Окраска автомобиля является важной частью технологического процесса изготовления и ремонта, позволяющей значительно повысить срок службы кузова. Выбор лакокрасочных материалов и способа их нанесения на поверхность кузова зависит от технических требований, предъявляемых к автомобилю. Кроме того, для окраски агрегатов, узлов и отдельных деталей автомобиля (двигателя, амортизаторов, подвесок, пружин и др.) применяются различные защитные материалы.
Лакокрасочные материалы. Применяемые в настоящее время материалы для окраски автомобилей можно разделить на следующие группы в зависимости от химического состава, назначения, способа разбавления краски и сушки покрытия, технологии нанесения и требуемых защитных или декоративных свойств покрытий.
По химическому составу лакокрасочные материалы делятся на: масляные суриковые краски, применяемые для грунтования; масляно-смоляные замазки для шпатлевания; алкидные синтетические эмалевые краски (далее эмали) для ремонтных работ; алкидно-меламиновые эмали горячей сушки, используемые для окраски новых автомобильных кузовов; нитроцеллю-лозные эмали холодной сушки для ремонтных работ; акриловые декоративные эмали для окраски кузовов легковых автомобилей; битумные противошумные мастики; хлоркаучуковые водостойкие эмали для окраски деталей шасси; полиэфирные замазки и наполнители для ремонтных работ; полиуретановые эмали для окраски автобусов и грузовиков; эпоксидные грунтовочные краски для ремонтных работ; силиконовые материалы, устойчивые к действию высоких температур.
По назначению лакокрасочные материалы подразделяются на: грунтовки, непосредственно наносимые на металл при любых окрасочных работах; грунт-шпатлевки, используемые для выравнивания мелких неровностей на металлических деталях; шпатлевки, наносимые распылением при выравнивании неглубоких неровностей; шпатлевочные наполнители, применяемые для выравнивания глубоких неровностей; эмали, придающие кузову автомобиля требуемый внешний вид; лаки, которые наносятся на последний слой лакокрасочного покрытия в тех случаях, когда требуется особо высокое качество отделки кузова; герметики и звукопоглощающие мастики, применяемые для уплотнения стыков, швов соединений и уменьшения вибраций элементов кузова; антикоррозионные мастики; клеи для склеивания элементов кузова, а также звукопоглощения; порошки, применяемые, как правило, для противокоррозионной защиты ободьев колес.
По способу разбавления лакокрасочные материалы делятся на: растворяемые, к которым относятся нитроцеллюлозные краски; водоразбавляемые грунтовки для электрофореза; эмульсионные шпатлевки и наполнители.
В зависимости от способа сушки покрытий лакокрасочные материалы делятся на: нитроцеллюлозные комбинированные эмали, высыхающие на воздухе (эмали холодной сушки); синтетические эмали, требующие сушки в камерах при температуре выше 65 °С; алкидно-меламиновые эмали, сохнущие при температуре 80 °С.
В зависимости от технологии нанесения на окрашиваемые поверхности лакокрасочные материалы подразделяются на: масляные грунтовочные сурики, наносимые кистью; нитроцеллюлозные эмали, используемые при пневматическом распылении; синтетические алкидные эмали, наносимые на поверхность гидродинамическим способом; алкидно-меламиновые эмали, применяемые при электростатическом напылении; акриловые эмали, требующие высокой температуры сушки; грунтовочные эпоксидные краски, наносимые путем погружения деталей в ванны с красителем; водорастворимые краски для грунтования поверхностей электрофорезом.
По декоративным и защитным свойствам лакокрасочные материалы делятся на: декоративные алкидно-меламиновые эмали горячей сушки, защитно-декоративные полиуретановые эмали; противокоррозионные битумные мастики; водостойкие хлоркаучуковые материалы; термостойкие силиконовые материалы.
Лакокрасочные покрытия в зависимости от назначения и требований, которые к ним предъявляются, делятся на следующие типы: однослойные покрытия без учета требований декоратив-н°сти, наносимые на отливки- и поковки-полуфабрикаты; по-кРытия, не заполняющие неровности поверхности и применяемые для противокоррозионной защиты топливных баков, радиаторов, каркасов сидений, элементов тормозной системы и др.; покрытия, частично заполняющие неровности и используемые для окраски мостов, колес, амортизаторов, рулевых механизмов и тяг, корпусов фильтров и др.; однородные покрытия, хорошо заполняющие неровности и наносимые на внутренние поверхности буферов, на детали шасси, внутреннюю поверхность кабины грузовиков и др., покрытия с определенными декоративными свойствами для наружной окраски кабин грузовых автомобилей, внутренних частей капотов и дверей легковых автомобилей, внутренних поверхностей салона автобуса и др.; покрытия с высокими декоративными свойствами, применяемые для наружной окраски легковых автомобилей и автобусов, а также внутренних элементов кузова, требующих декоративной отделки.
Технологический процесс окраски кузовов. В автомобильной промышленности существует множество способов окраски кузовов. Выбор технологического процесса нанесения покрытия определяется требованиями, предъявляемыми к транспортному средству, свойствами лакокрасочного материала и условиями высыхания нанесенного слоя. Так, например, синтетические пентафталевые алкидные эмали холодной сушки применяются для восстановления покрытия и противокоррозионной защиты внутренних панелей автобуса, кабин грузовых автомобилей, мелких деталей.
Весьма современными лакокрасочными материалами являются полиуретановые химически отверждаемые эмали, которые применяются для окраски автомобилей, имеющих большие габаритные размеры (цистерны, пожарные и др.). Такие автомобили не могут быть окрашены с использованием эмалей горячей сушки ввиду отсутствия сушильного оборудования.-Полиуретановые эмали обеспечивают получение покрытий с хорошим блеском и большой твердостью, они меньше подвержены истиранию, загрязнению, изменению цвета и потере блеска. Декоративные и противокоррозионные свойства этих эмалей аналогичны покрытиям, получаемым окрашиванием синтетическими эмалями горячей сушки. Кроме того, полиуретановые покрытия являются более стойкими к действию слабых щелочных растворов.
Сушка является важным элементом технологического процесса окраски автомобиля. Качество покрытий улучшается при использовании эмалей, высыхающих при повышенной температуре в сушильных камерах. Все кузова легковых автомобилей и частично автобусов окрашиваются эмалями с последующей сушкой в камерах при температуре около 120 °С. Значительная часть автобусов и кабины грузовых автомобилей окрашиваются эмалями, требующими температуры сушки около 80°С или температуры окружающей среды.
При выборе варианта учитывают свойства лакокрасочных материалов и требования к окрашиваемым поверхностям.
Декоративность лакокрасочного покрытия улучшается по мере увеличения числа слоев краски и шпатлевки.
Противокоррозионная защита днища автомобиля. Во время Движения автомобиля по загрязненной дороге из-за ударов камней и песка днище подвергается механическим повреждениям. Особенно часто повреждается лакокрасочное покрытие Днища, которое предназначено для противокоррозионной защиты и герметизации от проникновения влаги и солевых растворов. Кроме того, противокоррозионная защита днища уменьшает шум и вибрации узлов автомобиля.
Материалы для окраски днища автомобиля, используемые при пневматическом распылении, не должны образовывать тумана в процессе напыления, стекать при нанесении толстых слоев, а появившиеся потеки должны легко устраняться без повреждения покрытия. После высыхания или в гелеобразном состоянии покрытие должно иметь хорошую устойчивость к истиранию, низким и высоким температурам и старению.
Противокоррозионная защита днища обеспечивается комплексным покрытием, состоящим из фосфатного покрытия, электрофорезного основания, эпоксиэфирного покрытия и специальной битумной или пластизолевой поливиниловой массы. На некоторых автозаводах дополнительно покрывают кромки противоэрозионным синтетическим полиэфирным составом, обладающим большой устойчивостью против механического воздействия. Это покрытие наносится, в частности, на нижние кромки кузова, а также на наружные поверхности порогов автомобиля Фиат-126п.
Так как кузова легковых автомобилей чаще всего несущие, на польских автозаводах производится дополнительная обработка низа автомобиля и элементов подвески после их монтажа. Для этого служат средства временной защиты (например, Бигекс), которые наносятся путем распыления на днище, и ланолиново-восковые средства, вводимые в скрытые полости кузова. Эти покрытия усиливают защиту щелей, стыков и других уязвимых мест, дополняя лакокрасочное покрытие, но не заменяя его.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Окраска кузова"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы