Для повышения эффективности грузовых операций погрузочно-разгрузочные машины оснащаются различными грузозахватными приспособлениями, которые позволяют расширить сферу применения этих машин, механизировать погрузку и выгрузку грузов. В конструктивном отношении грузозахватные приспособления имеют различную сложность, в связи с чем трудоемкость и периодичность их обслуживания определяется числом узлов и интенсивностью их использования.
Несложные грузозахватные устройства (крюки, вилы, траверсы и др.) очищают от пыли и грязи, а также смазывают в минимальном объеме. Обслуживание сложных по конструкции грузозахватных приспособлений (автостропов, спредеров, грейферов и др.) связано с выполнением регулировочных операций и операций по смазке сопряжений.
Рис. 25. Схема смазки электропогрузчика
Рис. 26. Автостроп для среднетоннажных контейнеров
1 — подвижные каретки; 2 — рама; 3 — винт; 4 — привод механизма передвижения кареток; 5 — подпружиненный крюк
На рис. 26 представлен общий вид автоматического кранового захвата (автостропа), предназначенного для перегрузки, сортировки и складирования среднетоннажных контейнеров массой брутто 3 и 5 т. Техническое обслуживание автостропа заключается в ежедневном осмотре и выполнении ряда работ. Ход захватов и рычажной системы выдвижения козырьков должен быть легким и без заеданий; главный рычаг привода козырьков в конечных положениях должен обеспечивать надежную фиксацию; при опускании захватов на 2 мм до упора заплечиками в корпусе должно быть четкое срабатывание конечных выключателей. Необходимо также контролировать состояние Т-образного хвостовика рамы, на котором не должно быть трещин и вытяжки. Предельный износ заплечиков хвостовика не должен превышать 2 мм. Захваты автостропа не должны иметь трещин и заусенцев. Допустимый износ в средней части по высоте зева 10% (около 2 мм). Козырьки захвата нё должны иметь остаточных деформаций. При снятии автостропа с крана или замене его на другое грузозахватное приспособление следует закрыть крышкой штепсельную розетку поворотной головки для предохранения ее от попадания влаги и обеспечения возможности включения цепи подъема груза.
При использовании крана в три смены узлы автостропа рекомендуется ежедневно смазывать. Катки кареток, подшипники рамы, промежуточный вал, шарниры рычажной системы привода козырьков, цепные передачи, пружины рабочих органов и захваты смазывают жировым или синтетическим солидолом. Гайки кареток и центрального подшипника приводного вала смазывают с помощью масленок, в которые заливают индустриальное или моторное масло.
При ежесменном техническом обслуживании унифицированного контейнерного захвата (спредера), показанного на рис. 27, необходимо произвести внешний осмотр захвата, обратив внимание на надежность крепления узлов, металлорукавов и проводов; проверить правильность срабатывания механизма поворота захватных головок; проверить работу конечных выключателей и остальных механизмов захвата без нагрузки. Правильность срабатывания механизма поворота захватных головок определяется фиксированием их взаимно перпендикулярного положения, которое соответствует отключению двигателя и включению сигнальной лампочки. В открытом положении контур головки не должен выходить за контур нижней плоскости корпуса, в котором она поворачивается. При закрытом положении отклонение от вертикальной оси должно быть не более 5°.
Плановое техническое обслуживание по графику предусматривает ежесменное обслуживание; проверку сопротивления заземления электроаппаратуры; регулировку тяг рычажной системы поворота захватных головок; контроль надежности присоединения проводов к электродвигателям и электроаппаратуре, а также состояния токопровода и токосъемника; проверку работоспособности и состояние механизма поворота захвата, опорного круга, крепление его к металлоконструкции и при необходимости регулировку и подтяжку болтов крепления. При проверке состояния металлоконструкции захвата подлежат осмотру стыки, соединяющие балки с коробками поворотных головок, места крепления опорно-поворотного круга, главные продольные балки захватных и блоковых рам. При этом обращают внимание на отсутствие погнутых и лопнувших элементов, трещин в швах или рядом с ними. Обнаруженные при осмотре дефекты устраняют.
Для подшипников качения электродвигателя следует использовать смазку ЦИАТИМ-201, а для закрытой зубчатой передачи редуктора — масло индустриальное. Смазку в этих узлах меняют один раз в 6 мес, масло в редуктор добавляют до необходимого уровня не реже одного раза в месяц. Подшипники скольжения поворотных головок, шарниры тормоза поворота и шарниры рычажной системы механизма захвата смазывают не реже одного раза в месяц жировым солидолом. С такой же периодичностью смазывают опорно-поворотное устройство и открытую зубчатую передачу, а также подшипники блоков смазкой ЦИАТИМ-203.
Рис. 27. Унифицированный контейнерный захват:
1 — рама поворотных головок; 2 — блоковая рама; 3 — грузовые блоки; 4 — опорно-поворотный круг; 5 — ловители контейнера; 6 — поворотные головки
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Обслуживание грузозахватных приспособлений"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы