Кременчугский автомобильный завод специализируется на выпуске трехосных автомобилей большой грузоподъемности. С 1967 г. начато производство семейства полноприводных бортовых автомобилей КрАЗ-255Б и его модификаций: седельного тягача КрАЗ-255В и лесовоза КрАЗ-255Л.
Автомобиль КрАЗ-255Б (рис. 1) с колесной формулой 6X6 является базовым автомобилем семейства. Он предназначен для перевозки грузов и буксировки прицепов по дорогам I и II категорий, грунтовым дорогам и местности. Шасси этого автомобиля широко используется некоторыми предприятиями для монтажа автокранов, экскаваторов, бурильных установок, цементировочных агрегатов, сваезабивочных машин и многих других видов техники, применяемой в народном хозяйстве страны.
Седельный тягач КрАЗ-255В (рис. 2) предназначен для буксировки полуприцепов общей массой 18 т по всем видам дорог и 26 т по дорогам с твердым покрытием. Для сцепки с полуприцепом автомобиль оборудован седельно-сцепным устройством.
Лесовозный тягач КрАЗ-255Л предназначен для работы в составе автопоезда (рис. 3) в сцепе с двухосным прицепом-роспуском TM3;803K на перевозке леса -в хлыстах и стволов с кроной по лесовозным колейным железобетонным, гравийным и другим дорогам только с твердым усовершенствованным покрытием. Автомобиль оснащен специальным лесовозным оборудованием. Грузоподъемность автопоезда 23 т.
Полноприводные автомобили КрАЗ имеют типовую компоновку с задним расположением кабины и капотным оформлением отсека двигателя.
Высокая проходимость автомобиля обеспечивается рациональным рядом передаточных чисел трансмиссии, равномерным распределением нагрузки по осям, широкопрофильными шинами с переменным давлением и централизованной их подкачкой, передачей крутящего момента на все колеса, лебедкой большой мощности и достаточно высокой удельной мощностью двигателя, равной 12.8 л.с./т. Увеличению проходимости автомобиля также способствует балансирная тележка задней подвески, которая обеспечивает большие хода колес в вертикальной плоскости, достигающие величины более 500 мм, и большие углы взаимного перекоса задних ведущих мостов, допускающие движение колес без их отрыва от неровностей дороги.
Рис. 1. Автомобиль КрАЗ-255Б
Рис. 2. Автомобиль КрАЗ-255В
Рис. 3. Автопоезд-лесовоз КрАЗ-255Л-ТМЭ-803К
Привод к каждому ведущему мосту осуществляется независимой карданной передачей и специальной раздаточной коробкой, распределяющей крутящий момент. Такая схема привода обеспечивает работоспособность автомобиля даже при выходе из строя одного из задних ведущих мостов или его карданной передачи. Движение автомобиля в этом случае можно продолжить, предварительно сняв поврежденную карданную передачу и вынув полуоси поврежденного моста (если вышел из строя редуктор). Дифференциал раздаточной коробки должен быть заблокирован.
Привод переднего ведущего моста допускает возможность его перевода в неведущий режим работы. В этом случае он освобождается от передачи крутящего момента, что уменьшает износ его рабочих элементов и привода при движении автомобиля по хорошим дорогам. Передний ведущий мост рассчитан на кратковременную работу в режиме передачи крутящего момента с суммарной продолжительностью не более 15% от общего пробега автомобиля.
Раздаточная коробка Автомобиля обеспечивает не только распределение крутящего момента на ведущие мосты, но и создает два диапазона передач: повышающий, применяемый при движении автомобиля на хороших дорогах, и понижающий, используемый на труднопроходимых дорогах и местности. Благодаря этому увеличивается вдвое избирательность, т. е. число возможных передач.
В раздаточной коробке имеется дифференциал в линии привода среднего и заднего ведущих мостов, который обеспечивает требуемое число оборотов деталей обоих мостов, защищая тем самым трансмиссию от вредных нагрузок, возникающих при закручивании ее элементов, особенно при движении по сухим бетонным и асфальтированным дорогам. Поэтому дифференциал раздаточной коробки-должен быть всегда включен в работу. В труднопроходимых дорожных условиях дифференциал может быть заблокирован.
На автомобилях КрАЗ-255Б и КрАЗ-255Л может устанавливаться лебедка, которая используется для самовытаскивания или оказания помощи другому автомобилю, застрявшему на тяжелом участке пути, либо для выполнения погрузочных работ.
Лебедка обеспечивает тяговое усилие 8 тс при неполной размотке троса с барабана и 12 тс, когда трос выдан полностью. При необходимости увеличения тягового усилия используется блок-полиспаст. Конструкция тросовыдающего устройства лебедки автомобиля обеспечивает его выдачу как назад, так и вперед.
В конструкциях современных полноприводных автомобилей КрАЗ по сравнению со старыми моделями введен новый рулевой механизм с высоким коэффициентом полезного действия, который работает совместно с гидравлическим усилителем. В приводе сцепления и других органов управления установлены устройства, снижающие усилия на- педалях и рычагах управления и облегчающие труд водителя.
Для повышения безопасности движения, увеличения эффективности действия тормозов, их надежности и долговечности автомобили оборудованы тормозом-замедлителем.
Сиденье водителя подрессорено и снабжено гидравлическим амортизатором. Конструкция сиденья позволяет водителю регулировать его жесткость в зависимости от своей массы в диапазоне 58—96 кг. Кроме того, предусмотрена регулировка положения сиденья относительно органов управления.
Применение на автомобилях КрАЗ-255Б и КрАЗ-255В широкопрофильных шин модели ВИ-3 с переменным давлением, изменение которого достигается централизованной системой подкачки, позволяет использовать эти автомобили на труднопроходимых участках местности без дополнительных подготовительных работ. Конструктивно система централизованной подкачки, управляемая с рабочего места водителя, позволяет регулировать давление воздуха в шинах всех колес одновременно или отдельных колес, что обеспечивает движение автомобиля даже в случае прокола шины.
Седельный тягач КрАЗ-255В может работать только со специ: альными полуприцепами, так как имеет более высокое расположение седельно-сцепного устройства. Однако сцепка со стандартными полуприцепами возможна при условии буксировки на небольшие расстояния по дорогам с твердым усовершенствованным покрытием. Следует иметь в виду, что наклонное положение полуприцепа резко сокращает угол продольного складывания.
Лесовозный тягач КрАЗ-255Л способен перевозить прицеп-роспуск на себе при негрузовом рейсе. Это резко повышает среднетехническую скорость его движения, ресурс прицепа и безопасность движения, особенно при встречных разъездах.
Лебедка лесовоза КрАЗ-255Л по основным деталям унифицирована с лебедкой автомобиля КрАЗ-255Б и используется для затаскивания прицепа-роспуска на накатное устройство тягача, что обеспечивается положением накатного устройства и его конструкцией.
Балка коника и коник связаны шкворневым устройством, обеспечивающим нужную избирательность положения пакета леса при движении автопоезда и поворотах тягача. Откидные стойки коника соединены тросом с балкой коника и между собой. Они не требуют дополнительного крепления, так как комлевая часть деревьев после укладки на коник нажимает на трос, обеспечивая сжатие пакета леса и возможность транспортировки его без дополнительной вязки.
Прицеп-роспуск имеет обычную сдвоенную тележку с двускатными шинами размером 320-508 (12,00X20). Колеса роспуска оборудованы тормозами, действующими одновременно с тормозами тягача. Прицеп соединен с тягачом жестким металлическим ломающимся дышлом, внутри которого проложены воздушные коммуникации тормозной системы и электропроводка системы освещения и сигнализации.
Длина дышла устанавливается 10,76 м при длине перевозимых хлыстов 24—27 ми 11,76 м при длине хлыстов 27—30 м. В процессе эксплуатации лесовозного автопоезда нельзя допускать перегрузки тягача свыше 8 т на его коник.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Общие сведения об автомобилях КрАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы