При капитальном ремонте для определения состояния деталей двигатель обычно полностью разбирают.
При текущем ремонте важно, предварительно определив техническое состояние двигателя и в том числе механизма газораспределения, установить необходимость контрольной разборки. Следует иметь в виду, что во время разборки почти всегда нарушается установившаяся приработка деталей и характер посадки, ухудшается состояние крепежных деталей, часто выходят из строя уплотнения (прокладки, сальники и т. п.). Поэтому следует избегать излишней разборки.
Техническое состояние двигателя определяют по стукам и шумам, давлению в цилиндрах в конце хода сжатия, продолжительности пуска, давлению масла в главной магистрали, подтеканию воды, масла и топлива, расходу масла, объему газов, выходящих из сапуна, цвету и составу выпускных газов, числу оборотов коленчатого вала в минуту, расходу топлива и величине мощности, развиваемой двигателем.
Определение технического состояния механизма газораспределения без разборки двигателя
Наиболее простым и широко распространенным способом проверки технического состояния двигателя без разборки является прослушивание его во время работы на различных режимах. При этом по характеру стуков можно судить о техническом состоянии механизмов. Однако даже опытный специалист не может уловить и различить некоторые звуки, так как звуковые волны рассеиваются и затухают в среде, окружающей место их возникновения. Поэтому лучше прослушивать двигатель при помощи стетоскопа или фонендоскопа (рис. 2), надежно улавливающего ненормальные шумы и стуки.
Расположение зон прослушивания почти одинаково для всех тракторных двигателей. Некоторые отклонения вызваны их конструктивными особенностями.
Давление в конце сжатия проверяют при помощи ком-прессиметра, который состоит из манометра (рис. 4), корпуса, выпускного крана, трубопровода, накидных гаек и наконечника. В качестве наконечника используют корпус форсунки, применяемой на данном двигателе, но вместо иглы и пружины в него вставлена пробка.
Показания манометра зависят от числа оборотов коленчатого вала и степени прогрева двигателя, поэтому для измерения компрессии предварительно прогревают двигатель, дав ему некоторое время поработать на холостых оборотах или при средней нагрузке. После остановки двигателя снимают рабочую форсунку, на ее место устанавливают наконечник .компрессиметра и соединяют его трубопроводом с корпусом. Затем рукоятку управления декомпрессионным механизмом ставят в положение «Работа», запускают пусковой двигатель и при выключенной подаче топлива прокручивают коленчатый вал основного двигателя в течение 1—2 мин.
По показаниям манометра оценивают компрессию в камере сгорания. Например, для двигателя Д-54А компрессию на первой передаче редуктора считают хорошей при давлении 20—22 кг/сжа, удовлетворительной при давлении 17—19 кг/см2 и плохой — менее 15 кг/см2, на второй передаче редуктора компрессию оценивают хорошей при давлении 24—26 кг/смг, удовлетворительной — 21—23 кг/см2 и плохой — менее 19 кг]см?.
Разница в давлении сжатия в камерах сгорания одного двигателя не должна превышать 2 кг/см2.
Наиболее часто компрессия снижается из-за неисправностей в цилиндро-поршневой группе и клапанном механизме.
Состав выпускных газов определяют при помощи приспособления, состоящего из основания (рис. 5), рукоятки, крышки с отверстием и зажима.
При проверке на основание укладывают лист белой бумаги, желательно меловой или глянцевой, прижимают его крышкой и крепят крышку зажимом. Приспособление располагают над выпускной трубой двигателя, работающего на нормальном режиме, так, чтобы бумага находилась от трубы на расстоянии, равном половине диаметра трубы, и была перпендикулярна к ее оси. В момент установки приспособления над трубой включают секундомер и через 30 сек удаляют приспособление.
Полученный отпечаток сравнивают с отпечатком, снятым с контрольного двигателя. Если отпечаток желтовато-коричневого цвета, равномерно расположенный вокруг центра, то это означает, что двигатель работает нормально.
Отдельные капли и пятна желтоватого и серо-бурого цвета указывают на неполное сгорание топлива (неправильная регулировка .клапанов, неплотное их прилегание, неправильно установлены распределительные шестерни, недостаточный прогрев двигателя, неисправности топливной аппаратуры и т. п.).
Капли воды (увлажнение бумаги) свидетельствуют о том, что в цилиндры или цилиндр двигателя попадает вода.
Частицы сажи на отпечатке являются признаком низкого давления сжатия (утечка газов через клапаны или поршневые кольца), неправильной регулировки форсунок, нарушения подачи топлива и т. д.
Частицы серо-желтого цвета указывают на выбрасывание не-обуглившегося масла в результате образования его излишков в камере сгорания (неисправности поршневой группы, избыток масла в картере и др.).
Разборка двигателя на узлы
Прежде чем вымыть двигатель снаружи, снимают крышку головки цилиндров. После мойки двигатель перевозят к месту общей разборки на тележке, являющейся принадлежностью моечной машины МД-2. Если двигатель имеет кольца (рымы), его перемещают при помощи схваток и кран-балки.
Схватка состоит из серьги для крюка подъемника, скобы, коромысла, звеньев с крюками для захвата двигателя.
Двигатель устанавливают в удобном для разборки положении на стенд-тележку, которая может перемещаться по эстакаде или рельсам.
При индивидуальной сборке, а также при контрольной разборке двигателей после испытания применяютуниверсальные (рис. 7) и специальные передвижные или стационарные стенды, позволяющие повертывать двигатель в различные положения, удобные для выполнения тех или иных операций.
Порядок снятия узлов и разборки их на детали определяется конструкцией двигателя.
Двигатель Д-20 устанавливают на монтажный стол, снимают радиатор, кронштейн с буксирной серьгой, стартер, соединительный корпус, главное сцепление, топливный и масляный фильтры.Отвернув гайку (рис. 8),снимают крышку, термостат, подогревательное устройство и форсунки, отвертывают гайку со шпильки, снимают механизм коромысел в сборе со стойкой, вынимают стержень в сборе с наконечником и штанги толкателей.
После снятиягидравлическогоитопливного насосов, счетчика мото-часов, водяного насоса, генератора, сапуна, мас-лозаливной трубки и маховика вывертывают из торца коленчатого вала (рис. 9) храповик, лапы съемника вставляют в отверстия диска шкива и снимают его. Отвернув гайки
крепления>крышки распределительных шестерен, ввертывают в два резьбовых отверстия демонтажные болты М12 х хЮО и поочередно, равномерно завертывая их, снимают крышку.
Отъединив концы трубки подвода смазки от картера двигателя и от кольца, удаляют трубку, снимают шпонку и маслоотражатель, опорное кольцо, кольцо подвода смазки, распорную втулку, опорное кольцо и скобу.
Вынимают толкатели из гнезд картера, отвертывают гайку, снимают стопорное кольцо, упорную шайбу и спрессовывают с оси промежуточную шестерню в сборе с шарикоподшипниками.
Распределительный вал выпрессовывают в сборе с шестерней и подшипниками. Для этого, отвернув гайку и вывернув через отверстия шестерни болты, устанавливают упоры съемника на стенку картера, навертывают наконечник на резьбу распределительного вала и, вращая шпиндель, выпрессовывают вал. Затем вынимают поршни с шатунами, выпрессовывают коленчатый вал в сборе и снимают уравновешивающий механизм.
Двигатель Д-37М устанавливают в вертикальное положение и снимают кожух вентилятора, вентилятор, кронштейн генератора, опоры, масляный радиатор, фильтр, редукционный клапан, кронштейн масляного радиатора, нижнюю планку крепления кожуха, предварительно отъединив от нее конец пружины тяги декомпрессионного механизма. Удаляют топливные трубки, передний дефлектор, гидравлический насос и его привод, топливные насос и фильтр с кронштейном. Отгибают края замковой шайбы и, отвернув специальный болт, спрессовывают универсальным съемником с коленчатого вала шкив привода вентилятора.
Снимают маслозаливную горловину в сборе со счетчиком мото-часов, подогреватель, впускной и выпускной трубопроводы, отвертывают четыре глухие гайки и болт поворотного устройства угольника, при помощи которого крепят трубку для смазки клапанного механизма, снимают прокладки, удаляют трубку в сборе и нижние прокладки гаек и болта.
После удаления жалюзи в сборе со средним дефлектором, сливной трубки форсунок и самих форсунок отвертывают гайки и снимают крышки. Затем отгибают усики шайб крепления стоек осей коромысел клапанов, отвертывают гайки, снимают стойки с коромыслами в сборе и вынимают штанги толкателей клапанов. Кожухи штанг удаляют после снятия головок цилиндров. Отвертывают болты и удаляют декомпрессионный механизм в сборе.
Снимают приемник масляного насоса, указатель уровня масла с трубками и маховик. Двигатель укладывают левой стороной на монтажный стол, снимают масляный картер, крышку распределительных шестерен и удаляют шестерню привода топливного насоса в сборе со шлицевым фланцем.
Универсальным съемником спрессовывают с коленчатого вала ведущую шестерню привода масляного насоса и выбивают из канавки сегментную шпонку. Отгибают усик стопорной шайбы, отвертывают гайку крепления оси шестерни привода гидравлического насоса и снимают с переднего листа шестерню в сборе с осью и подшипниками, а гайку навертывают на ось.
Отгибают концы замковой шайбы, отвертывают болты промежуточной шестерни, снимают шестерню в сборе и упорные шайбы. Затем вынимают распределительный вал в сборе с шестерней и толкатели клапанов.
Отвертывают болты и винты крепления переднего листа и снимают его, снимают цилиндры с деталями шатунно-поршневой группы и коленчатый вал в сборе.
Двигатель Д-40 устанавливают в вертикальное положение, снимают с него пусковой двигатель, впускной и выпускной трубопроводы. Отвертывают болты крепления де-компрессионного механизма и снимают механизм в сборе. Отвертывают и снимают специальные гайки с опорными уплотнительными шайбами. Удаляют крышку головки блока с прокладкой. Отвертывают накидные гайки ниппелей и снимают масляную трубку, соединяющую канал головки цилиндров с соединительной муфтой.
Отвернув гайки крепления механизма коромысел, снимают его в сборе и вынимают штанги толкателей.
После снятия кронштейна генератора, масляных фильтров, масломерного стержня и маслозаливной горловины удаляют форсунки, топливные трубки, термостат, счетчик моточасов и топливный фильтр. Отвертывают гайки со шпилек и, пользуясь кран-балкой и схваткой, снимают головку блока цилиндров. Если ее трудно снять, используют приспособление, состоящее из двух подвижных губок с трубчатыми направляющими, винта и рукоятки. Съемник устанавливают на двигатель так, чтобы острые кромки губок оказались на линии прилегания головки к блоку цилиндров и, вращая винт рукояткой, равномерно приподнимают головку блока. Затем снимают водяной и гидравлический насосы, диски муфты сцепления и масляный картер.
Из выточек шлицевых концов валика выводят стопорные кольца, сдвигают на него соединительные муфты, снимают валик и масляный насос. Отвернув болты крепления, удаляют кронштейн в сборе с шестернями привода масляного насоса.
Снимают маховик и его картер, отвертывают храповик, удаляют упорную шайбу и универсальным съемником спрессовывают шкив коленчатого вала. Отогнув шайбы и вывернув болты, удаляют поводок счетчика мото-часов и шлице-вый фланец шестерни привода топливного насоса. Снимают крышку картера распределительных шестерен и ее прокладку, маслоотражатель коленчатого вала и шестерню привода топливного насоса. Отвернув болты, снимают с пальца упорную шайбу, промежуточную шестерню и упорное кольцо.
Через отверстия шестерни распределительного вала отвертывают болты крепления упорного фланца , вынимают распределительный вал в сборе и толкатели. Снимают топливный насос, картер распределительных шестерен, узлы шатунно-поршневой группы и коленчатый вал.
Двигатели Д-54 и Д-54А ставят в вертикальное положение. Снимают ремень и крыльчатку вентилятора, кронштейн с натяжным роликом и водяной насос. Отвертывают гайку и универсальным двухлапчатым съемником снимают шкив привода водяного.насоса и вентилятора, отвертывают болты и снимают гидравлический насос, корпус привода в сборе со счетчиком мото-часов и валиком, который выпрессовывают из переднего шарикоподшипника молотком с медным бойком. Снимают крышку картера шестерен в сборе с передней балкой, прокладку и шестерню привода топливного насоса, кронштейн генератора, заливную трубу, воздухоочиститель, выпускной коллектор, масляный фильтр и декомпрес-сионный механизм.
Декомпресионный механизм старой конструкции снимают так же, как механизм двигателя Д-37, только крышки устанавливают не на каждый валик , а одну на два валика. У декомпресси-онного механизма новой конструкции, кроме того, тяга рычага управления проходит через поперечное отверстие блока и соединяется с рейкой при помощи тяги и одного из поводков, соединенного с валиком.
После снятия сцепления, маховика, впускного и выпускного трубопроводов, топливной аппаратуры, пускового двигателя с трубопроводами снимают крышки корпуса колпака головки цилиндров (если они не были сняты перед мойкой двигателя) и сам корпус. Удаляют механизм коромысел в сборе, штанги толкателей и головку цилиндров так же, как у двигателя Д-40.
Двигатель укладывают на монтажный стол левой стороной вниз, удаляют нижний картер, масляный насос и его привод в сборе. Для этого отвертывают болты крепления масляного насоса и кронштейна (рис. 16).
Снимают заднюю балку двигателя и корпуса уплотнения коленчатого вала. Вывертывают храповик и, если маслоотражатель и втулку можно легко удалить без съемника, шестерню оставляют на валу. Если необходимо, ее вместе с маслоотражателем и втулкой спрессовывают съемником.
Чтобы снять промежуточную шестерню, отвертывают болты и снимают упорную шайбу промежуточной шестерни и шестерню. После этого вынимают распределительный вал и толкатели. Отвертывают болты, снимают картер распределительных шестерен в сборе, детали шатунно-поршневой группы и коленчатый вал.
Двигатели СМД-7 и СМД-14 устанавливают в вертикальное положение и снимают масляный фильтр, гидравлический насос и привод его, боковые крышки блок-картера, кронштейн генератора, крыльчатку, приставку и шкив вентилятора, выпускной коллектор, воздухоочиститель, пусковой двигатель с редуктором, маслозаливной патрубок, топливную аппаратуру, трубопроводы и топливный насос.
Ставят рычаг декомпрессионного механизма в выключенное положение, расшплинтовывают и снимают тягу рукоятки механизма и рукоятку. Удаляют колпак головки цилиндров, маслопроводящую трубку с угольником 6 (см. рис. 82) и корпус колпака головки с прокладкой. Отвертывают гайки шпилек 11, снимают механизм коромысел в сборе со стойками и валиком декомпрессионного механизма, а также штанги толкателей. Снимают впускной коллектор с подогревателем, водяной патрубок и, отвернув гайки шпилек крепления головки блока, снимают ее, пользуясь специальной схваткой.
После снятия счетчика мото-часов иего подставки двигатель при помощи кран-балки и схватки укладывают на бок вниз той стороной, к которой крепят масляный фильтр. Затем удаляют муфту сцепления, маховик, картер маховика и корпус уплотнения. Отстопорив, вывертывают храповик коленчатого вала, снимают приводной шкив, маслоотражатель, переднюю опору двигателя и крышку картера шестерен с прокладкой. Вынимают в сборе шестерню привода топливного насоса, так же как у двигателя Д-54А, отвертывают болты и снимают с оси промежуточную шестерню с упорной шайбой, а затем и картер шестерен.
Снимают нижний картер, колпак маслоприемника, масляный насос, разъединяют коленчатый вал с шатунами и, сняв крышки коренных подшипников, удаляют его. Вынимают шатуны с поршнями, распределительный вал в сборе с шестерней и толкатели.
Разборка узлов на детали
Блок цилиндров (блок-картер) и головка цилиндров.
У блока цилиндров не снимают, как входящие в технологический комплект, втулки распределительного вала, пальцы промежуточных шестерен распределения, втулки толкателей, установочные штифты и некоторые другие детали, а у головок цилиндров соответственно—направляющие втулки и гнезда клапанов, установочные штифты, некоторые шпильки и заглушки.
До снятия клапанов у головки цилиндра двигателя Д-20 отвертывают болты и снимают корпус крышки, вывертывают шпильку и снимают крышку люка. Для удаления клапанов головку цилиндров устанавливают на стол и, сжав пружину при помощи приспособления, снимают сухарики, тарелку пружины и пружину.
В фасонной части вилки приспособления вставлены нажимная тарелка и кольцо. Серьгу присоединяют к рейке монтажного стола или к одной из шпилек крепления впускных и выпускных трубопроводов.
После снятия пружин повертывают головку и вынимают клапаны. В двигателях других моделей головки цилиндров разбирают в таком же порядке.
Механизм коромысел и декомпрессионный механизм. При разборке механизма коромысел двигателя Д-20 удаляют с одного конца валика стопорное кольцо, снимают коромысло, стойку, другое коромысло и другое стопорное кольцо. Втулку коромысла, регулировочный винт и упорную пластину 10 оставляют на месте, как входящие в технологический комплект коромысла. Из канавки валика удаляют стопорное кольцо, вынимают валик в сборе с рычагом и сальник.
Механизм коромысел двигателя Д-37М разбирают так же, как механизм коромысел двигателя Д-20.
У двигателя Д-40 с валиков коромысел снимают соединительную муфту с ниппелем. Отвертывают гайки и вынимают болты из валиков Здекомпрессионного механизма. Удаляют из гнезд в стойках валиков сухари.При плотной посадке их выбивают наставкой через отверстие в стойке. Затем снимают с валиков пружины, коромысла клапанов, стойки и удаляют валики де-компрессионного механизма. Вывертывают из валиков коромысел пробки и снимают прокладки, а с валиков деком-прессионного механизма — стопорные кольца.
В механизме коромысел двигателей Д-54 и Д-54А имеется соединительная трубка при разборке которой снимают уплотнительную втулку, пружину и вынимают из валиков уплотнительные сальники.
У двигателей СМД-7 и СМД-14 вынимают концы валиков из промежуточной муфты, удаляют из стоек установочные сухари, снимают стойки и пружины с валиков, вынимая одновременно валики декомпрессионного механизма, и вывертывают угольник подвода смазки.
Коленчатый и распределительный валы. У двигателя Д-20 для снятия с коленчатого вала шестерни распределения в ее отверстия равномерно ввертывают монтажные болты М12 х 80 до тех пор, пока шестерня не сойдетс шейки вала. Затем снимают сегментную шпонку.
У двигателей Д-37М, Д-40, Д-54 и Д54А шестерни распределения, а у двигателей СМД-7 и СМД-14 еще и шестерню привода масляного насоса спрессовывают с коленчатого вала при помощи универсального двухлапчатого съемника.
При разборке рапределительного вала двигателя Д-20 отгибают шайбу и отвертывают гайку. Используя наставку и гидравлический пресс, спрессовывают шестерню. Из передней шейки выбивают сегментную шпонку, а с задней снимают стопорное кольцо и спрессовывают шарикоподшипники.
У двигателей Д-37М, Д-40, Д-54, Д-54А, СМД-7 и СМД-14 шестерни распределительного вала входят в технологический комплект и до дефектовки остаются на валах.
Распределительные шестерни, привод масляного, топливного и гидравлического насосов. При разборке привода масляного насоса двигателя Д-40 выбивают два штифта, снимают шестерни и валики.
У двигателей Д-54 и Д-54А снимают пружинное кольцо, вынимают валик в сборе с шестерней из кронштейна и оставляют их в технологическом комплекте, так же как и кронштейн.со втулкой и установочными штифтами.
У шестерни привода топливного насоса двигателейД-37М, Д-40, Д-54, Д-54 А, СМД-7 и СМД-14 отвертывают болты и снимают с шестерни шлицевой фланец .
При разборке привода гидравлического насоса двигателя Д-37М снимают с вилки муфту, отвертывают стяжной болт и вынимают шпоночную шайбу, отвертывают винт крепления, вынимают ось в сборе с рычагом и оставляют их в технологическом комплекте.
Из шестерни вынимают стопорное кольцо и шлицевую втулку, снимают стопорное кольцо и выпрессовы-вают из шестерни ось в сборе с шарикоподшипниками, удаляют стопорное кольцо с оси шестерни и спрессовывают с нее подшипники при помощи ступенчатой наставки.
Механизм включения привода гидравлического насоса двигателя Д-40 разбирают во время разборки картера распределительных шестерен. После снятия шестерни привода с крышки вывертывают из шестерни болт снимают шайбу и спрессовывают шарикоподшипники с распорной втулкой.
Для разборки привода вентилятора, счетчика мото-часов и гидравлического насоса двигателя Д-54А снимают счетчик, вынимают вертикальный валик его привода, отвертывают гайку, снимают шайбу и кулачковую муфту-шестерню. Выпрессовывают шарикоподшипник в сборе с валиком при помощи пустотелой оправки и подставки. Спрессовывают шестерню и подшипник с валика, применяя ту же подставку и наставку.
Для старой конструкции привода снимают универсальным двухлапчатым съемником шестерню, затем крышку шестерен привода счетчика и шестерни. Через отверстие для валика цилиндрической наставкой выбивают валик в сборе с подшипником. Вынув стопорное кольцо, пользуясь оправкой, спрессовывают подшипника.
Если конструкция привода выполнена без стакана подшипника, то двухлапчатым съемником вместе с шестерней спрессовывают передний шарикоподшипник и вынимают стопорное кольцо. В дальнейшем разбирают так же, как и в предыдущем случае. Для разборки механизма включения привода отвертывают болт, снимают рукоятку, расшплинтовывают и вывертывают стопорные болты, вынимают вал и вилку в сборе с пальцами, снимают крышку сальника и сальник.
У двигателей СМД-7 и СМД-14 для разборки привода гидравлического насоса отвертывают стопорный болт и вынимают рычаг выключения, оставив его в технологическом комплекте с другими деталями. Вынимают вилку в сборе с сухариками. Отвертывают гайку вала, вынув из корпуса установочное кольцо, выпрессовывают вал, а затем вынимают шестерню привода и снимают шарикоподшипники с вала привода. Из промежуточной шестерни двигателя Д-20,сняв стопорное кольцо, наставкой выпрессовывают шарикоподшипники.
Крышка и щит распределительных шестерен. У крышки двигателя Д-40 отвертывают болты и снимают колпак. Удаляют стопорное кольцо из наружного кольца подшипника. Если необходимо, шестерню в сборе с подшипниками подают в сторону снятой крышки. Пустотелой оправкой выпрессовывают шестерню в сборе с подшипниками. У щита распределительных шестерен отвертывают болт поводковой вилки, вынимают рукоятку в сборе с валиком, удаляют вилку из гнезда щита, вынимают сальник и снимают пластину фиксатора. Ослабив болт, снимают с валика рукоятку и шпонку 4. Рукоятку оставляют в сборе как технологический комплект.
У крышки картера распределительных шестерен двигателей Д-54 и Д-54А снимают предохранительный фланец шестерни привода топливного насоса. В крышках со стаканом шарикоподшипника отвертывают болты и вынимают стакан в сборе с подшипником. Извлекают из стакана сальник и выпрессовывают шарикоподшипник ступенчатой наставкой.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Определение технического состояния и разборка двигателя"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы