бытовым обслуживанием.
Мощные производственные предприятия централизованно подчиняются одному ведомству, а обслуживают по договорам и нарядам многих потребителей. Снижение себестоимости продукции от подчинения такого предприятия одной организации дает значительное увеличение производительности труда, экономии топлива и электроэнергии, резкое сокращение территорий по сравнению с карликовыми предприятиями, разбросанными повсюду и подчиненными разным организациям— главные преимущества.
При укрупнении предприятий улучшается качество продукции и более точный и надежный ее контроль, поскольку оборудование стационарных лабораторий может быть более дорогим.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Общие сведения о производственных предприятиях дорожного строительства"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы