Для обеспечения улучшения наполнения цилиндров горючей смесью, снижения механических потерь, предотвращения калильного зажигания и детонации от деталей двигателя необходимо отводить избыточное тепло.
Отвод тепла в двигателях с воздушным охлаждением осуществляется с помощью воздуха, а в двигателях с жидкостным охлаждением — с помощью жидкости. Наибольшее распространение получили двигатели с жидкостным охлаждением.
Охлаждающие жидкости должны иметь: низкую температуру застывания, обеспечивающую исключение возможности размораживания двигателей при длительной стоянке в условиях низких температур; высокую температуру кипения, высокие теплоемкость и теплопроводность и, кроме того, они должны возможно меньше изменять объем при нагревании. Охлаждающие жидкости должны обладать стойкостью против вспенивания, хорошей химической и физической стабильностью и не должны быть агрессивны к металлам и их сплавам, а также по отношению к уплотняющим и соединительным резиновым деталям. Они не должны быть токсичными и воспламеняться. В качестве охлаждающих жидкостей в зависимости от условий эксплуатации и работы двигателя может применяться вода или специальные низкозамерзающие жидкости: антифризы, тосолы и т. п.
Вода в качестве охлаждающей жидкости нашла широкое применение, так как она доступна, безопасна в пожарном отношении, не токсична, обладает высокой теплоемкостью, в чистом виде имеет небольшую склонность к вспениванию, не склонна к агрессивному воздействию на уплотнительные и соединительные резиновые детали. Однако вода замерзает при низкой температуре, при этом она склонна к увеличению объема, что может вызвать размораживание системы охлаждения и разрушение деталей двигателя.
Одним из недостатков воды, как охлаждающей жидкости для двигателей внутреннего сгорания, является способность образовывать в системе охлаждения накипь и шлам, которые ухудшают теплоотвод от деталей вследствие того, что накипь имеет малую теплопроводность. Количество образующейся в системе охлаждения накипи зависит от жесткости воды. За единицу жесткости принимают миллиграмм-эквивалент солей на 1 л воды. В одном миллиграмм-эквиваленте содержится 20,04 мг/л ионов кальция или 12,16 мг/л ионов магния. Жесткость воды бывает временная и постоянная. При кипении воды соли временной жесткости распадаются и выпадают в виде осадка, образуя накипь. Соли постоянной жесткости при кипении воды не разлагаются. Сумма временной и постоянной жесткости составляет общую жесткость.
Природная вода в зависимости от источника ее получения обладает различной жесткостью, от чего зависит структура и твердость накипи. Дождевая и снеговая вода является мягкой, ее жесткость составляет до 4 мг-экв/л. Озерная и речная вода может быть мягкой или средней жесткости, она определяется жесткостью от 4 до 8 мг-экв/л. Колодезная, ключевая и морская вода является жесткой, имеющей 8… 12 и более мг-экв/л. Для снижения жесткости воды применяют ряд методов: кипячения, умягчения путем добавления соды и извести и фильтрование через катиониты.
Снижение накипеобразования и предупреждение ее образования позволяет предотвратить потерю мощности двигателя, а следовательно, снизить и расход топлива. Снижение или предотвращение накипи имеет особое значение при эксплуатации автомобилей в летнее время и в южных районах страны. Эффективным способом предотвращения или снижения образования накипи является добавление в воду (непосредственно в систему охлаждения) специальных веществ — антинакипинов (гексамета-фосфата натрия, хромпика, ортофосфата натрия), которые переводят соли, дающие накипь, в рыхлое состояние. Эффективность этого мероприятия показана на рис. . Одним из перспективных способов борьбы с накипеобразова-нием является применение ингибирования воды с помощью ингибитора—ок-сиэтил- и дендифосфоно-вой кислоты (ОЭДФК), который препятствует направленному росту и соединению между собой кристаллов карбоната кальция.
При температурах ниже 0 °С воду из системы охлаждения при длительных стоянках автомобилей (при хранении на открытых стоянках в межсменное время) необходимо сливать.
Впоследствии целесообразно применять слитую воду из системы охлаждения, а не свежую, так как в слитой воде нерастворимых солей меньше.
Низкозамерзающие жидкости представляют собой смесь этиленгликоля с водой. Они обеспечивают надежное охлаждение двигателей и полностью исключают возможность размораживания системы охлаждения при длительной стоянке автомобилей в условиях низких температур. К недостаткам низкозамерзающих жидкостей следует отнести повышенную коррозионную агрессивность по отношению к металлам, поэтому к ним добавляют различные присадки.
Температура застывания водногликолевых растворов постепенно понижается до —70 °С при увеличении концентрации этиленгликоля до 66,7%. Дальнейший рост концентрации этиленгликоля в смеси повышает температуру ее застывания (рис. 2). Определение температуры застывания низкотемпературных этиленгликолевых жидкостей проводят с помощью гидрометра.
При эксплуатации автомобилей, в систему охлаждения которых залиты низкозамерзающие жидкости, при снижении уровня за счет испарения следует доливать воду, а при утечках убыль восполняется соответствующей маркой жидкости.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Охлаждающие жидкости для автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы