Цель работы: закрепление знаний по качеству основных марок дизельных топлив; знакомство с нормативно-технической документацией по качеству дизельных топлив (ГОСТами на показатели качества и методы их определения, паспортами качества); знакомство с методами входного и контрольного анализов дизельного топлива и приобретение навыков по их проведению.
Содержание работы: оценка качества образца по данным паспорта качества; определение содержания механических примесей и воды качественными методами, плотности, кинематической вязкости при 20 °С, температуры застывания; принятие решения о возможности и области применения анализируемого образца топлива.
Аппаратура (посуда): стеклянный цилиндр диаметром 40… 45 мм; ареометры; цилиндры для ареометров; термометры; набор капиллярных вискозиметров; сосуд-термостат для погружения вискозиметров с механическим перемешиванием и электрическим обогревом; секундомер; стеклянная пробирка (внутренний диаметр 20+ 1 мм) с кольцевой несмываемой меткой на высоте 30 мм от дна; пробирка-муфта (внутренний диаметр 40±2 мм); корковая или резиновая пробка, соответствующая внутреннему диаметру пробирки, с отверстием для термометра; ртутный термометр с пределом измерения от —30 до +60 °С; толуоловый термометр (при необходимости замера температуры застывания нефтепродуктов ниже — 30 °С); термометр любого типа для измерения температуры охлаждающей смеси с соответствующей градуировкой шкалы 1 °С; баня произвольной формы; холодильное устройство или охлаждающая смесь; ручные или механические мешалки.
Выполнение работы
Оценка качества анализируемого образца по паспортным данным проводится аналогично указаниям, описанным в работе 1. (Особое внимание следует обратить на такие показатели, как содержание серы, температура помутнения, концентрация фактических смол, коэффициент фильтруемости). Результаты записываются в таблицу по форме 3.
Определение качества дизельного топлива по результатам физико-химических анализов
Оценка наличия механических примесей и воды качественным методом и замер плотности проводятся теми же методами, которые рассмотреты в работе 1. Результаты определения заносятся в таблицы, аналогичные указанным при описании проведения оценки бензина, но только применительно к дизельному топливу (формы 4, 5).
Определение кинематической вязкости образца дизель ного топлива при 20 °С осуществляется по ГОСТ 33—82 с помощью капиллярных вискозиметров типа ВПЖ-2 или Пинкевича, рис. 1.
Вискозиметры должны быть чистыми и сухими. При обращении с ними требуется осторожность, так как они очень хрупкие. На каждый экземпляр вискозиметра должен быть паспорт, в котором указывается постоянная вискозиметра «С» в мм2/с2.
Вискозиметры имеют различные размеры как по диаметру, так и по высоте. В зависимости от условий определения вязкости (наименования продукта и температуры, при которой определяется вязкость) подбирается вискозиметр определенного размера (по ГОСТ 33—82).
Для определения кинематической вязкости сначала необходимо заполнить вискозиметр дизельным топливом, для чего (рис. 1, б): надеть резиновую трубку на полый отросток; перевернуть вискозиметр открытыми концами колен вниз; зажать большим пальцем руки широкое колено с торца и подсоединить резиновую грушу к свободному концу резиновой трубки и опустить (до дна) узкое колено вискозиметра в сосуд с топливом; создавая разрежение резиновой грушей, осторожно заполнить шарики узкого колена топливом; по достижении топливом метки «В» прекратить отсос воздуха грушей и перевернуть вискозиметр открытыми концами колен вверх. Затем снимают резиновую трубку с отростка и тем же концом надевают ее на узкое колено, предварительно протерев его тканью или фильтровальной бумагой.
Затем необходимо: погрузить вискозиметр в термостат (рис. 70) так, чтобы шарик 3 оказался полностью в термостатной жидкости (бане); выдержать вискозиметр в бане не менее 15 мин при температуре 20 °С; не вынимая вискозиметр из бани, медленно набрать в шарик 3 несколько выше метки «А» топливо (из расширения 6). При заполнении и выдерживании вискозиметра в нем не должно образовываться разрывов и пузырьков воздуха.
Подняв топливо выше метки А, отключают резиновую грушу и внимательно наблюдают за перетеканием топлива через капилляр 5 и расширение 6. В момент достижения топливом метки «А» нужно пустить секундомер, а в момент прохождения уровня метки «В» остановить его. Зафиксируют температуру при проведении определения. Результат определения записывают в таблицу. На той же порции топлива проводят пять замеров, результаты которых также заносят в таблицу по форме 7.
Данные расчета кинематической вязкости также заносят в таблицу, в которой записаны опытные данные.
Определение температуры застывания дизельного топлива осуществляется в соответствии с ГОСТ 20287—74.
Перед проведением анализа необходимо убедиться, что в испытуемом образце отсутствует вода.
Образец дизельного топлива наливают в сухую чистую стеклянную пробирку диаметром 20± 1 мм с кольцевой меткой на ее наружной поверхности на расстоянии 30 мм от дна. Необходимо следить за тем, чтобы при заполнении пробирки топливо не растекалось по ее стенкам. В пробирку при помощи корковой пробки вставляют термометр. Пробирку с топливом и термометром укрепляют
при помощи корковой пробки в пробирке-муфте. Собранный прибор (рис. 3) погружают осторожно в баню с охладительной смесью, температура которой должна поддерживаться ниже ожидаемой температуры застывания на 5 °С.
Когда дизельное топливо в пробирке примет температуру, намеченную для определения застывания, прибор наклоняют под углом 45° от вертикали, не вынимая из охладительной смеси, и выдерживают при таком положении не менее 1 мин. После этого прибор осторожно вынимают из охладительной смеси, быстро вытирают пробирку-муфту и наблюдают, не сместился ли мениск дизельного топлива.
Если мениск сместился, то пробирку вынимают из муфты и проводят новое определение при температуре на 4 °С ниже предыдущей.
Температура, при которой впервые не будет обнаруживаться смещение уровня топлива в пробирке (при выполнении ранее описанных указаний по наблюдению), будет являться температурой, характеризующей потерю текучести топлива, ее и следует принимать за температуру застывания.
Составление отчета
После проведения сопоставления показателей качества по паспортным данным с нормами ГОСТа и физико-химических анализов образца дизельного топлива учащийся получает у преподавателя при необходимости дополнительные данные по показателям качества анализируемого образца дизельного топлива и составляет отчет.
В заключение отчета по дизельному топливу необходимо на основании данных определить не только пригодность (или непригодность) топлива к применению, но и возможные области его применения (сезонные, климатические).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Определение качества дизельного топлива"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы