На рис. 1 представлена схема производственного процесса авто-фанспортного предприятия, на которой показан путь следования автомобилей через соответствующие призводственные участки. При возвращении с линии автомобиль подвергают контролю и приемке, ‘фи которых проверяют комплектность и внешнее состояние автомобиля, фиксируют отказы и неисправности, при необходимости составляют акт о повреждении.
После ежедневного обслуживания, включающего внешний уход и заправку, автомобиль направляют на линию или в зоны хранения технического обслуживания и ремонта. Поскольку автомобили прибывают с линии в течение относительно короткого времени, то большая их часть после приемки идет в зону хранения, а оттуда в порядке очереди в зону ЁО и далее в соответствии с планом-графиком на посты ТО и текущего ремонта.
В технологическом процессе технического обслуживания и текущего ремонта предусматривается общая или поэлементная диагностика автомобиля. При общей диагностике определяют техническое состояние агрегатов и узлов, преимущественно обеспечивающих безопасность движения, и пригодность автомобиля к дальнейшей эксплуатации («годен» или «негоден»). Ее выполняют перед ТО-1. При поэлементной (углубленной) диагностике определяют техническое состояние агрегатов и узлов автомобиля и уточняют потребность их в техническом обслуживании и ремонте. Поэлементную диагностику выполняют за 1—2 дня перед ТО-2.
В зависимости от программы работ техническое обслуживание выполняется тупиковым или поточным методом.
Поточный метод позволяет специализировать посты и рабочих, механизировать процессы, улучшить условия труда, повысить производительность труда и снизить себестоимость технического обслуживания. Недостатком поточной линии обслуживания является невозможность изменения объема, работ на каком-либо из постов.
На рис. 2 показана схема трехпостовой поточной линии ТО-1, оборудованной конвейером. В тамбурах предусмотрено два нерабочих поста, имеющих вентиляцию и отделенных от рабочих постов перегородками. Пост в начале линии в зимнее время может использоваться для подогрева автомобиля перед обслуживанием, а пост в конце линии — для выполнения доводочных и контрольных работ, связанных с пуском двигателя.
На посту № 1 выполняются работы по обслуживанию: систем смазки, охлаждения и питания (бригадир), системы электрооборудования (электрик-аккумуляторщик), рамы, подвески, колес и шин (два слесаря), рулевого управления и переднего моста (слесарь). На посту № 2 два слесаря обслуживают кузов, кабину и оперение, один — сцепление, карданную передачу и стояночный тормоз, один — тормозную систему. Пост № 3 предназначен для смазки и заправки автомобиля.
Поточные линии рекомендуется организовывать в тех автотранспортных предприятиях, которые имеют сменную программу, не менее: для ТО-1 — 12—15, для ТО-2 — 5—6 обслуживаний однотипных автомобилей.
Для выполнения ТО-2 на потоке могут использоваться линии ТО-1 с пополнением их оборудованием, необходимым для ТО-2, в частности подъемником для вывешивания автомобиля. Выполнение ТО-1 (Во вторую смену), ТО-2 (в первую смену) на одной и той же линии позволяет эффективнее использовать производственные площади и оборудование при меньших общехозяйственных расходах автотранспортного предприятия.
При ТО-2 выполняют также сопутствующие ему работы текущего ремонта, в основном незначительные по трудоемкости и технологически связанные с операциями обслуживания. Если при ТО-2 будут обнаружены неисправности, которые по трудоемкости невозможно устранить одновременно с выполнением данного обслуживания, автомобиль после прохождения всего комплекса работ ТО-2 поступает в зону текущего ремонта.
В процессе проведения ТО-2 возникает необходимость в снятии отдельных приборов, главным образом по системам питания и электрооборудования, для контроля и устранения неисправностей на специальных стендах. Эти работы выполняют в производственных цехах (участках).
Правильная организация технического обслуживания автомобилей предполагает:
— строгое соблюдение графика постановки автомобилей на техническое обслуживание и высококачественное выполнение всего объема работ и операций;
— приемку отделом технического контроля каждого автомобиля, прошедшего ТО-1, ТО-2 и текущий ремонт;
— проведение текущего ремонта автомобилей только на специальных производственных участках ;
— предъявление и сдача службе эксплуатации каждого автомобиля, вышедшего из ТО-1, ТО-2 и текущего ремонта.
—
Организация ЕО. ЕО обычно выполняют различные, не связанные друг с другом лица: оператор топливо-заправочного пункта мастер отдела технического контроля АТП, рабочие зоны мойки и водитель. На крупных передовых АТП водителя освобождают от выполнения всех или части операций ЕО.
Организация ТО-1 и ТО-2 на универсальных постах. На АТП, где небольшой списочный состав парка автомобилей не позволяет выполнять ТО на поточных линиях, его организуют на универсальных постах. Посты могут быть тупикового или проездного типа. Проездные посты позволяют сократить маневрирование подвижного состава и наиболее предпочтительны для автобусов сочлененного типа и автопоездов. Оборудование универсальных постов показано на рис. 1. На посту ТО-2 грузовых автомобилей оборудование для смазочных операций вынесено на отдельный специализированный пост или в зону ТО-1.
Организация ТО-1 и ТО-2 на поточных линиях. Эффективное использование поточных линий возможно на АТП, располагающих достаточным парком автомобилей. Поточная линия состоит из специализированных постов и рабочих мест, расположенных в технологической последовательности для ритмичного и непрерывного осуществления всего процесса технического обслуживания. Специализация постов позволяет повысить уровень механизации процессов ТО и производительность труда рабочих, сократить простои автомобилей и себестоимость работ, повысить пропускную способность зоны ТО и улучшить использование производственных площадей.
Наилучшая организация производства ТО-1 на поточной линии достигается при обслуживании автомобилей одной марки, хотя широко практикуется и обслуживание автомобилей разных марок, но одного типа (грузовых, легковых, автобусов).
Организовать выполнение на поточной линии ТО-2 сложнее, так как оно обычно совмещается с большим объемом ремонтных работ, достигающим 40—50% трудоемкости самого ТО-2. При проведении ТО-2 в него включают операции текущего ремонта малой трудоемкости (до 20 чел-мин) при общем их объеме, не превышающем 15—20% объема работ по ТО-2. К таким операциям относится, например, замена рулевых тяг, топливного насоса, тормозных колодок, карданного вала. Для поддержания ритмичности работы поточной линии при выполнении работ большой трудоемкости выделяют несколько свободных слесарей-ремонтников, не закрепленных за постами, и не полностью загруженного бригадира. Ремонтные работы, не включенные в перечень операций ТО-2, выполняют предварительно в специализированных по группам агрегатов зонах ремонта. Для уточнения объемов ремонтных работ перед ТО-2 проводят углубленную диагностику автомобилей.
Рис. 3. Типовые планы расстановки технологического оборудования универсальных постов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Организация технического обслуживания на автотранспортных предприятиях"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы