На морском транспорте, как и в других отраслях промышленности, широкое .применение получили унифицированные методы организации ремонта оборудования, в основу которых положен планово-предупредительный принцип.
Сущность системы планово-предупредительного ремонта перегрузочных машин заключается в проведении профилактического обслуживания и различных видов плановых ремонтов через определенные периоды их работы. Система планово-предупредительного ремонта машин предупреждает прогрессирующий износ деталей и случайный выход их из строя, позволяет выполнять ремонтные работы в короткие сроки, создает необходимые условия для эффективного использования оборудования, повышения качества и сокращения стоимости ремонтных работ.
В основу организации ремонта перегрузочного оборудования морских портов положена система планово-предупредительного ремонта (ППР), при которой машины поступают в ремонт по плану, отработав установленное количество машиночасов или переработав установленный объем грузов в тоннах.
Система ППР представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий предупредительного характера, проводимых периодически в плановом порядке и направленных на поддержание машин в работоспособном состоянии и на максимальное удлинение срока службы отдельных деталей и узлов.
Ремонтные работы при системе ППР проводят в принудительно-плановом порядке и уточняют по фактическому износу деталей и узлов с расчетом обеспечения надежной и безаварийной работы перегрузочного оборудования до следующего очередного ремонта.
Система ППР позволяет осуществлять плановую подготовку к выводу машин из эксплуатации на ремонт.
Категории ремонта
Для всех портовых кранов и машин безрельсового транспорта (авто- и электропогрузчики, тягачи) предусматриваются три категории ремонтов: текущий (Т), средний (С) и капитальный (К).
Для портовых машин непрерывного транспорта установлены две категории ремонтов: текущий (Т) и капитальный (К).
Между очередными ремонтами для всех типов перегрузочных машин через определенные периоды их работы предусматривается проведение ряда профилактических обслуживании (ПО).
Текущий ремонт (Т) сопровождается частичной разоор-кой машин и ограничивается минимально необходимым объемом ремонта и восстановления быстроизнашивающихся деталей, выявляющихся при периодических освидетельствованиях и в период проведения самого ремонта.
Средний ремонт (С) сопровождается значительным объемом разборки машины с ревизией и дефектацией всех механизмов и силового оборудования. При среднем ремонте производится большой объем слесарных и электромонтажных работ по восстановлению, ремонту и замене отдельных деталей (без замены основных агрегатов и крупных узлов).
Капитальный ремонт (К), как правило, сопровождается полной разборкой машины и предусматривает проведение работ, связанных с заменой агрегатов и узлов или комплексным их ремонтом, демонтажем и заменой, или ремонтом крупных узлов металлоконструкций, комплексным восстановлением и ремонтом силового оборудования.
Приведенные объемы и характеры ремонтных работ по отдельным категориям ремонта (Т, С, К) даны условно, так как четких границ между ними не существует. На практике эти границы уточняются и определяются типовым составом ремонтных работ различных категорий ремонта, установленных для различных групп перегрузочного оборудования (кранов, безрельсового транспорта — погрузчиков, тягачей, транспортеров и силового оборудования). Типовой состав ремонтных работ по различным категориям ремонта приведен ниже, при рассмотрении соответствующего оборудования.
Ремонтные циклы
Период работы машины между двумя капитальными ремонтами называется ремонтным циклом. Для новых машин этот период исчисляется с момента ввода в эксплуатацию до первого капитального ремонта.
Период работы машины между двумя очередными ремонтами называется межремонтным периодом.
Порядок чередования всех видов ремонтов в ремонтном цикле (в период между двумя капитальными ремонтами) составляет структуру ремонтного цикла.
Для разных типов машин структуры ремонтного цикла различны и зависят от конструкции и назначения машины.
Положением о планово-предупредительном ремонте перегрузочных машин морских портов (в дальнейшем — Положение о ППР) для портовых перегрузочных машин установлены три структуры ремонтного цикла, схемы которых приведены на рис. 1.
Структура ремонтных циклов на рис. 1 ,а и 1,6 установлена для сложных перегрузочных машин и включает все три категории ремонта (текущий, средний и капитальный по схеме к—т—Т—С—Т—Т—К).
Структура ремонтного цикла на рис. 1 ,а — для всех типов кранов, плавучих перегружателей, специальных установок и машин. Структура ремонтного цикла на рис. 1,6 — для машин внутрипортового безрельсового транспорта (авто-и электропогрузчики, тягачи). Структура ремонтного цикла на рис. 1, в установлена для перегрузочных машин менее сложных — машин непрерывного транспорта и других и включает только две категории ремонта (текущий и капитальный по схеме К—Т—Т—К).
Рис. 1. Структура ремонтного цикла:
а — для кранов, плавучих перегружателей, специальных установок и машин; б — для машин внутрипортового безрельсового транспорта (погрузчики, тягачи); в — для машин непрерывного транспорта
В структуре ремонтного цикла для кранов в каждом межремонтном периоде предусмотрено проведение шести профилактических обслуживаний.
Структура ремонтного цикла для внутрипортового безрельсового транспорта, в отличие от структуры ремонтного цикла для кранов, предусматривает проведение в межремонтном периоде пяти профилактических обслуживаний.
Структура ремонтного цикла для машин непрерывного транспорта в межремонтном периоде предусматривает проведение четырех профилактических обслуживаний.
Для перегрузочных машин других типов выбор одной из структур ремонтного цикла производится портами в зависимости от сложности машин.
Индексы категориям капитального и среднего ремонта указываются в порядковом исчислении с момента перевода машины на ППР.
Индексы по текущему ремонту указываются в пределах каждого ремонтного цикла, как это указано на рис. 1, а, б и е.
Длительность межремонтного периода между ремонтами одной категории и ремонтного цикла в целом для портальных кранов исчисляется в тоннах перегружаемого груза; для других портовых кранов (железнодорожных, гусеничных, автомобильных) и плавучих кранов грузоподъемностью до 15 тс— в тоннах перегружаемого груза и машиночасах работы; для плавучих кранов грузоподъемностью свыше 15 тс— в машиночасах работы.
Примечания:
1. Для автомобильных погрузчиков, кроме профилактического обслуживания, устанавливается еженедельное обслуживание с выводом из эксплуатации на одну смену, которое, как правило, рекомендуется проводить в дневную смену.
2. Аккумуляторы рассматриваются как сменный агрегат и ремонтируются независимо от обслуживаемых ими машин.
3. Профилактическое обслуживание машин с приводом от аккумуляторов, не имеющих гидравлических систем, производится;
а) новых —через 500 ч работы;
б) после капитального ремонта — через 400 ч.
Межремонтные нормы для кранов составлены для всех категорий ремонтов (включая и ПО), а также в зависимости от вида перегружаемого груза (штучные, навалочные, лесные).
Методы ремонта
В зависимости от навигационных условий работы морских портов и технического состояния перегрузочных машин применяются три основных метода ремонта: единовременно в полном объеме (общий), узловой (агрегатный) и смешанный.
Ремонт единовременно в полном объеме (общий ремонт) характеризуется тем, что все детали машин ремонтируются одновременно в полном объеме, предусмотренном ремонтной ведомостью, в соответствии с номенклатурой данной категории ремонта. Для этого метода ремонта, в связи со значительным объемом разборки машины и пригоночных работ, а следовательно, и относительной длительностью ремонтных работ, требуется вывод машины из эксплуатации.
Метод ремонта единовременно в полном объеме применяется в портах с навигационным режимом работы или когда по количеству машин или по их загрузке имеется возможность выводить машины из эксплуатации последовательно или одновременно на длительные сроки.
Примечание. Профилактическое обслуживание транспортеров производится в зависимости от условий работы, но не реже одного раза в квартал.
Узловой (агрегатный) ремонт предусматривает производство ремонтных работ так, что одновременно восстанавливаются все связанные между собой детали одного из узлов машины с расчетом, чтобы при последующем ремонте машины этот узел не ремонтировался, т. е. путем разновременного ремонта или смены отдельных узлов (агрегатов). Узловой (агрегатный) ремонт предполагает перенос основных ремонтных работ на вне-ремонтный период, для чего детали узла (агрегаты), подлежащие замене, изготовляются заранее, по возможности до начала ремонта. Этот метод ремонта применяется главным образом для машин, у которых замена отдельных узлов или агрегатов не нарушает качества машины в целом и не вызывает необходимости производства общей проверки машины.
Метод узлового (агрегатного) ремонта позволяет вместо замены отдельных деталей производить замену целых агрегатов, для чего в портах должен быть оборотный фонд агрегатов и узлов. Замена сменных узлов и агрегатов резко сокращает сроки ремонта и сводит к минимуму объем работ, производимых непосредственно на машине.
Метод агрегатного ремонта обеспечивает скоростной и качественный ремонт перегрузочных машин, который в большинстве случаев может быть выполнен без вывода машины из эксплуатации, во время перерывов в работе. Этот метод ремонта находит широкое применение и развитие в условиях крупных морских портов С круглогодовым режимом работы при наличии однотипного перегрузочного оборудования или портов, имеющих большое количество однотипных агрегатов (двигателей внутреннего сгорания, котлов, электродвигателей, тележек крановых, механизмов поворота и передвижения, приборов управления).
Смешанный метод ремонта предусматривает одновременно с проведением общего ремонта машины в объеме ремонта данной категории ремонт отдельных ее узлов или агрегатов в объеме следующей высшей категории по узловому (агрегатному) методу ремонта.
Смешанный метод ремонта обычно применяется в портах с. навигационным режимом работы.
Порядок производства ремонта и надзора
В портах с навигационным режимом работы текущий, средний и капитальный ремонты, как правило, должны выполняться во вненавигационный (зимний) период. Ремонтные работы, которые не могут быть отложены до зимнего периода, выполняются при очередном профилактическом обслуживании.
В портах с круглогодичным режимом работы текущий, средний и капитальный ремонты выполняются в строгом соответствии с графиком ремонтного цикла при использовании для этой цели периодов проведения профилактического обслуживания в отсутствие грузовых работ. Если в портах с круглогодовым режимом работы периоды профилактического обслуживания и отсутствие загрузки у машины окажутся недостаточными для выполнения всего необходимого ремонта по узлам соответствующей категории ремонта, то машина обязательно выводится из эксплуатации.
При выполнении ремонтных работ в навигационный период длительность ремонта должна регламентироваться. В портах с круглогодовым режимом работы при выполнении ремонта высшей категории по узлам в различные сроки общая продолжительность ремонта кранов для данной категории не должна превышать времени в портах с навигационным периодом (по соответствующим категориям ремонта).
Ремонты для всех категорий перегрузочных машин проводятся в соответствии со структурой ремонтного цикла и выполняются на основании межремонтных норм и актов периодических осмотров. Объемы работ определяются фактической потребностью, исходя из технического состояния машин.
Примечание. Начальникам отделов механизации портов предоставляется право продолжительность нахождения машины в ремонте пересматривать в сторону снижения.
Ремонтные работы ведутся в соответствии с требованиями технических условий на ремонт, Правилами Госгортехнадзора и «Правилами технической эксплуатации перегрузочных машин морских портов». Требования технических условий на ремонт деталей и узлов портовых перегрузочных машин приводятся в приложении 3 к «Положению о ППР перегрузочных машин морских портов».
Ремонт перегрузочных машин средствами порта осуществляется ремонтными бригадами, которые комплектуются:
— при работе постоянными комплексными бригадами — из слесарей и электромонтеров ремонтных бригад, а также персонала технического обслуживания с привлечением портовых рабочих, имеющих соответствующие квалификации;
— при работе оперативными комплексными бригадами —из слесарей и электромонтеров ремонтных бригад и портовых крановщиков.
Длительность ремонта машин безрельсозого транспорта и транспортеров (при выполнении ремонтных работ в одну смену)
Примечания:
1. Длительность пребывания погрузчиков в капитальном ремонте устанавливается в зависимости от условий, в которых производится ремонт.
2. Длительность пребывания транспортеров в капитальном ремонте принимается по графе «С».
Планирование ремонта
Планирование ремонта перегрузочных машин ведется в разрезе одного года и имеет целью предварительно установить объемы и стоимости ремонтных работ, время пребывания в ремонте с календарным распределением, а также расход материалов и сменно-запасных частей, потребных для ремонта.
Годовой план-график ремонта перегрузочных машин на очередной планируемый год составляется портами по каждой перегрузочной машине (крану) или группам однотипных машин, находящихся в одинаковом техническом состоянии, на основании структуры ремонтных циклов и межремонтных норм, приведенных на рис. 1 и в табл. 4, 5, 6 и 7, а также данных Средней плановой загрузки машин по грузопереработке и времени. Годовой план-график составляется отделом механизации порта по форме № 1 *.
По данным этого плана-графика порты составляют и представляют в пароходства заявки на финансирование и снабжение ремонта материалами, сменно-запасными частями, оборудованием и покупными изделиями.
В IV квартале года, предшествующего планируемому, по уточненным данным о за-грузке и техническом состоянии машин окончательно устанавливаются категории планируемых ремонтов и после соответствующей корректировки годовой план уточняется поквартально по форме № 2.
Объемы ремонтов и профилактического обслуживания планируются по «Нормативам трудоемкости профилактического обслуживания и ремонтов различных категорий» (приложение 4 к «Положению о ППР перегрузочных машин морских портов»).
Объемы ремонта перегрузочных машин, на которые нет нормативов трудоемкости, планируются по ремонтным ведомостям, составленным на основании данных (актов) периодических осмотров.
Потребность в сменно-запасных частях (СЗЧ) и в ремонтных материалах по всем видам ремонтов планируется по специально разработанным для этой цели нормам расхода СЗЧ и материалов (приложения 5 и 6 к «Положению о ППР перегрузочных машин морских портов»).
На основании утвержденного годового календарного плана-графика ремонта отдел механизации порта составляет планы-заявки расходов по ремонту перегрузочных машин с разбивкой по категориям ремонтов и по кварталам по форме № 3.
Годовые планы-заявки расходов по профилактическому обслуживанию, текущему и среднему ремонтам, а также титульные списки и сметы по капитальному ремонту перегрузочных машин и материальные заявки для них включаются в общепортовый проект плана и представляются в установленные сроки пароходствам (пароходства объединяют заявки портов и представляют их в установленные сроки Министерству морского флота).
Финансирование профилактического обслуживания, текущего и среднего ремонтов производится за счет сметы расходов портов на погрузочно-разгрузочные работы.
Капитальный ремонт перегрузочных машин производится за счет средств, отпускаемых на капитальный ремонт береговых сооружений и оборудования портов; капитальный ремонт плавучих перегрузочных машин — за счет средств капитального ремонта портового флота.
За счет средств, предназначенных на капитальный ремонт портовых перегрузочных машин, финансируются также работы по:
замене отдельных изношенных узлов машины; с целью повышения их технико-эксплуатационных показателей;
Разработке технической документации на сменно-запасные части перегрузочных машин и технических условий на производство их ремонта;
Разработке технической документации и выполнению реконструкций и модернизации отдельных узлов.
Техническая документация, учет и отчетность по ремонту
На проведение планово-предупредительных ремонтов (ППР) всех категорий предусматривается техническая документация — альбомы рабочих чертежей на сменно-запасные части и ремонтные ведомости. Разработка альбомов и ремонтных ведомостей производится специализированными проектно-конструкторскими организациями ММФ.
Ремонтная ведомость — основной технический документ, определяющий состав ремонтных работ, затрату рабочей силы, расход материалов и сменно-запасных частей, а также стоимость материалов и выполняемых работ.
Ремонтные ведомости для всех категорий планового ремонта разрабатываются по установленной форме № 4. Они составляются на каждую машину в объеме плановой категории ремонта и содержат наименование ремонтных операций по узлам машины в надлежащей технологической последовательности, трудоемкость каждой ремонтной операции в человеко-часах с выделением ручных и станочных работ по специальности и квалификации (разряд) и стоимость ремонтной операции. Калькуляция выполняется исполнителем ремонтных работ согласно своему тарифному поясу оплаты труда.
Стоимость СЗЧ и ремонтных материалов указывается в соответствии с действующим прейскурантом цен на промышленные изделия и материалы с учетом транспортных расходов.
К каждой ремонтной ведомости прилагается сводный перечень сменно-запасных частей, ремонтных материалов и оборудования.
При разработке ремонтной ведомости перегрузочных машин, а также во всех случаях определения категории ремонта, к которой должны быть отнесены те или иные работы, следует руководствоваться типовым составом ремонтных работ по различным категориям ремонта, приведенным в приложении 2 к «Положению о ППР перегрузочных машин морских портов».
После корректировки, по данным периодических освидетельствований, ремонтные ведомости подлежат обязательному уточнению в процессе ремонтной разборки машины.
Учет движения сменно-запасных частей и оборотного фонда узлов (агрегатов) машин ведется по карточкам учета по установленным формам № 5 и 6.
Надзор за ремонтом
Непосредственный надзор за сроками и качеством выполнения ремонтных работ перегрузочных машин в портах ведется лицами, осуществляющими технический надзор за машинами (групповые и старшие инженеры-механики).
Перегрузочная машина по окончании ремонта (текущего, среднего, капитального) может быть допущена к работе только после ее приемки комиссией под председательством представителя отдела механизации порта. По окончании капитального ремонта машин, подлежащих регистрации в инспекциях Регистра СССР, разрешение на пуск в работу выдается в каждом отдельном случае инспектором Регистра СССР после проведения внеочередного технического освидетельствования машины. Приемка машины, вышедшей из ремонта, сопровождается испытаниями в работе и оформляется актом по установленной форме. За правильную организацию ремонта перегрузочного оборудования в морских портах ответственность несут главные инженеры и начальники отделов механизации портов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Организация ремонта подъемно-транспортных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы