Цель технического обслуживания ПТМ — поддержать их работоспособность или исправность в период между очередными плановыми ремонтами, а также увеличить общий срок службы машин.
Техническое обслуживание подразделяют на пять видов, основными среди которых являются техническое обслуживание при использовании (ТО-1) и периодическое техническое обслуживание (ТО-2).
В состав ТО-1 входят следующие виды ежесменных, ежесуточных и еженедельных работ: уборочно-моечные; смазочные; крепежные; регулировочно-наладочные; снабжение машины топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью; устранение мелких отказов и повреждений; проверка в действии блокировочных устройств и приборов безопасности; проверка и опробование в действии подъемно-транспортной машины, ее механизмов и систем. Техническое обслуживание ТО-1 проводят в течение рабочей смены машины.
В состав ТО-2 входят 2 группы работ: обязательные, содержащие расширенный комплекс работ технического обслуживания ТО-1; по потребности, содержащие ремонтные работы незначительного объема по предупреждению и устранению отказов и повреждений узлов и деталей машины.
Техническое обслуживание ТО-2 проводят через определенные интервалы наработки, установленные ПТЭ, по планам-графикам, утвержденным главным инженером порта.
Техническое обслуживание ПТМ при ожидании использовании по назначению состоит из ежесуточных и еженедельных работ, аналогичных ТО-1.
Техническое обслуживание ПТМ при ожидании ими ремонта не проводят.
Периодичность технического обслуживания в процессе хранения машины равна 1 мес., оно заключается в проверке технического состояния машины путем осмотра, проверке надежности антикоррозионной защиты и устранения обнаруженных повреждений. При подготовке к хранению и после его окончания проводят работы ТО-2, измерение сопротивления изоляции электрооборудования и консервацию (расконсервацию) узлов.
Техническое обслуживание при транспортировании аналогично ТО при хранении (консервацию машины проводят только при продолжительности ее транспортирования больше месяца).
Периодичность и номенклатуру работ по техническому обслуживанию ТО-1 и ТО-2 ПТМ, а также допускаемую продолжительность их простоя для выполнения ТО-2 регламентируют ПТЭ и заводские инструкции по эксплуатации.
Так ТО-2 вилочных погрузчиков необходимо проводить через 200 ч работы, а кранов — через 500(3 (|3 — коэффициент режима работы, равный 1,5; 1 и 0,75 для легкого, среднего и тяжелого режимов работы соответственно). Допускаемый простой на ТО-2 вилочного погрузчика 1 сут, берегового крана— 2 сут, плавучего — 3 сут.
Нормативная трудоемкость работ ТО-1 установлена в чел.-ч. на 1 ч работы машины раздельно по механическому и электрическому оборудованию.
Например, норматив на ТО-1 механического оборудования портальных и плавучих кранов грузоподъемностью до 10 т равен 0,21 чел.ч/ч, а для кранов грузоподъемностью более 10 т — 0,27 чел.-ч/ч; для авто и электропогрузчиков — соответственно 0,08 и 0,035> чел.-ч/ч.
Для упрощения оплаты труда портовым рабочим норматив ТО-1 для портальных кранов разделен на ежесменные, ежесуточные и еженедельные работы. При этом на ежесменные работы ТО-1 установлено 0,5 чел.-ч независимо от грузоподъемности крана.
Нормативная трудоемкость ТО-2 установлена в чел.-ч на одно обслуживание также с разбивкой на механическое и электрическое оборудование.
Для указанных выше групп кранов норматив ТО-2 на механическое оборудование составляет 70 и 90 чел.ч, для авто и электропогрузчиков — 22 и 18 чел.-ч соответственно.
Организация технического обслуживания перегрузочных машин зависит от характеристик парка ПТМ, условий работы машин и формы их использования по назначению.
Работы ТО-1 выполняет один рабочий, имеющий специальность слесаря или электрика; в ТО-2, как правило, участвуют рабочие четырех специальностей; слесари, электрики, электросварщики и станочники. При этом часть слесарных работ выполняет экипаж машины или члены комплексных бригад, остальные — рабочие технического обслуживания и ремонта.
Оптимальную численность рабочих 5ЕМ для технического обслуживания и непланового ремонта основных типов со береговых подъемно-транспортных машин находят в зависимости от следующих характеристик парка ПТМ: количества машин ; коэффициента использования их по времени Ка ; коэффициента заменяемости Зт; убытков за 1 ч простоя машин на неплановом ремонте.
Из слесарей, электриков и, частично, электросварщиков в портах создают специальные ремонтно-наладочные бригады (РНБ), которые подчинены групповому инженеру (инженеру-электрику) и обслуживают закрепленные за ним машины.
Распределение обязанностей по техническому обслуживанию машин между членами РНБ возложено на бригадира, который также несет ответственность за регулярность и качество выполняемых работ. Как правило, за каждым членом РНБ закрепляют одну или несколько машин группы, за техническое состояние которых он несет личную ответственность.
Ежемесячные работы ТО-1 в полном объеме выполняют операторы (крановщики, водители, машинисты), управляющие машиной в данную смену, независимо от формы использования машины по назначению и продолжительности ее работы.
Ежесуточные и еженедельные работы ТО-1, а также смазочные работы должны выполнять:
— при использовании машины комплексными бригадами — член РНБ, закрепленный за данной машиной;
— при использовании машины экипажем — член экипажа. Каждый член экипажа обслуживает определенную группу узлов, а общая ответственность за техническое состояние машины возлагается на командира экипажа.
Работы ТО-2, а также устранение отказов (неплановые ремонты) должны выполнять:
— при использовании машины комплексными бригадами портовых рабочих — члены РНБ с обязательным участием портовых рабочих, закрепленных за данной машиной;
— при использовании машины экипажем — члены экипажа с участием рабочих технического обслуживания и ремонта из состава РНБ или ремонтно-механических мастерских.
Количество портовых рабочих и рабочих технического обслуживания и ремонта, привлекаемых на выполнение конкретного ТО-2 или непланового ремонта, определяет групповой инженер исходя из трудоемкости работ и имеющейся численности РНБ с учетом наличия крановщиков (водителей, машинистов) в комплексных бригадах.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Организация и планирование технического обслуживания"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы