Перевозка грузов автотранспортными предприятиями осуществляется в соответствии с народнохозяйственным планом по договорам между грузовладельцами и автотранспортным предприятием.
При этом на автотранспортное предприятие возлагается обеспечение подачи технически исправных транспортных средств, соответствующих роду перевозимых грузов, в количествах и сроки, предусмотренные договором или предварительной заявкой.
По характеру перевозок автотранспортные предприятия бывают грузовые, пассажирские и смешанные, а по принадлежности и назначению— общего пользования, обслуживающие клиентуру независимо от ведомственной принадлежности, и ведомственные, выполняющие перевозки только для организаций, в состав которых эти предприятия входят.
Основными задачами автотранспортного предприятия являются! организация и выполнение перевозок в соответствии с планом; хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава; подбор, расстановка и повышение квалификации кадров, организация труда; планирование и учет производственно-финансовой деятельности; материально-техническое снабжение; содержание и ремонт зданий, сооружений и оборудования.
Для выполнения этих задач на автотранспортных предприятиях предусмотрены службы эксплуатации, техническая и управления.
Основные показатели работы подвижного состава. Работа автомобилей характеризуется следующими основными технико-экономическими показателями (измерителями): коэффициент технической готовности парка, коэффициент выпуска на линию (использование парка), коэффициент использования рабочего времени, скорость движения, коэффициент использования пробега и грузоподъемности.
При работе автомобиля на линии различают пробеги: общий, с грузом, порожний и нулевой.
Общий пробег — это расстояние в километрах, проходимое автомобилем в течение рабочего дня.
Пробег с грузом (пассажирами) является производительным пробегом.
Порожний пробег — это пробег автомобиля без груза (пассажиров) между пунктами разгрузки и погрузки (высадки и посадки).
Нулевой пробег — это пробег автомобиля от парка до пункта погрузки (посадки) и с последнего пункта разгрузки (высадки) до парка, а также поездки на заправку топливом.
Особенности перевозки различных грузов.Погрузочно-разгрузочные работы состоят из основных и дополнительных операций. К основным операциям относят: перемещение груза с места его хранения, погрузку на подвижной состав, разгрузку, перемещение груза к месту его доставки и укладку. Дополнительные операции составляют затаривание и маркировка, взвешивание или обмер грузов, увязка и укрытие груза, оформление документов на прием и сдачу груза.
В целях сокращения простоев автомобиля под погрузкой и разгрузкой применяются различные устройства и механизмы стационарные (транспортеры, бункеры, краны, тали) или передвижные. К передвижным относятся различные самоходные погрузчики и подъемные краны, устанавливаемые непосредственно на автомобилях.
Перевозка сельскохозяйственных грузов может осуществляться на обычных грузовых автомобилях, а также на специализированном подвижном составе. Например, при перевозке зерна эффективно используются автопоезда-зерновозы, состоящие из автомобиля-тягача и полуприцепа-самосвала, имеющего крышу для защиты от атмосферных осадков. Для перевозки комбикормов используются автомоби-ли-комбикормовозы, оборудованные специальным кузовом на базе автомобиля-самосвала. Перевозка овощей, сена, соломы, хлопка и других легковесных сельскохозяйственных грузов осуществляется на автомобилях-самосвалах с увеличенной высотой кузова.
В целях осуществления перевозки грузов в кратчайшие сроки погрузочно-разгрузочные работы механизируются путем использования специальных погрузчиков (свеклопогрузчики,зернопогрузчики, транспортеры, элеваторы, механические лопаты, автомобилеоп-рокидыватели и др.).
Перевозка строительных грузов включает перевозку грунта, карьерных материалов, строительных ферм и панелей, кирпича, строительных растворов и др. Для перевозки перечисленных грузов, как правило, применяется специализированный подвижной состав. На автомобилях-самосвалах перевозится песок, щебень, гравий, бутовый камень, асфальт, строительные растворы, грунт из котлованов. На строительных площадках и в карьерах при постоянной работе автомобильной бригады с одним и тем же комплектом погрузочного оборудования хорошие результаты дает комплексно-бригадный метод. Например, при перевозке из котлована создается комплексная бригада из нескольких водителей и машинистов экскаваторов, при этом водитель-бригадир получает наряд с указанием объема и срока работы, а также суммы зарплаты Еодителям. При выполнении наряда зарплата распределяется между водителями бригады в соответствии с фактическим количеством ездок с грузом. Такой метод создает личную заинтерессванность каждого члена бригады и способствует повышению производительности труда.
Перевозка цемента осуществляется автомобилями-цементовозами, на которых выгрузка цемента производится при помощи сжатого воздуха, подаваемого от компрессора, установленного на автомобиле. Дальность подачи цемента до 50 м по шлангу, на высоту до 25 м.
Строительные панели и фермы перевозят на специальных панелевозах и автопоездах-фермовозах, буксируемых тягачами. Автопоезд-фермовоз состоит из автомобиля тягача и полуприцепа роспуска. При перевозке строительных растворов и асфальта используют самосвалы, кузова которых в зимний период утепляют матами или подогревают отработавшими газами. Кроме того, применяют и специальные автомобили-растворовозы.
Перевозка продовольственных и промышленных товаров требует во многих случаях специально оборудованного подвижного состава.
Для перевозки хлебобулочных изделий используют специальные фургоны и прицепы-фургоны. Фургон оборудован специальными направляющими для установки лотков с хлебом и принудительной вентиляцией. Перевозка скоропортящихся продуктов в охлажденном или замороженном состоянии осуществляется в изотермическом кузове. Наружная обшивка кузова из листовой стали, внутренняя — оцинкованная, пространство между ними заполняется пенопластом или мипором. Мясные туши подвешиваются в кузове на специальных крюках.
Молоко перевозят в цистерндх-молоковозах. Для заполнения секций цистерны молоком в них создается разрежение от работающего двигателя тягача, а слив молока осуществляется самотеком.
Муку перевозят в мешках на грузовых автомобилях, кузова которых оборудованы крышками и в специальных цистернах на полуприцепах. Цистерну загружают мукой через люки, а разгружают за счет давления воздуха до 0,2 МПа (2 кгс/см2), создаваемого компрессором автомобиля тягача.
Готовая одежда перевозится автомобилями-фургонами, оборудованными вешалками.
Рис. 135. Автоцистерны для перевозки молока (а) и муки (б).
Централизованные перевозки грузов в настоящее Еремя полу, чили широкое распространение как внутри населенного пункта (города), так и между городами. Они характеризуются тем, что автотранспортное предприятие, кроме представления транспортных средств, принимает на себя и функции экспедирования, освобождая от этих обязанностей грузоотправителей и грузополучателей.
При централизованных перевозках получатель груза не участвует в транспортном процессе и несет ответственность лишь за разгрузочные работы. Получение груза в пункте погрузки, его оформление и экспедирование осуществляет транспортная организация, при этом роль экспедитора выполняет, как правило, водитель.
Централизованные перевозки грузов — прогрессивная форма организации автомобильных перевозок, имеющая ряд существенных преимуществ. При централизованных перевозках сокращаются простои подвижного состава при погрузке и разгрузке, так как создаются условия для механизации этих работ, сокращаются простои в ожидании получения грузов. При централизованных перевозках высвобождается большое количество грузчиков, экспедиторов И агентов, что способствует более эффективному использованию специализированного подвижного состава, лучшей маршрутизации перевозок, повышает производительность транспортных средств и культуру обслуживания клиентуры.
Перевозка пассажиров. Перевозка пассажиров осуществляется автобусами и легковыми автомобилями такси.
Автобусные перевозки могут быть городские, пригородные, междугородные и туристско-экскурсионные. Городские, пригородные и междугородные перевозка осуществляются автобусным транспортом общего пользования по расписанию.
Таксомоторные перевозки различают двух видов — по индивидуальным маршрутам, назначаемым пассажирами, и маршрутные, выполняющие перевозки по установленным маршрутам и расписаниям. Для индивидуальных перевозок используются легковые автомобили, а для маршрутных — автобусы особо малой вместимости.
Служебные поездки на легковых автомобилях такси работниками предприятий и учреждений оплачиваются проездными талонами разного достоинства по километражу проезда, которые приобретаются в автотранспортных предприятиях с предварительной оплатой по безналичному расчету за счет и в пределах лимитов, установленных вышестоящими организациями. Заказчик на обороте каждого талона ставит свою печать и фамилию лица, которому выдан талон. По окончании поездки талоны вручаются водителю на общее расстояние, соответствующее показанию таксомотора. При нехватке талонов доплата производится наличными деньгами.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Организация перевозок грузов и пассажиров"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы