Гидравлические системы по своему назначению можно разделить на следующие три основные группы: системы, предназначенные для передачи усилий на расстояние (увеличение или уменьшение передаваемых усилий); системы для автоматической бесступенчатой передачи усилий от двигателя к трансмиссии.
Амортизаторные жидкости предназначены для гашения колебаний при движении автомобиля. Гидравлические амортизаторы смягчают толчки и удары, вызываемые неровностями дороги, повышают плавность хода автомобиля. От работы амортизаторов зависит срок службы автомобиля и допустимая скорость движения. Работа амортизатора основана на использовании свойства жидкости — ее несжимаемости и способности мгновенной и равномерной передачи нагрузки по всем направлениям.
Температура жидкости в амортизаторах может изменяться в зависимости от температуры окружающего воздуха от —50 °С до 140 °С за счет превращения кинетической энергии колебаний в тепловую. Давление жидкости в амортизаторах достигает 10 МПа.
Жидкости для амортизаторов должны обладать хорошими вязкостно-температурными и смазочными свойствами, химической стабильностью в течение длительного периода времени, не обладать агрессивностью по отношению к металлическим и резиновым деталям, иметь минимальную склонность к пенообразованию. При увеличении вязкости возрастает сопротивление амортизаторов, увеличивается жесткость их работы. Увеличение пены увеличивает сжимаемость жидкости. Основной причиной пенообразования является чрезмерное проникновение воздуха в гидросистему и ее диспергирование в жидкости в виде мельчайших пузырьков.
В качестве жидкостей для гидравлических амортизаторов применяют маловязкие масла нефтяного происхождения. В качестве зимнего сорта применяют веретенное масло АУ из сернистых нефтей, а в качестве лет-него — смеси 50% трансформаторного и 50% турбинного масла 22.
В качестве всесезонных применяют жидкости АЖ-12Т, АЖ-16А и МГП-10.
АЖ-12Т (ГОСТ 23008—78) представляет собой фракцию трансформаторного масла, загущенную крем-нийорганической этилполисилокса-новой жидкостью с добавлением антиокислительной присадки (ионол) и противоизносной присадки (совол). Температура застывания жидкости составляет —52 °С, кинематическая вязкость при 50 °С —12 мм2/с.
АЖ-16А представляет собой смесь низкозастывающих нефтяных масел, загущенную вязкостными присадками.
Температура застывания жидкости —60 °С, а кинематическая вязкость при 50 °С — 16… 16,5 мм2/с.
МГП-10 изготавливают из высо-коочищенного минерального масла с добавлением пакета присадок. Применяется для гидравлических амортизаторов автомобилей ВАЗ.
Тормозные жидкости предназначены для применения в гидравлических приводах тормозов автомобилей. Являясь рабочим телом, тормозные жидкости передают усилие мозного цилиндра к колесным тормозным цилиндрам. Надежность и безотказность работы гидропривода тормозов, а следовательно, и безопасность движения автомобилей, в значительной степени зависят от эксплуатационных свойств применяемых тормозных жидкостей. К основным эксплуатационным свойствам тормозных жидкостей следует отнести вязкостно-температурные, противокоррозионные, противоизносные и защитные свойства, склонность к образованию паровых пробок в системе гидропривода, воздействие на резиновые детали, а также стабильность против расслоения и образования осадков.
Для обеспечения надежной работы гидропривода тормозов в летнее время года или в южных районах давление насыщенных паров жидкости должно быть невелико, а температура кипения достаточно высока. При эксплуатации автомобилей в тормозную жидкость может проникать влага. Из опыта эксплуатации известно, что в течение первого года эксплуатации в жидкости накапливается до 2% влаги, второго — 3,5 и третьего — 4,5%.
На рис. 2 показано изменение температуры кипения тормозной жидкости на гликолевой основе от пробега автомобиля.
Вследствие поглощения влаги температура кипения «увлажненных» жидкостей снижается до 130…150 °С. Применение тормозных жидкостей с невысокой температурой кипения может привести к образованию паровых пробок и в конечном счете к «провалу» педали тормоза.
Смазочные свойства тормозных жидкостей должны обеспечивать долговечную работу металлических и резиновых деталей гидропривода тормозов. Условия эксплуатации автомобилей и конструкции тормозных цилиндров создают предпосылки возникновения коррозии в зазоре между рабочими поверхностями поршня и тормозного цилиндра (щелевая коррозия), которая усиливается из-за проникновения в зазор воды с химически активными веществами. В результате на рабочих поверхностях поршня и цилиндра образуется среда, вызывающая коррозию металлов.
Щелевая коррозия оценивается по нагрузке извлечения поршня из цилиндра (на модельной установке) и выражается в баллах. При оценке «О» баллов считается, что тормозная жидкость не склонна вызывать щелевую коррозию.
Показателем коррозионной агрессивности жидкости (среды) к металлам является концентрация водородных ионов рН, численное значение которого для современных жидкостей должно быть не ниже 7.
Инертность тормозных жидкостей по отношению к резиновым деталям гидропривода тормозов характеризуется способностью не разрушать, не вызывать шелушения и не изменять формы и размеры резиновых деталей.
В результате взаимодействия тормозных жидкостей с резиновыми деталями происходит проникновение молекул жидкости в резину и обратный процесс диффундирования ингридиентов из резины в тормозную жидкость. От преобладания того или другого процесса происходит набухание (увеличение) или усадка (уменьшение) манжет. Набухание манжет до определенной величины необходимо для компенсации потери массы манжет за счет их изнашивания. Однако чрезмерное набухание ведет к разрушению резиновых деталей. Усадка манжет недопустима, так как приводит к подтеканию и потере жидкости.
Стабильность тормозных жидкостей характеризуется их склонностью к окислению кислородом воздуха и расслаиванию. Стойкость к окислению определяет работоспособность жидкости не только в.период эксплуатации, но и в условиях хранения автомобилей.
Для улучшения эксплуатационных свойств тормозных жидкостей к ним добавляют антиокислительные, противо-износные, противокоррозионные, защитные и другие присадки.
Классификация тормозных жидкостей производится по типу основы, принятой для их изготовления: нефтяные, спирто-касторовые, спирто-глицериновые, ксилитановые, фурфурольные, гликолевые, силиконовые, или по температуре кипения свежей и увлажненной жидкостей.
Нефтяные жидкости для гидропривода тормозов не нашли широкого применения вследствие необходимости применения резиновых уплотнительных деталей, изготовленных только из маслостойкой резины. Не нашли применения спирто-глицериновые, ксилитановые и фурфурольные тормозные жидкости вследствие неудовлетворительных вязкостно-температурных свойств и коррозионной агрессивности по отношению к металлам, а кремнийорга-нические (силиконовые) жидкости — из-за полной несовместимости с водой. Наибольшее распространение получили гликолевые и спирто-касторовые жидкости.
Спирто-касторовая тормозная жидкость БСК представляет смесь 50% бутилового спирта и 50% касторового масла с добавлением красителя. Обладает хорошими смазочными, но неудовлетворительными низкотемпературными свойствами. Применяется на старых моделях автомобилей.
Гликолевая тормозная жидкость «Нева» представляет многокомпонентную смесь на основе этилкарбитола с добавлением антикоррозионных присадок. Обладает удовлетворительными смазочными и низкотемпературными свойствами, но гигроскопична, вследствие чего обладает недостаточными противокоррозионными свойствами. Применяется для большинства современных автомобилей, имеющих гидропривод тормозов. Из-за агрессивности к резиновым манжетам из резины на основе синтетического каучука ее нельзя применять на автомобиле «Волга» ГАЗ-2401.
Тормозная жидкость «Томь» является также много-компонентной гликолевой жидкостью на основе этилкарбитола, боратов, загустителей и противокоррозионных присадок. Обладает хорошими смазочными и низкотемпературными свойствами. Температура кипения свежей и увлажненной жидкости выше, чем у жидкости «Нева». Применяется для всех современных моделей автомобилей.
Высокотемпературная жидкость «Роса» представляет многокомпонетную смесь на основе борсодержащих оли-гомеров, окисей алкиленов с добавлением антиокислительных и противокоррозионных присадок. По своим свойствам она превосходит тормозные жидкости «Нева» и «Томь». Имеет высокую температуру кипения, применяется на автомобилях с дисковыми тормозами, в условиях движения с интенсивным торможением, а также в условиях жаркого климата.
Жидкость ГТЖ-22М на основе смесей гликолей предназначена для применения на специальных автомобилях, но может применяться взамен и наряду с другими гли-колевыми жидкостями.
Тормозные жидкости на гликолевой основе можно смешивать между собой в любых соотношениях. Смешивать гликолевые тормозные жидкости со спирто-касторовой недопустимо, так как может произойти расслаивание жидкости с образованием осадка, что может вызвать потерю подвижности поршней в тормозных цилиндрах.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Жидкости для гидравлических систем"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы