Потребность в техническом обслуживании
В процессе эксплуатации на трактор воздействуют различные факторы, влияние которых на техническое состояние его составных частей и сборочных единиц может оказаться существенным.
Поэтому за весь срок службы трактора наблюдается непрерывное изменение его технического состояния.
Эти изменения происходят в результате протекания таких процессов, как: старение (в первую очередь — резиновых, а также пластмассовых материалов активных элементов аккумуляторов и др.); коррозия (поверхностей металлов или сплавов, подвергающихся химическим или электрохимическим процессам); механический износ (отдельных частей или участков деталей. Различают три периода механического износа: приработка, основной или эксплуатационный и период аварийных износов); усталость металла (возникает не только при неправильной сборке или при изготовлении детали из несоответствующего материала, но и при неправильной эксплуатации, например, излишнее натяжение ремней, надетых на шкив, может вызвать усталостный излом вала и т. д.); нарушение регулировок (выражается в изменении взаимного расположения отдельных деталей в основном вследствие механических износов. Причем эти изменения имеют накопительный характер); аварийные износы и поломки (обычно возникают вследствие нарушения регулировок, старения, коррозии и других изменений материала и взаимного расположения деталей); изменение состава и свойств масел (происходит под воздействием высоких температур, контакта с горячими газами, а также при взаимодействии непосредственно с воздухом, когда от попадания механических частиц ухудшаются смазывающие свойства масла. Ухудшение свойств наступает и при длительном хранении. Работа с маслами, частично утратившими свои свойства, вызывает увеличение износов и создает аварийные ситуации); образование отложений и отстоев (в камере сгорания и выпускной трубе двигателя могут быть отложения в виде коксовых образований, в рубашке охлаждения двигателя с водяным охлаждением образуется накипь. Между ребрами для охлаждения у двигателей с воздушным охлаждением, между ячейками радиаторов, в отдельных участках смазочной системы двигателя также могут образоваться отложения. При хранении на открытых площадках атмосферные осадки в сочетании с попадающими в них частицами, в особенности органическими соединениями и микроорганизмами, дают весьма агрессивно действующие отложения).
Техническое обслуживание тракторов включает в себя работы по предотвращению или замедлению качественных изменений материалов, из которых изготовлен трактор, или комплектующие его части, периодическое восстановление регулировок, заправку, смену и добавку соответствующих жидкостей (топлива, смазки, воды, жидкости гидравлической системы, электролита и др.).
Кроме того, выполнение различных видов сельскохозяйственных работ требует определенной подготовки трактора. Например, при разных сельскохозяйственных работах необходимо различное давление трактора на почву, т. е. возникает необходимость изменения давления в шинах колес. Изменение сезонности работы трактора предусматривает определенную регулировку реле-регулятора, изменение плотности электролита и т. д.
Следовательно, работоспособность тракторов в значительной степени определяется значением параметров, характеризующих его техническое состояние.
Поддержание этих параметров на заданном уровне путем проведения технических обслуживаний позволяет обеспечивать длительную работоспособность тракторов.
Уровень обслуживаемости тракторов
Проведение технического обслуживания тракторов требует определенных затрат труда, материалов и наличия необходимого оборудования. Эти затраты различны у тракторов разных марок.
Количество указанных затрат характеризует уровень обслуживаемости тракторов.
Для правильного составления графиков ТО тракторов и подготовки средств его обеспечения необходимо в достаточной степени знать уровень обслуживаемости. Наиболее объективный анализ на этот счет можно получить исследованием тракторов по количественным показателям ремонтопригодности. Общие требования к выбору номенклатуры и заданию значений показателей ремонтопригодности устанавливаются ГОСТ 23146—78.
Показатели ремонтопригодности должны задаваться в нормативно-технической и конструкторской документации для количественной оценки ремонтопригодности составных частей и сборочных единиц тракторов с целью повышения их качества при изготовлении и эффективности использования в процессе эксплуатации путем снижения затрат времени, труда и средств на ТО и ремонт. Состав показателей ремонтопригодности, выбранных с учетом требований ГОСТ 14.201—73, ГОСТ 21623—76, приведен ниже.
Основные показатели: средняя оперативная продолжительность; средняя оперативная трудоемкость, средняя оперативная стоимость, средняя суммарная оперативная продолжительность, средняя суммарная оперативная трудоемкость, средняя суммарная оперативная стоимость.
Вспомогательные показатели: удельная суммарная оперативная продолжительность, удельная суммарная оперативная трудоемкость, удельная суммарная оперативная стоимость.
Показатели технологичности: коэффициент доступности, коэффициент взаимозаменяемости, коэффициент легкосъемности, коэффициент унификации, коэффициент стандартизации.
Основные показатели характеризуют экономические аспекты ремонтопригодности, вспомогательные— удельные их значения на единицу наработки трактора, а показатели технологичности выражаются количественно через относительные коэффициенты. Показатели ремонтопригодности рассчитывают по методам, изложенным в ГОСТ 22952—78.
Применение единичных показателей позволяет определить различные свойства ремонтопригодности конструкций трактора. Поэтому многообразие единичных факторов необходимо, так как дает возможность более детально исследовать отдельные свойства составных частей трактора и их влияние на ремонтопригодность.
Показатели, задаваемые в нормативной документации, отражают экономические аспекты совершенства конструкций трактора и позволяют оценить его приспособленность к ТО. К ним относятся: средняя суммарная оперативная трудоемкость (продолжительность, стоимость) ТО и коэффициент доступности.
Чем совершеннее конструкция трактора, тем меньше затраты труда на техническое обслуживание при прочих равных условиях. Вместе с тем по мере усложнения ТО оперативная трудоемкость его за цикл увеличивается.
Наибольшая цикловая оперативная трудоемкость приходится на ТО-3 (доля трудоемкости 30…38% — из-за сложности их выполнения), ТО-1 (из-за частой повторяемости). На выполнение операции диагностирования при ТО за цикл приходится 20…40% от суммарной оперативной трудоемкости. Несмотря на высокую трудоемкость и сложность контрольных средств, целесообразность применения диагностирования в процессе обслуживания бесспорна, так как оно позволяет более полно использовать ресурс составных частей тракторов за счет выполнения многих операций ТО «по потребности».
В результате исследований, проведенных в Одесском филиале НАТИ, установлено, что основная доля оперативной трудоемкости при выполнении операции диагностирования падает на выполнение подготовительных операций (подготовка, установка приборов и приведение их в исходное положение).
Следовательно, оперативная трудоемкость может быть значительно снижена за счет разработки и внедрения более прогрессивных методов и средств диагностики, совершенствования конструкции присоединительных мест объектов и средств контроля, а также их унификации.
Распределение оперативной трудоемкости ТО показано в таблице 3. Наименьшую суммарную оперативную трудоемкость ТО имеет трактор МТЗ-80, наибольшую— трактор Т-4А. Наибольшую трудоемкость в обслуживании вызывает двигатель — 36…46% от суммарной оперативной трудоемкости, ходовая система — 9,3…23,7% и трансмиссия—11,4… 16,9%. Причем трудоемкости ТО аналогичных составных частей тракторов разных марок различны. Так, например, наименьшая трудоемкость выполнения ТО двигателя Д-240 (трактора МТЗ-80) равна 10,18 чел.-ч или 36% от суммарной оперативной трудоемкости обслуживания трактора в целом, а наибольшая — 19,96 чел.-ч, или 37% от суммарной оперативной трудоемкости обслуживания двигателя А-01М (Т-4А). Распределение трудоемкости ТО ходовых систем по тракторам ЮМЗ-6, МТЗ-80, Т-70С, Т-150К и Т-4А соответственно составляет 12,5; 13,5; 17,7; 9,13; и 23,7% от суммарной оперативной трудоемкости обслуживания этих тракторов.
К основным показателям, отражающим экономические аспекты, которые характеризуют уровень эксплуатационной технологичности конструкции трактора, кроме оперативной трудоемкости относятся продолжительность и стоимость выполнения ТО.
Средняя суммарная оперативная стоимость ТО (Сто) аналогично средней оперативной суммарной трудоемкости определяется также дифференцированно, что позволяет осуществить углубленный анализ приспособленности конструкций к ТО по стоимостным составляющим. Расход топливо-смазочных материалов подсчитывается как среднее значение доливов за цикл по каждой операции и видам обслуживания.
Продолжительность и стоимость обслуживания распределяются по видам ТО аналогично трудоемкости, т. е. значения этих показателей повышаются по мере усложнения вида обслуживания. Значительное повышение стоимости, связанное с усложнением видов ТО, происходит из-за увеличения расхода топливосмазочных материалов. Полностью масла меняют при ТО, поэтому стоимость их самая большая. Это подтверждает целесообразность разработки и внедрения всесезонных масел и смазок, масел с увеличенной периодичностью замены при ТО, а также конструкций составных частей тракторов с одноразовой смазкой, заложенной при сборке.
Анализ удельных показателей трудоемкости, продолжительности и стоимости технического обслуживания, кроме того, указывает на закономерность их увеличения по мере возрастания класса тракторов. Последнее объясняется тем, что с повышением тягового класса увеличиваются габариты трактора, объемы заправочных емкостей, металлоемкость и др.
Трудовые затраты в большой мере зависят от приспособленности сборочных единиц или составных частей к выполнению определенных видов работ ТО. В основу группирования операций заложено: целевое назначение, технологический признак, квалификация и специализация исполнителя, применяемое оборудование.
Исходя из этого, все операции обычно группируют в следующие четыре вида: моечно-очистные, конт-рольно-регулировочные, контрольно-крепежные, контрольно-заправочные.
Оперативная трудоемкость выполнения ТО показана в таблице 6. Наибольшая оперативная трудоемкость обслуживания тракторов приходится на моечно-очистные и контрольно-регулировочные работы.
Более детальное изучение распределения стоимостных показателей показало, что наибольшие затраты средств относятся к обслуживанию двигателя, трансмиссии, сборочных единиц гидронавесной и ходовой систем, которые требуют наибольших затрат на проведение контрольно-заправочных и контрольно-регулировочных работ.
Из изложенного следует, что при проведении работ, направленных на совершенствование технологичности конструкции тракторов и снижение трудоемкости и стоимости их обслуживания, первоочередное внимание должно быть уделено двигателю, ходовой системе, трансмиссии и гидравлической системе. При этом желательно повысить стабильность регулировок составных частей дизеля (насосов, форсунок, клапанного механизма) в целях увеличения периодично сти их обслуживания. По смазочной системе двигателя, трансмиссии, ходовой и гидравлической системам необходимо уделить особое внимание работам по увеличению периодичности замены масел, совершенствованию конструкций уплотнительных соединений и устройств.
Система регламентного обслуживания
Система обслуживания, или планово-предупредительная система предусматривает несколько видов технического обслуживания, каждый из которых необходимо выполнять в строго установленные сроки.
Различают следующие виды технического обслуживания: – техническое обслуживание при подготовке к эксплуатационной обкатке; – техническое обслуживание при эксплуатационной обкатке; – техническое обслуживание по окончании эксплуатационной обкатки; – ежесменное техническое обслуживание (ЕЮ); техническое обслуживание № 1 (ТО-1); – техническое обслуживание № 2 (ТО-2); – техническое обслуживание № 3 (ТО-3); – сезонное техническое обслуживание при переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации (СТО-ВЛ); – сезонное техническое обслуживание при переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации (СТО-ОЗ); – техническое обслуживание в особых условиях эксплуатации (песчаных, каменистых и болотистых почв; пустыни; при низких температурах и в высокогорье); – техническое обслуживание при хранении. Для тракторов, решение о постановке на производство которых принято до 1 января 1982 г., периодичность выполнения видов ТО осталась прежней, т. е. ТО-1 через 60 моточасов, ТО-2 — 240 моточасов и ТО-3 — 960 моточасов наработки. Ежесменные ТО проводятся через 8 моточасов работы.
Для новых тракторов, т. е. тех, решение о постановке на производство которых принято после 1 января 1982 г., установлена следующая периодичность: ТО-1 через 125 моточасов, ТО-2 —500 моточасов, ТО-3 — 1000 моточасов.
Причем принято допускаемое отклонение (опережение или запаздывание) фактической периодичности ТО-1, ТО-2, ТО-3 от установленной в пределах 10%.
В случае, когда заводы-изготовители повышают надежность выпускаемых тракторов, тогда по согласованию с заводом прежняя периодичность ТО может быть увеличена до вышеотмеченных значений.
По такому же согласованию можно проводить дополнительные операции при ТО-1 и ТО-3 через один вид этих обслуживаний.
Сезонное техническое обслуживание тракторов проводят 2 раза в год. СТО-ВЛ — при установившейся температуре окружающего воздуха выше +5 °С, а СТО-ОЗ — ниже этого значения. Причем проведение сезонных обслуживаний желательно совмещать с проведением очередного ТО-1, ТО-2 или ТО-3.
Для своевременной постановки тракторов на техническое обслуживание необходимо вести учет их наработки (моточасы, количество израсходованного топлива в кг или литрах). Причем наработку нужно учитывать нарастающим итогом с момента начала эксплуатации нового или капитально отремонтированного трактора.
В месячном план-графике проведения ТО следует отмечать выполнение каждого ТО-1, ТО-2, ТО-3, СТО-ВЛ, СТО-ОЗ с указанием даты и вида технического обслуживания и ответственного лица, проводившего его, а также наработки с начала эксплуатации новых или капитально отремонтированных тракторов.
Обслуживание тракторов при подготовке и окончании эксплуатационной обкатки, ТО-3, СТО-ВЛ и СТО-03 необходимо проводить в стационарных мастерских, на станциях и пунктах технического обслуживания. А ТО-1 и ТО-2 можно проводить на месте работы тракторов с использованием передвижных агрегатов технического обслуживания. С целью качественного применения при техническом обслуживании масел и смазок следует использовать только те из них, на которые имеется сертификат. Проведение сма-зочно-заправочных операций должно исключать возможность попадания грязи, пыли и влаги в составные части тракторов.
Типовые элементы технического обслуживания
Для каждой марки тракторов инструкцией по эксплуатации предусмотрено обязательное выполнение правил технического обслуживания, перечень операций которых направлен на обеспечение работоспособности конкретной машины. Вместе с тем ГОСТ 20793—81 предусматривает обязательное наличие в операциях ТО типовых операций по видам технического обслуживания. Ниже приведены типовые элементы различных видов технического обслуживания.
Техническое обслуживание трактора при эксплуатационной обкатке состоит из следующих частей.
Техническое обслуживание трактора при подготовке к эксплуатационной обкатке включает следующие операции:
— осмотр и очистка трактора от пыли и грязи;
— удаление консервационной смазки;
— осмотр и подготовка к работе аккумуляторов;
— проверка уровня масла в составных частях, оборудованных устройством для проверки, и при необходимости дозаправка маслом;
— смазывание через пресс-масленки составных частей;
— проверка и при необходимости подтяжка наружных резьбовых и других соединений трактора;
— проверка и при необходимости регулировка натяжения ремней (привода вентилятора, генератора, компрессора), механизмов управления, гусеничных цепей, давления воздуха в шинах;
— заправка охлаждающей жидкостью и топливом соответственно систем охлаждения и питания двигателя;
— прослушивание двигателя;
— проверка (визуально) показаний контрольных приборов на соответствие установленным нормам.
Техническое обслуживание трактора при проведении эксплуатационной обкатки включает выполнение следующих операций:
— очистка трактора от пыли и грязи;
— проверка внешним осмотром отсутствия течи топлива, масла и электролита и при необходимости устранение подтекания;
— проверка уровня масла в поддоне картера двигателя, охлаждающей жидкости в радиаторе и при необходимости доливка до заданных уровней;
— проверка работоспособности двигателя, рулевого управления, систем освещения и сигнализации, стеклоочистителя и тормозов;
— через три смены дополнительно проверка и при необходимости регулировка натяжения ремней приводов вентилятора и генератора. Допускается дозаправка двигателя трактора маслом в течение смены.
Техническое обслуживание трактора по окончании эксплуатационной обкатки включает в себя следующие операции:
— осмотр (визуально) и очистка трактора;
— проверка и при необходимости регулировка натяжения приводных ремней, давления воздуха в шинах, зазоров между клапанами и коромыслами двигателя, сцепления, механизма управления и тормозов;
— техническое обслуживание воздухоочистителей согласно инструкции по эксплуатации на двигатель;
— проверка и при необходимости восстановление герметичности воздухоочистителя, подтяжка наружных креплений составных частей (в том числе крепления головки двигателя);
— проверка батареи аккумуляторов и при необходимости очистка поверхности аккумуляторов, клемм, наконечников проводов, вентиляционных отверстий в пробках, доливка дистиллированной воды;
— сливание отстоя из фильтров грубой очистки топлива, масла, скопившегося в тормозных отсеках заднего моста и увеличителя крутящего момента конденсата из воздушных баллонов, а также очистка центробежного маслоочистителя;
— смазывание клеммы наконечников проводов;
— смазывание составных частей трактора согласно таблице и карте смазывания;
— замена масла в двигателе и его составных частях и трансмиссии (при отсутствии фильтра для очистки масла);
— осмотр и прослушивание в работе составных частей трактора;
— промывка смазочной системы двигателя при неработающем двигателе.
Обнаруженные неисправности должны быть устранены.
Техническое обслуживание трактора при использовании включает в себя следующее.
При ТО-0 должны быть проведены следующие операции:
— очистка трактора от пыли и грязи;
— проверка внешним осмотром отсутствия течи топлива, масла и электролита и при необходимости устранение подтекания;
— проверка уровней масла в поддоне картера двигателя, охлаждающей жидкости в радиаторе и при необходимости доливка их до заданных уровней. Допускается дозаправлять двигатель маслом в течение смены;
— проверка работоспособности двигателя, рулевого управления, систем освещения и сигнализации, стеклоочистителя и тормозов.
При ТО-1 кроме операций ЕТО должны быть также проведены следующие операции:
— осмотр (визуально) трактора;
— проверка и при необходимости регулировка натяжения приводных ремней и давления воздуха в шинах;
— техническое обслуживание воздухоочистителей согласно инструкции по эксплуатации на двигатель;
— проверка батареи аккумуляторов и при необходимости очистка поверхности аккумуляторов, клемм, наконечников проводов, вентиляционных отверстий в пробках, доливка дистиллированной воды;
— сливание отстоя из фильтров грубой очистки топлива, масла, скопившегося в тормозных отсеках заднего моста и увеличителя крутящего момента, конденсата из воздушных баллонов, а также смазывание клемм и наконечников проводов;
— проверка уровней масла в составных частях трактора (согласно таблице и карте смазывания) и при необходимости доливка до установленного уровня;
— смазывание составных частей трактора согласно таблице и карте смазки,
При ТО-2 кроме операций ТО-1 должны быть также выполнены следующие операции:
— проверка и при необходимости регулировка зазоров между клапанами и коромыслом, сцепления увеличителя крутящего момента, тормоза увеличителя крутящего момента и карданной передачи, сцепления основного двигателя и привода ВОМ, муфты управления поворотом, тормозной системы колесных тракторов, сходимости направляющих колес трактора, свободного хода рулевого колеса, подшипников шкворней поворотных кулаков переднего моста, осевого зазора подшипников направляющих колес, натяжения гусениц и шплинтовка пальцев;
— очистка отверстий в пробках баков основного и пускового двигателей;
— проверка плотности электролита в аккумуляторах и при необходимости проведение подзарядки батарей или замена их заряженными;
— очистка дренажных отверстий генератора;
— замена масла и смазывание составных частей трактора согласно таблице смазывания;
— очистка центробежного маслоочистителя;
— проверка наружных резьбовых и других соединений трактора и при необходимости подтяжка;
— промывка смазочной системы двигателя.
После окончания обслуживания трактора должна
быть проверена герметичность разъемов воздухоочистителя и впускных воздухопроводов двигателя.
При наличии сигнализатора и поступления от него сигнала о предельном засорении воздухоочистителя последний должен быть очищен и промыт при очередном техническом обслуживании.
При ТО-3 наряду с другими диагностическими работами должно быть проведено ресурсное диагностирование трактора. При этом определена изношенность и оценен остаточный ресурс гильз поршневой группы, подшипников коленчатого вала двигателя, агрегатов трансмиссии, деталей топливной аппаратуры.
Если последние не нуждаются в ремонте, должны быть выполнены операции ЕТО и ТО-1, а также следующие операции:
— проверка и при необходимости регулировка форсунок на давление начала впрыска и качество распыла топлива, топливного насоса, зазора между электродами свечи и контактами прерывателя магнето, сцепления пускового двигателя, подшипников направляющих колес и опорных катков гусеничного трактора, осевого перемещения кареток подвески, подшипников конечных передач, зацеплений червяк-сектор и сектор-гайка гидроусилителя (с подтяжкой гайки-сектора и сошки), агрегатов гидравлических систем, стояночного тормоза, подшипников промежуточной опоры карданной передачи, пневматической системы;
— очистка и промывка фильтра-отстойника бака пускового двигателя, топливоподводящего штуцера и карбюратора, крышки и фильтра бака основного и пускового двигателей, фильтров турбокомпрессора и гидравлической системы гидроусилителя рулевого управления;
— проверка технического состояния стартера и устранение обнаруженных неисправностей;
— проверка реле-регулятора и при необходимости регулировка его;
— проверка состояния изоляции электропроводки. Поврежденные места должны быть изолированы;
— проверка показаний контрольных приборов на соответствие эталонным и при необходимости их замена;
— замена элементов фильтра тонкой очистки топлива;
— проверка на герметичность воздушных баллонов;
— проверка (без разборки) и при необходимости регулировка зазоров в подшипниках ведущих зубчатых колес главной передачи;
— проверка и при необходимости восстановление плотности посадки фланцев карданных валов;
— проверка и при необходимости перестановка местами гусениц и ведущих звездочек;
— осмотр шин и при необходимости устранение повреждений;
— промывка системы охлаждения двигателя;
— определение мощности и часового расхода топлива;
— проверка в движении работоспособности механизмов трактора.
При СТО-ОЗ должны быть выполнены следующие операции:
— заправка системы охлаждения соответствующей жидкостью;
— включение индивидуального подогревателя и установка утеплительных чехлов;
— замена масла летних сортов на зимнее согласно таблице смазывания;
— отключение радиатора смазочной системы двигателя;
— установка в положение 3 (зима) винта сезонной регулировки реле-регулятора;
— доведение до зимней нормы (в районах с резко континентальным климатом и с температурой зимой —40 °С) плотности электролита в аккумуляторах;
— проверка работоспособности средств облегчения пуска двигателя.
Обнаруженные неисправности должны быть устранены.
При СТО-ВЛ должны быть выполнены следующие операции:
— снятие с трактора утеплительных чехлов;
— включение радиатора смазочной системы двигателя;
— отключение от системы охлаждения индивидуального подогревателя;
— установка винта сезонной регулировки реле-регулятора в положение Л (лето);
— при необходимости удаление накипи из системы охлаждения;
— заправка системы питания двигателя топливом летнего сорта;
При использовании трактора в южной климатической зоне допускается исключение из перечня работ операции сезонного технического обслуживания.
Техническое обслуживание тракторов в сложных условиях предусматривает следующее.
При техническом обслуживании трактора вусловияхпустыни и песчаных почв необходимо:
— двигатель заправлять маслом и топливом только закрытым способом;
— через каждые три смены заменять масло в поддоне воздухоочистителя, проверять и при необходимости очищать центральную трубу воздухоочистителя при каждом ТО-1;
— через каждые три смены доливать дистиллированную воду в аккумуляторы;
— при ТО-1 проверять качество масла в двигателе и натяжение гусениц и при необходимости заменять масло и регулировать натяжение;
— при ТО-2 промывать пробку бака для топлива.
При техническом обслуживании трактора при низких температурах должны соблюдаться следующие условия:
— при температуре окружающей среды ниже —30 °С надо применять дизельное арктическое топливо А (ГОСТ 305-82) и специальные сорта масел и смазок, рекомендуемые предприятиями-изготовителями;
— в конце смены баки должны быть полностью заправлены топливом, конденсат из воздушных баллонов пневматической системы должен быть слит;
— систему охлаждения двигателя заправлять низ-козамерзающей жидкостью.
При техническом обслуживании трактора на каменистом грунте следует:
— ежемесячно проверять (визуально) ходовую систему и защитные устройства трактора, а также крепление сливных пробок картеров двигателя, заднего и переднего мостов, бортовых редукторов, ведущих колес;
— устранять обнаруженные неисправности.
При техническом обслуживаниитрак-тора, эксплуатируемого в высокогорных условиях, должны быть изменены цикловая подача топлива и производительность насоса системы питания двигателя в соответствии со средней высотой расположения трактора над уровнем моря.
При техническом обслуживании трактора на болотистых почвах необходимо:
— ежесменно проверять и при необходимости очищать наружную поверхность системы охлаждения и смазочной системы:
— при работе в лесу трактор очищать от порубочных остатков;
— после преодоления водных препятствий или заболоченных участков местности проверять наличие воды в агрегатах трансмиссии и ходовой системы, а при обнаружении ее необходимо заменить масло.
Приемы технологических процессов обслуживания
Высококачественное выполнение технического обслуживания зависит от соблюдения передовой технологии его проведения. Практически в каждой инструкции по эксплуатации тракторов приводится технологическая карта, определяющая последовательность и продолжительность выполнения операций технического обслуживания. Безусловно, что для тракторов каждой марки технология процесса его обслуживания имеет специфический характер. Вместе с тем все они (т. е. технологии) содержат типовые операции обслуживания, присущие каждому трактору, которые условно можно разделить на подготовительные, основные и заключительные операции.
Подготовительные объединяют в себе операции общего характера, такие как мойка трактора, оценка технического состояния его составных частей и сборочных единиц с целью уточнения необходимого перечня предстоящих операций обслуживания, выработка и уточнение плана обслуживания.
Назначение мойки, проводимой обычно с предварительной механической очисткой трактора,— обеспечить возможность осмотра всех составных частей и сборочных единиц трактора, в том числе состояние уплотнений их резьбовых и заклепочных соединений и др. Некачественная мойка существенно затрудняет выполнение не только осмотра трактора, но и операций технического обслуживания. Как правило, для мойки используют эстакаду, на которой устанавливают трактор. Моют холодной или подогретой водой под давлением до 2 МПа (20 кгс/см2), что способствует выполнению этой операции с наименьшими затратами воды. Для экономии применяют моечные установки с повторным использованием воды по замкнутой схеме, т. е. вода поступает в отстойники-разделители, где из нее выделяются нефтепродукты и грязь, после чего она вновь пригодна для использования.
Техническое состояние составных частей и сборочных единиц трактора оценивают предварительным диагностированием, включающим в себя операции, с помощью которых можно выявить изменения отдельных сборочных единиц тракторов, требующих соответствующего технического вмешательства, или, наоборот, не требующих такого вмешательства. Регулярное выполнение таких диагностических операций дает возможность собрать необходимую информацию по динамике изменения диагностируемых параметров после проведения ТО. Это позволяет использовать полученную информацию при составлении планов технического обслуживания и прогнозе возможности нормального функционирования трактора. На основании прогноза можно также гарантировать работоспособность трактора на период до следующего технического обслуживания или, наоборот, ограничиться меньшим сроком.
Основные операции —это непосредственное внедрение в составные части трактора, направленное на восстановление измененных параметров (изменение регулировок, снижение уровня масла в картерах, ослабление* натяжения ремней генератора, вентиля тора, компрессора и др.). От своевременного выполнения этих операций во многом зависит работоспособность трактора, техническая готовность всего парка.
Заключительные операции предназначены для контроля и проверки проведенных уже основных операций технического обслуживания. При положительном результате считается, что техническое обслуживание трактора закончено.
Очень важно так организовать выполнение ТО, чтобы работа была наиболее производительной. В этом существенную помощь оказывают операционные карты технического обслуживания и графики последовательного выполнения технологических операций обслуживания.
Особенности применения смазочных материалов, топлива и технических жидкостей при эксплуатации тракторов
Работоспособность дизелей, а также других агрегатов трактора в значительной степени зависит от качества смазочных материалов. В эксплуатации применяют моторные масла, содержащие в своем составе многофункциональные присадки. Механизмы и сборочные единицы трансмиссии, рулевого управления и ходовой системы смазывают, как правило, трансмиссионным и автотракторным маслом.
Для смазывания подшипников и других сопряжений сборочных единиц и деталей тракторов и самоходных шасси применяют консистентные смазки (солидол жировой и синтетический, консталин, графитную смазку и др.).
Летние и зимние моторные масла по вязкости делят на семь классов (6, 8, 10, 12, 14, 16 и 20), а все-сезонные (загущенные) масла на четыре (43/6; 43/8: 43/10 и 6а/10).
Для летних и зимних масел класс обозначает их вязкость в мм2/с при 100°С. Для всесезонных масел класс маркируют дробью, в которой числитель обозначает вязкость масла при —18 °С (условной цифрой 4 или 6), а знаменатель — вязкость при ,+ 100 °С.
Цифра «4» условно обозначает вязкость, находящуюся в пределах 1300…2600 мм2/с, а цифра «6» — 2600… 10 400 мм2/с. На присутствие загущенной присадки в масле указывает индекс «3» при цифре.
Масла без загущающих присадок с вязкостью 6…8 мм2/с при +100°С обычно применяют только зимой, в связи с тем что они имеют меньшую температуру застывания и большую текучесть по сравнению с маслами вязкости 10…14 мм2/с.
В зависимости от степени форсирования двигателя группы масел содержат различные присадки как по количеству, так и по характеру действия. Например, в маслах группы А содержится небольшое количество присадок; в маслах группы Б содержится уже 3…5 % присадок; в группе В—4…7 % присадок; в маслах группы Г вводится 7…12 % присадок, групп Д и Е—18…25 % присадок.
Марки моторного масла по новой классификации расшифровывают следующим образом. Масло марки М-63/10В2: М — моторное масло; 6 — класс вязкости; буква «з» — масло, загущенное вязкостной присадкой, предназначено для применения в зимнее время и как всесезонное; цифра 10 — вязкость при +100°С в мм2/с; В — масло предназначено для среднефорсиро-ванных двигателей; индекс «2» при В — принадлежность для дизелей.
Масла с меньшей вязкостью применяются в зимнее время, а с большей — в летнее. В таблице 9 в зависимости от степени форсирования двигателя рекомендуется моторное масло соответствующей группы Б, В, Г и т. д.
К малофорсированным отнесены двигатели тракторов старых моделей, которые уже не выпускаются промышленностью, но эксплуатируются в хозяйствах; к среднефорсированным — двигатели тракторов и комбайнов, составляющие основной парк машин в хозяйствах.
К высокофорсированным — высокооборотные дизели с турбонаддувом и высокооборотные карбюраторные двигатели с высокой степенью сжатия.
В соответствии с рекомендациями по применению смазочных материалов в тракторах, разработанными НАТИ и Госкомсельхозтехникой СССР, предложен ассортимент смазочных материалов и рекомендации по его применению. Их использование в эксплуатации позволяет сократить число марок масел и смазок с 50 до 28 наименований, увеличить сроки смены моторных масел и, как следствие, повысить надежность и долговечйость тракторной техники.
При выпуске новых сортов смазочных материалов, изменениях технических условий и стандартов, а также при производстве новых тракторов в рекомендации будут вноситься соответствующие коррективы.
Масла для обкатки двигателей. Для этой цели применяют масло ОМ-2, изготавливаемое на базе зимнего моторного масла ДС-8 с введением композиции присадок, состоящей из 3% дипроксида, 2% ЦИА-ТИМ-339 и 1% ПМСЯ. Это масло обладает высокими приработочными, антизадирными, моющими и антиокислительными свойствами.
Трансмиссионные масла. Основные масла, применяемые на тракторах,— ТАп-15В и ТЭп-15. Они обеспечивают работу трансмиссий большинства тракторов. Для зимней эксплуатации в условиях Севера предусмотрено масло ТСп-10. Смена масла — сезонная, один раз в осенне-зимний период.
Трансмиссионные масла можно также использовать в опорных катках и поддерживающих роликах гусеничных тракторов.
Пластичные смазки. Основные виды для тракторов — Литол-24, 1-13, ЦИАТИМ-201, солидолы (жировые и синтетические), смазка 158 (рекомендуется использовать только для подшипников закрытого типа с разовой смазкой). Б составе пластичных смазок— антифрикционные, защитные и уплотнительные.
Антифрикционные смазки: общего назначения (гидратированные кальциевые солидолы), общего назначения для применения при повышенных температурах (натриевые и натриево-кальциевые), многоцелевые, высокотемпературные, низкотемпературные, приборные, стабильные в агрессивных средах, индустриальные, полужидкие трансмиссионные.
Защитные смазки: углеводородные, мыльные, канатные.
Уплотнительные смазки: для запорной арматуры, резьбовых соединений, герметизирующие и вакуумные замазки и смазки.
Применение нерекомендованной смазки может повлечь за собой не только уменьшение срока работы сборочной единицы, но и появление аварийного состояния механизма и машины.
Топливо. Дизельные топлива изготавливают по ГОСТ 305—82 трех марок: А — арктическое, 3 — зимнее и Л — летнее.
Дизельные топлива по содержанию серы подразделяют на два вида: I — массовая доля серы не более 0,2% и II — не более 0,5% (для марки А — не более 0,4%).
В условное обозначение топлива марки Л входит массовая доля серы и температура вспышки, марки 3 — массовая доля серы и температура застывания, марки А — массовая доля серы. Например, летнее топливо с массовой долей серы до 0,2% и температурой вспышки 40 °С обозначается следующим образом: топливо дизельное Л-0,2-40; зимнее топливо с массовой долей серы до 0,2 % и температурой застывания — 35 °С записывают так: топливо дизельное 3-0,2 минус 35; арктическое топливо с массовой долей серы до 0,4% — топливо дизельное А-0,4.
Топливо с меньшим содержанием серы более высококачественно и его следует применять для более форсированных быстроходных дизелей. Не допускается использование зимних сортов дизельного топлива летом, при плюсовой температуре окружающего воздуха, как по экономическим соображениям, так и из-за высокой дефицитности зимних сортов.
Принципиальное отличие зимних сортов от летних заключается в более облегченном фрикционном составе зимнего топлива, низкой температуре застывания и меньшей вязкости, а также отсутствии фактических смол, вызывающих при низких температурах засмоление топливных фильтров, трубопроводов и других деталей и нарушающих работу дизеля вплоть до остановки.
Резко сокращает срок службы двигателя наличие в топливе сернистых соединений, образованных при сгорании топлива. Вследствие их действия образуются различные углеродистые соединения, способствующие отложению нагара на днищах поршней и зако-ксовыванию поршневых колец. В результате этого нарушается тепловой режим и сокращается срок службы двигателя.
Кроме того, сернистый и серный газы, взаимодействуя с каплями росы, оседающими на стенках цилиндров при прогреве двигателя, образуют сернистую и серную кислоты, вызывающие коррозию деталей цилиндропоршневой группы.
Для уменьшения вредного действия серы в дизельное топливо добавляют специальные присадки. Однако и в этом случае применение зимой топлива с содержанием серы свыше 0,6% влечет за собой преждевременный выход двигателя из строя.
Охлаждающие жидкости. Одни из существенных недостатков обыкновенной воды, как охлаждающей жидкости,— ее высокая температура замерзания, что затрудняет применение воды в зимнее время. Другой недостаток — наличие в воде различных солей, способных в виде накипи откладываться на поверхностях деталей водяной рубашки двигателя и ухудшать его охлаждение из-за низкой теплопроводности накипи, а также вызывать коррозионный износ деталей (особенно из алюминиевых сплавов), который приводит к потере их механической прочности и снижению надежности работы двигателя.
В связи с этим одна из важнейших задач применения воды как охлаждающей жидкости — обеспечение необходимого ее температурного состояния (зимой), предупреждение процесса образования накипи и коррозии в процессе эксплуатации.
При минусовых температурах окружающего воздуха в качестве охлаждающих применяют низкоза-мерзающие жидкости или антифризы. Следует иметь в виду, что они также не полностью удовлетворяют требованиям системы охлаждения двигателей. Антифризы имеют высокий коэффициент расширения, что вызывает необходимость неполного заполнения системы и отрицательно воздействует на уплотнительные резинотехнические изделия. Антифризы также сравнительно дороги и дефицитны. Однако положительное их качество — низкая температура замерзания, что обеспечивает надежную работу системы охлаждения при минусовых температурах окружающего воздуха, исключает размораживание деталей и сборочных единиц системы охлаждения и двигателя в целом.
Жидкости для гидравлических систем. Основные условия, в которых работают жидкости для гидравлических систем: широкое колебание температур окружающего воздуха от —60 °С до +60 °С; передача больших усилий и воздействие высоких удельных нагрузок в шестеренных насосах; запыленность и влажность окружающего воздуха; контактирование с различными металлами и их сплавами, резинотехническими и другими изделиями и т. д.
Промышленностью выпускается более 20 наименований гидравлических масел, которые получают главным образом из нефтяных дистиллатов с добавлением соответствующих присадок.
Для гидросистем в качестве рабочей жидкости наиболее широко используют веретенное масло АУ, которое имеет вязкость при + 50 °С в пределах 12…14 мм2/с и температуру застывания —45 °С.
В качестве единого гидравлического масла получило распространение МГЕ-10А, представляющее собой загущенную низкозастывающую фракцию нефтяного масла с присадкой. Оно может работать в гидравлических системах, эксплуатируемых в широких температурных пределах от —55 °С до +80…90 °С, вязкость составляет 10 мм2/с, а температура застывания —70 °С. Кроме этих, для гидросистем используют следующие масла: турбинное 22 (ГОСТ 32—74), трансформаторное (ГОСТ 982—80), индустриальные марок 12 и 20, а также новые рабочие жидкости — стеол М, ГМ-50и, АГМ.
В практике в качестве рабочей жидкости для гидросистем отдельных тракторов применяют масло, которое рекомендуется для двигателей. Следует иметь в виду, что моторное масло не в полной мере удовлетворяет требованиям надежной работы гидросистем, главным образом, из-за повышенной вязкости и неудовлетворительной вязкостно-температурной кривой, а также из-за наличия композиций присадок, обладающих большой зольностью, способствующей повышенному износу деталей.
Консервационные жидкости. Для защиты механических поверхностей механизмов и машин от коррозии получили широкое применение жидкие консервационные масла вместо пластичных смазок.
Для длительной консервации машин применяют смазку К-17 (ГОСТ 20877—76). Вязкость ее при + 100°С составляет 15…22 мм2/с, а температура застывания— —20 °С.
По ГОСТ 12328—77 выпускают консервационные масла; НГ-203А, НГ-203Б и НГ-203В, которые по внешнему виду представляют собой маслянистые жидкости коричневого, а иногда и черного цвета. У первого из них кинематическая вязкость при +100°С составляет 25…50 мм2/с, а у второго—10… 15 мм2/с. У масла НГ-203В вязкость при +50 °С составляет 25…30 мм2/с. Эти масла обеспечивают защитные кон-сервационные свойства наружных и внутренних поверхностей в течение одного года (под укрытием).
Масла с большей вязкостью применяют для защиты наружных поверхностей, а масла с меньшей вязкостью— для консервации внутренних рабочих поверхностей.
Для приготовления универсальных консервацион-ных масел, которые можно использовать также для внутренней консервации двигателей, агрегатов трансмиссий, редукторов и других механизмов, находит применение защитная присадка АКОР-1, выпускаемая по ГОСТ 15171—78.
Для получения консервационных масел к товарному рабочему маслу добавляют 5 % присадки АКОР-1, предварительно разогретой до 60…70°С и хорошо перемешанной. После залива этой жидкости в двигатель или другой агрегат необходимо дать ему возможность поработать в течение 5 мин для хорошего смазывания поверхностей. Специальной расконсервации это масло с присадкой АКОР-1 не требует. Срок защитного действия сохраняется в течение года.
Присадку АКОР-1 можно применять и как защитную жидкость для наружной консервации рабочих поверхностей. При этом в зависимости от способов хранения машин ее следует добавлять в рабочее масло от 5 до 30 % (для консервации деталей посевных машин, машин для внесения удобрений и ядохимикатов).
Жидкости для удаления нагара с деталей двигателя. Удаление нагара с поршней, поршневых колец, головок блока и других деталей — весьма трудная операция. Поэтому применяют различные моющие составы и жидкости.
В основном, моющие составы приготавливают на основе каустической соды (едкого натра) с добавлением жидкого стекла, углекислого натрия и других веществ. Однако существенный недостаток их — высокое коррозионное воздействие на детали, изготовленные из цветных металлов или сплавов, и особенно алюминиевых. Кроме того, эти моющие составы токсичны. Поэтому их применение требует особой осторожности и внимательности.
Для удаления углеродистых веществ (нагаров) с поршней и других деталей приготавливают моющий состав жидкости, в котором очищаемые детали выдерживают 2…3 ч при нагреве до температуры 80…85 °С.“После этого нагарные отложения легко счищаются с деталей.
Моющий состав приготавливают добавлением к 10 л воды 100 г хозяйственного мыла, 100 г жидкого стекла, 100 г кальцинированной соды и 10 г хромпика.
Рекомендуется применять и синтетические моющие средства, которые по сравнению со щелочными растворами не корродируют металлические поверхности, обладают способностью значительно снижать поверхностное натяжение, хорошо проходят в поры нагара, чем и обеспечивают легкость их смыва. Они нетоксичны и невзрывоопасны. Среди них наибольшее распространение получают моющие смеси МС-5, МС-б, МС-8, МС-15. Это смеси неионогенных поверхностно-активных веществ с добавлением активных соединений в виде триполифосфата натрия, кальцинированной соды и других соединений. Эти моющие средства используют в виде 1 …2,5 %-ных водных растворов при температуре 80…90 °С (при мойке вручную в ваннах—40…45 °С).
Выбор структуры технологического оборудования. Стационарные и мобильные средства
Важный фактор, обеспечивающий повышение культуры производства, качества работ и снижение затрат на проведение технических обслуживаний,— процесс механизации выполняемых работ. Это позволяет в конечном счете повысить производительность машинно-тракторного парка, увеличить срок его службы, сократить расход топлива, снизить затраты на содержание техники, улучшить экономические показатели ее использования и т. д.
Степень механизации может быть самой различной в зависимости от специфики проводимых работ и доли участия в них инженерно-технических служб хозяйств. Разнообразие условий работы и связей со специализированными предприятиями предопределяет необходимость индивидуального подхода и выбора средств механизации работ при профилактическом обслуживании тракторов.
Совокупность технических средств, предназначенных для обслуживания машинно-тракторного парка, представляет собой составную часть общей ремонтно-технической базы хозяйства.
В состав ремонтно-технической базы хозяйства входят: производственно-техническая база центральной усадьбы, включающая центральную ремонтную мастерскую; автогараж с профилакторием; нефтесклад; машинный двор; производственно-техническая база отделений (бригад), включающая стационарные пункты технического обслуживания, нефтесклады или посты заправки отделения, места хранения техники и др.
Производственно-техническая база центральной усадьбы — основа. На ней располагают, как правило, и передвижные средства обслуживания. В отдельных случаях эти средства периодически (по потребности) могут находиться в подразделениях.
В соответствии с действующим перечнем проектов сельскохозяйственных производственных предприятий, зданий и сооружений последние разрабатываются для хозяйства с парком 25, 50, 75, 100, 150, 200 тракторов.
Любое обслуживание тракторов предусматривает прежде всего их очистку и мойку, которые проводят на эстакадах или специальных площадках.
ГОСНИТИ разработаны различные варианты моечных установок и машин, предназначенных для наружной очистки тракторов, автомобилей, комбайнов и других сельскохозяйственных машин на открытых площадках.
Моечная машина ОМ-5359-КГКБ состоит из насоса высокого давления, теплообменника, баков для топлива и моющего раствора, вентилятора, напорного рукава с гидромонитором, блоков автоматики и защиты. Она размещена на тележке, закрытой кожухом с откидывающимися дверцами,
Эксплуатация машины допускается только при плюсовой температуре воздуха.
Моечная машина ОМ-5360-КГКБ состоит из насоса высокого давления, водяного котла с электроподогревом, напорного рукава с гидромонитором, блока автоматики и защиты.
Эксплуатация машины допускается только при плюсовой температуре воздуха.
Моечная машина ОМ-5361 смонтирована на тележке и состоит из насоса высокого давления, электропривода, напорного рукава, гидромонитора и системы автоматики.
Эксплуатация машины допускается только при плюсовой температуре воздуха.
Моечная машина ОМ-5362-КГКБ смонтирована на тележке и состоит из насоса высокого давления, электропривода, напорного рукава, гидромонитора и системы автоматики.
Эксплуатация машины допускается только при плюсовой температуре.
Моечная установка 1112 состоит из вихревого пятиступенчатого насоса, электродвигателя, двух напорных шлангов с моечными пистолетами, всасывающего шланга с фильтром и обратным клапаном. Установка смонтирована на платформе на трех колесах, переднее колесо полноповоротное.
Установка может работать с питанием от водопроводной сети или водоема. В процессе мойки в зависимости от потребности можно регулировать напор воды.
Установка высокого давления ОМ-5285 5предназна-чена для наружной очистки тракторов, автомобилей, сельскохозяйственных машин, а также очистки их агрегатов, сборочных единиц и деталей на ремонтных предприятиях, в мастерских, на станциях технического обслуживания, на пунктах технического обслуживания и в гаражах.
Установка состоит из корпуса, баков для холодной и горячей воды, бака для моющих средств, топливного бака, насоса высокого давления, насоса низкого давления, электропривода, теплообменника, гидромонитора и панели управления.
Высокое давление жидкости, возможность ее нагрева до +80 °С, комплект сменных насадок, дающих различные формы струи, обеспечивают полное удале* ние наружных масляных и легких смолистых загрязнений и обусловливают широкое применение установок.
Струйная мобильная моечная машина ОМ-5361
предназначена для наружной очистки тракторов, автомобилей, сельскохозяйственных машин, а также их агрегатов, сборочных единиц и деталей струей холодной воды. Она применяется на ремонтных предприятиях, в мастерских общего назначения, на станциях технического обслуживания, на пунктах технического обслуживания, и в гаражах. Машина состоит из рамы, насоса высокого давления, электродвигателя и гидромонитора.
Высокое давление, комплект сменных насадок, дающих различные формы струи, обеспечивают эффективную наружную очистку машин холодной водой.
Основные сведения и технические характеристики приборов и приспособлений, входящих в стационарные и передвижные комплекты, даны в прилагаемой к ним технической документации, а правила их использования и эксплуатации изложены в специальной литературе по технологии технического обслуживания и диагностирования тракторов, издаваемой ГОСНИТИ.
Для технического обслуживания на стационарных постах (участках) выпускают комплект оснастки рабочего места мастера-наладчика ОРГ-4999А, также разработанный ГОСНИТИ.
В комплект входят: верстак с набором слесарного инструмента; приборы, приспособления и инвентарь для проведения диагностических, регулировочных, разборочно-сборочных работ; столик-приставка для размещения приборов и приспособлений по обслуживанию дизельной топливной аппаратуры; шкаф для крупногабаритных приспособлений и инвентаря; моечная установка и передвижная тележка с набором инструмента.
Верстак и столик-приставка снабжены металлическими выдвижными ящиками с регулируемыми перегородками для размещения различных по габаритам инструментов и приборов.
Для удобства пользования инструмент размещают на специальной панели верстака.
Установка для мойки деталей имеет бак для моющей жидкости вместимостью 100 л, три трубчатых электронагревателя мощностью 1 кВт для подогрева моющей жидкости до +60°С, электронасос для принудительной подачи жидкости к моечной щетке, пистолет для обдува вымытых деталей сжатым воздухом.
В смену можно обслужить четыре-пять тракторов.
При массе 900 кг занимаемая рабочая площадь 80…100 м2.
Участки (посты) обслуживания комплектуют также следующим оборудованием.
Установка ОМ-2871А для принудительной промывки смазочной системы тракторных двигателей.
Установка состоит из бака-основания с колесами, разделенного перегородкой на две емкости: для моющей жидкости и моторного масла.
Для принудительной подачи моющей жидкости и смазки в смазочную систему двигателя служит лопастной насос с электродвигателем. Жидкости нагнетают в двигатель по напорному шлангу, имеющему специальные сменные штуцеры для подключения к смазочной системе двигателя, и сливают в бак через специальную воронку.
Моющую жидкость подогревают в установке с помощью электронагревателей до температуры + 60… + 70 °С. Температуру контролируют и поддерживают в определенных пределах при помощи термометра и терморегулятора. Пускорегулирующая электроаппаратура расположена в шкафу управления.
Установка 03-4967М для механизированной выдачи свежих и сбора отработанных масел, смазывания составных частей, подкачки шин и обдувки деталей сжатым воздухом при техническом обслуживании тракторов.
Состоит из трех секций, выполненных в виде шкафов, устанавливаемых вместе или раздельно, в которых размещено технологическое оборудование и аппаратура управления: емкости для хранения свежих, отработанных масел и смазочного материала; насосные установки; натяжные устройства для укладки рукавов; раздаточные и заборные рукава с кранами и наконечниками; пистолет-солидолонагнетатель; кнопочные посты (кнопки «Пуск» и «Стоп»); краны управления; ящик со вспомогательным оборудованием.
Свежее масло выдается с помощью маслоразда-точных кранов, к которым оно подается насосами из емкостей.
Привод насосных установок — от сети переменного тока. Управление работой — ручное (обслуживает один человек).
Составные части машин смазывают с помощью ручного пистолета-солидолонагнетателя под действием сжатого воздуха, поступающего из внешней пневматической магистрали.
Передвижная установка 03-9902А для механизированной выдачи свежих и сбора отработанных масел, смазывания составных частей машин, нанесения жидких антикоррозионных покрытий, подкачки шин, обдувки деталей сжатым воздухом при техническом обслуживании, а также при постановке техники на хранение.
Установка состоит из рамы с прицепным устройством. На раме размещены емкости для свежих, отработанных масел и смазочного материала; компрессорная установка; электрический шкаф; щит управления; пистолет-солидолонагнетатель; раздаточные и заборные рукава с кранами и наконечниками; ящик для хранения инструмента и вспомогательного оборудования.
В комплект установки входят также заправочные рукава с наконечниками, аппарат для нанесения антикоррозионных покрытий, обдувочный пистолет, малый набор инструментов ПИМ-1516А и запасные части.
Оборудование установки смонтировано на раме в открытом исполнении, кожухом закрыт только щит управления с раздаточными рукавами.
В соответствии с назначением установка работает в двух основных режимах: разрежения или нагнетания, создаваемых с помощью компрессорной установки.
Управление работой установки — ручное с помощью специальных кранов и кнопочного поста, смонтированных на передней панели щита управления. Масса установки 460 кг, габарит 1520X825X1260 мм (без прицепного устройства).
Электромеханический солидолонагнетатель 03< 9903 для смазывания подшипников тракторов, комбайнов, автомобилей и сельскохозяйственных машин. Он имеет корпус, бункер для солидола, насос высокого давления, электродвигатель, напорный рукав со смазочным пистолетом. Для удобства перемещения солидолонагнетатель смонтирован на колесах. Для подключения к электросети солидолонагнетатель снабжен кабелем-вилкой для подключения к трехфазной сети. Электродвигателем управляют с помощью кнопочной станции, смонтированной на корпусе солидо-лонагнетателя. Масса 54 кг, габариты 680Х690Х Х380 мм.
Стационарный компрессор М — 455-В2 для питания сжатым воздухом пневматических солидолонагне-тателей, пистолетов-распыливателей, воздухоразда-точных колонок для накачки шин, привода пневматического инструмента и другого оборудования, при использовании которого необходим сжатый воздух.
Компрессор состоит из собственно компрессора, Электродвигателя, пневморазгружателя и рессивера.
Пневматический разгружатель облегчает работу электродвигателя во время пуска компрессора.
Рессивер снабжен отстойником, пробкой для спуска конденсата, двумя предохранительными клапанами, обратным клапаном, автоматическим выключателем, манометром для контроля давления воздуха, раздаточными вентилями. Рабочее давление 1 МПа (10 кгс/см2). Частота вращения коленчатого вала 1050 об/мин, масса 360 кг, габариты 1786Х550Х X 1310 мм.
Заправочный агрегат топливосмазочными материалами 03-4795. Заправка тракторов и комбайнов топливом и смазочными материалами входит в число операций ЕТО и по затратам труда и времени наиболее трудоемкая и длительная.
В целях экономии времени и уменьшения трудоемкости при заправке машин начат выпуск механизированных заправочных агрегатов 03-4795, 03-5467 (тип M3-3904) на шасси автомобиля ГАЗ-53А.
Заправлять трактор, комбайн и другие самоходные машины с помощью механизированного заправочного агрегата 03-4795 удобно, экономно и безопасно.
Механизированный заправочный агрегат дает возможность выполнить весь комплекс операций (транспортировка, заправка и учет нефтепродуктов) одному человеку.
Применение закрытого способа заправки почти полностью устраняет возможность попадания загрязнений и механических примесей в заправочные емкости машин и потери нефтепродуктов.
Тележка для хранения инструмента ОРГ-70-7878-1094 — для хранения и транспортирования к рабочему месту инструмента и приспособлений для разборочно-сборочных и регулировочных работ при техническом обслуживании и текущем ремонте тракторов.
Тележка состоит из основания, установленного на три обрезиненных колеса, трех полок, перемещающихся по направляющим стойкам, и комплекта инструмента ПИМ-4839А.
В рабочем положении полки фиксируются на направляющих стойках. Верхняя полка выполнена в виде столика, на котором удобно разложить инструмент, используемый в работе.
Грузоподъемность тележки 50 кг, высота подъема верхней полки 800 мм, масса 25 кг, габариты 675X X436×945 мм.
Набор инструмента для технического обслуживания ПИМ-4839А — для выполнения разборочно-сборочных, регулировочных и слесарных работ. Набор размещается в переносном раздвижном металлическом ящике. Масса набора (с ящиком) 21 кг, габариты 502X200X200 мм.
Для разогрева масла в картерах двигателей, коробках передач и задних мостах, а также для заправки системы охлаждения тракторов горячей водой в зимнее время предназначены подогреватели.
Пароподогреватель 03-3973 — для разогрева паром основных агрегатов и сборочных единиц тракторов и заправки горячей водой системы охлаждения в зимнее время. Он состоит из водогрейного бака с барботажным подогревательным устройством и комплекта пароподогревательных устройств, устанавливаемых при разогреве на тракторе.
С помощью пароподогревателя можно разогревать масло в картере двигателя и трансмиссии, блок и головку блока цилиндров с последующей заправкой системы охлаждения горячей водой.
Систему пароразводки устанавливают на трактор на весь зимний период при проведении СТО-ОЗ.
Электроподогреватель 03-3974 — для разогрева масла в картере двигателя и приготовления горячей воды в отдельном теплоизолированном баке с последующей механизированной заправкой ее в систему охлаждения трактора в зимнее время.
Электроподогреватель состоит из корпуса, водогрейного котла с электродным водонагревателем, ручного насоса, электроаппаратуры и соединительных кабелей с трубчатыми электронагревателями картер-ного масла.
Газовая установка 03-8809 —для разогрева масла в картерах трансмиссии и двигателя перед пуском, а также для нагрева воды и последующей заправки ею системы охлаждения обслуживаемых тракторов при кратковременном хранении на открытой стоянке в холодное время года.
Установка состоит из размещенных в корпусе водогрейного котла, баллонов с газом, ручного насоса и комплекта горелок инфракрасного излучения с газовыми шлангами.
Площадка с установкой должна быть оборудована противопожарным инвентарем.
Агрегат технического обслуживания АТО-4822 — для выполнения в полевых условиях ТО-1 и ТО-2 тракторов, самоходных шасси и сельскохозяйственных машин.
Агрегат смонтирован на шасси автомобиля ГАЗ-52-01. На раме агрегата размещены емкости для дизельного топлива, воды, моторного масла, промывочной жидкости, бензина, отработанного моторного масла и использованной промывочной жидкости, а также насос для наружной мойки машин и компрессор.
Компрессор имеет привод от двигателя автомобиля через коробку передач, коробку отбора мощности, карданный вал и клиноременную передачу.
Агрегат также оборудован пневматическим соли-долонагнетателем; фильтром тонкой очистки дизельного топлива; жидкостным подогревателем воды; откидной ванной для мойки деталей; откидным столом со слесарными тисками; раздаточными рукавами на самонаматывающихся барабанах; раздаточными устройствами; всасывающими рукавами для воды и нефтепродуктов; набором приборов, инструмента, приспособлений и инвентаря; противопожарным оборудованием и заземляющим устройством.
Агрегат технического обслуживания АЮ-1500Г — для технического обслуживания тракторов. Он установлен на шасси двухосного тракторного прицепа 2ПТС-4М, транспортируемого к месту работы любым трактором.
Агрегат технического обслуживания АТО-99661.
Он смонтирован на шасси автомобиля ГАЗ-66 или ГАЗ-52-01 и предназначен для выполнения в полевых условиях работ по ТО-1 и ТО-2 в период весенне-летней эксплуатации при температуре окружающей среды от 0° до +40 °С.
Конструкция агрегата позволяет механизированно дозаправлять машины смазочными материалами и водой; смазывать подшипники сборочных единиц консистентной смазкой; менять отработанные масла; продувать радиаторы, фильтры и трубопроводы сжатым воздухом; подкачивать шины; мыть машины, сборочные единицы и детали.
Наличие на агрегате набора слесарного инструмента и приспособлений позволяет производить де-монтажно-монтажные, слесарные и регулировочные работы. Обслуживает агрегат один человек.
Для устранения технических неисправностей тракторов в полевых условиях применяют ремонтные мастерские МПР-3901, ЛуАЭ-37031, «Алтай» МТП-817М.
Оборудование мастерских позволяет выполнять разборочно-сборочные, регулировочные, слесарные, грузоподъемные, сварочные, столярные и другие работы; производить ряд контрольных операций (проверку технического состояния двигателя, шасси и других агрегатов).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Профилактические воздействия по поддержанию работоспособности тракторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы