Осуществление системы планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта должно обеспечивать высокую техническую готовность подвижного состава при наименьших затратах на его содержание.
Чтобы своевременно и высококачественно выполнить предусмотренные Положением виды технического обслуживания и снизить количество текущих ремонтов необходима соответствующая организация производства и труда. В этом случае не только повышается уровень технического состояния парка, но и снижается стоимость технического обслуживания и ремонта, более эффективно используются материальная база, кадры и другие резервы автохозяйства.
Агрегатно-участковый метод организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в автохозяйствах
За последние годы на автотранспорте получила распространение новая форма организации производства и труда — агрегатно-участковый метод организации технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.
При этом методе в автохозяйстве организуют производственные участки, на которые возлагаются все работы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава. При этом каждый производственный участок выполняет работы по одному или нескольким агрегатам и механизмам автомобиля во всех видах воздействия (ТО-1, ТО-2 и ТР). Так, например, рабочие производственного участка, выполняющие работы по двигателю, производят их на постах технического обслуживания (ТО-1 и ТО-2), на постах текущего ремонта и отделении ремонта двигателей агрегатного цеха.
Производственные участки, специализирующиеся на обслуживании и ремонте определенных агрегатов, механизмов и систем автомобиля, считаются основными, а специализирующиеся по видам работ (жестяницким, сварочным, медницким, кузнечным, слесарно-механическим и др.), обслуживающие основные участки, — вспомогательными.
Для крупных и средних автохозяйств организуют восемь производственных участков с соответствующим распределением работ между ними.
При незначительном среднесуточном пробеге и малом количестве автомобилей в автохозяйстве, определяющих малый объем работ производственных участков и недоиспользование на них рабочих, количество производственных участков за счет их объединения может быть сокращено до четырех.
В этом случае объединяются I и II участки, III и VI и V и VII. Моечно-уборочные работы в самостоятельный производственный участок не выделяются. Данный вид обслуживания выполняется водителями.
Работы, закрепленные за основными производственными участками, выполняются на постах технического обслуживания и ремонта автомобилей.
При выполнении технического обслуживания на поточных линиях его организуют в самостоятельный участок (например, ЕО и ТО-1) или закрепляют за соответствующими производственными участками специализированные посты линии или рабочие места, если возможна их полная загрузка.
При данной организации производства технического обслуживания и ремонта повышается ответственность исполнителей, а значит, и качество работы и надежность автомобилей.
Рис. 1. Схема управления производством при агрегатно-участковом методе технического обслуживания и ремонта
Управление производством технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей в автохозяйствах при агрегатноучастковом методе осуществляется по схеме.
В соответствии с данной схемой главный инженер осуществляет общее руководство производством. Начальник производства организует производство и эффективный его учет. На него возлагаются мероприятия, направленные на повышение качества технического обслуживания и ремонта подвижного состава, снижение простоев автомобилей в текущих ремонтах, снижение стоимости технического обслуживания и ремонта и др.
Диспетчер производства осуществляет оперативное руководство всеми работами на постах технического обслуживания и ремонта автомобилей и отвечает за своевременную подготовку автомобиля к выпуску. Механик контрольного пункта контролирует техническое состояние автомобилей как по возвращении с линии, так и при выпуске после технического обслуживания или ремонта. Начальник отдела главного механика (мастер, бригадир) обеспечивает ремонт оборудования, зданий и сооружений.
Производственный участок возглавляет и руководит им бригадир, мастер или начальник (в зависимости от назначения и объема работы участка). Руководитель организует работу участка, закрепляет рабочих по видам технического обслуживания и ремонта, перемещает рабочих с одного вида работ на другой, обеспечивает их неснижаемым фондом запасных частей, материалов и агрегатов и проводит мероприятия по повышению качества технического обслуживания и ремонта.
Организация процесса производства и учета
Автомобили, возвращающиеся с линии, поступают на контрольный пункт, где подвергаются осмотру технического состояния. После осмотра в зависимости от состояния автомобили направляются в зону хранения, зону обслуживания или ремонта. При этом дежурный механик снимает с табло жетон с номером автомобиля и опускает его в соответствующую ячейку настольного шкафа: «Исправные автомобили», «ТО-1», «ТО-2» и «Текущий ремонт». Исправные автомобили направляются в зону хранения или ежедневного обслуживания. Жетоны этих автомобилей и подписанные дежурным механиком путевые листы передаются в диспетчерскую отдела эксплуатации, что служит основанием считать эти автомобили технически исправными. Перед выездом на линию водителю в диспетчерской выдают путевой лист и жетон, которые он предъявляет механику контрольного пункта и получает разрешение на выезд.
На автомобили, подлежащие техническому обслуживанию1, дежурный механик выписывает листок учета, являющийся первичным документом учета технического обслуживания и ремонта автомобиля.
В зависимости от требуемого вида обслуживания или ремонта в соответствующей графе листка ставят штамп ТО-1 или ТО-2 и в разделе «заявка» указывают ремонтные работы. При этом жетон осматриваемого автомобиля, снятый с табло, кладут в ячейку ТО-1 или ТО-2, а листок учета передают диспетчеру. После этого автомобиль направляется в зону хранения или непосредственно в зону технического обслуживания.
Автомобили, требующие только технического обслуживания, диспетчер направляет на уборочно-моечные посты, затем водитель-перегонщик устанавливает их на посты технического обслуживания. Если в листке учета указаны требуемые ремонтные работы, автомобиль сначала направляют в зону ремонта для устранения неисправностей, затем в зону обслуживания.
Ремонтные работы, выполненные на производственных участках, руководитель участка записывает на оборотной стороне листка. После выполнения всех работ и заполнения листка учета шофер-перегонщик ставит автомобиль на стоянку, а листки учета передает в диспетчерскую, откуда они с отметкой «ТО выполнено» передаются механику контрольного пункта.
Получив листок учета с отметкой о выполнении работ по ремонту агрегатов, обеспечивающих безопасность движения, дежурный механик проверяет их техническое состояние, после чего подписывает путевой лист и передает жетон в диспетчерскую.
Во всех других случаях жетон и подписанный путевой лист передаются прямо в диспетчерскую. Если на прибывшем с линии автомобиле осмотром или по заявке водителя определена необходимость в ремонте, то в листке учета записывают требуемые работы, а жетон кладут в ячейку «Текущий ремонт». Если ремонту подвергаются агрегаты и механизмы, обеспечивающие безопасность движения, жетон кладут в ячейку шкафа «Текущий ремонт с осмотром», а при отсутствии такого ремонта — в ячейку «Текущий ремонт без осмотра». Диспетчер производства, получив от дежурного механика листки учета на автомобили, требующие текущего ремонта, распределяет их по ячейкам производственных участков, что дает возможность регулировать поступление автомобилей в зону ремонта на соответствующие производственные участки.
По выполнении ремонта начальник, бригадир или ответственный исполнитель производственного участка записывает произведенные работы в соответствующем разделе листка учета, а при замене агрегата указывает номера снятого и поставленного агрегатов.
По окончании ремонта водитель-перегонщик устанавливает автомобиль в зону хранения, а листок учета передает диспетчеру производства, который подписывает его и направляет механику контрольного пункта.
Если жетон этого автомобиля находится в ячейке «Текущий ремонт без осмотра», дежурный механик передает его в диспетчерскую, где и подписывает путевой лист, если — в ячейке «Текущий ремонт с осмотром», передает в диспетчерскую лишь после осмотра автомобиля перед выпуском ого на линию.
При неисправности, обнаруженной на линии, водитель вызывает автомобиль технической помощи, дежурный механик контрольного пункта выписывает «листок учета» на ремонт автомо биля на линии, который передает водителю автомобиля техпомощи. После устранения неисправности водитель автомобиля техпомощи заполняет листок и передает дежурному механику контрольного пункта.
При возврате автомобиля с линии вследствие технической неисправности также заполняют «листок учета», который передают диспетчеру производства, а автомобиль направляют в зону ремонта. Одновременно жетон этого автомобиля перекладывают в ячейку «Текущий ремонт». После устранения неисправности, автомобиль выпускают на линию только по предъявлении «листка учета» дежурному механику, который проверяет устранение дефектов.
Все «листки учета» ежедневно по окончании выпуска автомобилей сдают из контрольного пункта технику’ по учету для обработки и хранения.
Содержание подобранных по каждому автомобилю листков учета характеризует изменение технического состояния автомобиля и выполненную работу по техническому обслуживанию и ремонту каждого агрегата и механизма автомобиля. Данные учета позволяют получить любые сведения для оперативного руководства и разработки мероприятий по совершенствованию производства технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Основным документом для анализа данных «листка учета» служит «лицевая карточка», в которой ведут учет технических обслуживании, ремонтов, простоев и пробега автомобиля. Эти данные позволяют произвести анализ изменения технического состояния автомобиля и сделать выводы для разработки мероприятий.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Организация производства технического обслуживания и ремонта автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы