Поточно-конвейерный способ изготовления сборных конструкций и деталей, специализация предприятия на выпуск изделий узкой номенклатуры обусловили рост производительности труда.
Данные таблицы показывают, что по сравнению с 1958 г. объем производства сборного железобетона увеличился в 1962 г. на 48,8%, а выработка на одного рабочего в руб. — на 37,7%. В то же время средняя зарплата на одного рабочего выросла всего лишь на 11,1%.
По семилетнему плану завод должен в 1965 г. достигнуть уровня производительности труда 585 м3 на одного рабочего, или 170% к 1958 г. На 1962 г. этот уровень был установлен в 480 мг, что составляет 140,3%. Такая производительность труда была достигнута на заводе уже в 1960 г.
Росту производительности труда способствовало совершенствование организации труда и системы заработной платы.
Одной из прогрессивных форм организации труда является создание комплексных бригад.
В формовочных и бетонссмесительных цехах организованы комплексные бригады из машинистов, бетонщиков, отделочников, операторов и других рабочих, обслуживающих технологические линии. При этом эксплуатационники работают совместно с ремонтниками.
В основу организации труда в комплексных бригадах положено совмещение профессий и повышение квалификации рабочих.
Так, например, в бетоносмесительном цехе работают три сменные бригады. Рабочие этих бригад совмещают профессии дозировщика и оператора, транспортировщика и дозировщика, машиниста бетономешалки и дозировщика. В результате значительно повысилась производительность труда.
Организация комплексных бригад в этих цехах позволила значительно сократить численность рабочих, а также более продуктивно использовать рабочее время.
Оплата труда рабочих этих бригад прямая сдельная, т.е. по количеству выработанной продукции.
Освоение вторых и третьих профессий при повышении квалификации стало массовым явлением. На заводе проводится обучение рабочих вторым и третьим профессиям. Машинист формовочной машины обязан быть машинистом бетоноукладчика, машинистом привода и подъемника-снижателя. Рабочий, обслуживающий машины для натяжения и резки арматуры, должен быть одновременно машинистом кабины для чистки и смазки поддонов-вагонеток н строповщиком. Такое совмещение профессий было достигнуто не сразу: были проведены организационно-технические мероприятия, механизированы и автоматизированы трудоемкие процессы, совмещены пульты управления.
Механизация и автоматизация производственных процессов и управления сложным оборудованием обусловили повышение квалификации рабочих. Количество рабочих, имеющих V, VI и VII разряды, достигает 87,4%.
Цех, в котором изготавливают объемные элементы, состоит из четырех самостоятельных отделений: сборка-вязка каркасов, формование скорлуп, сборка объемных элементов, отделка объемных элементов. Такое расчленение производства позволило создать самостоятельные бригады на каждом участке. Вследствие экспериментального характера производства оплата труда в цехе повременно-премиальная, за выпуск изделий в срок и установленного качества выдается премия.
В настоящее время на участке сборки объемных элементов рабочие обучаются вторым профессиям, что является основой для создания комплексной бригады.
Основная профессия рабочих арматурного цеха — сварщик.
Рабочие, занятые заготовкой металла для сварки (машинисты станков С-150, С-338), а также изготовлением сеток, организованы в бригады, которые работают в две смены. Оплата труда бригады заготовщиком металла косвенная сдельная, с тонны металла, переработанного цехом.
На участке, изготавливающем арматуру для производства съемных элементов, установлена повременно-премиальная система оплаты труда с премией за выполнение задания.
В транспортно-сырьевом цехе четыре бригады. Бригада грузчиков, запятая разгрузкой железнодорожных вагонов, имеет прямую сдельную оплату труда с тонны разгруженных грузов по нормам, разработанным на заводе.
Вторая бригада состоит из операторов-машинистов и ремонтников (слесарей). В обязанности этой бригады входит выгрузка цемента из вагонов, подача материалов на склады, а также ремонт оборудования транспортно-сырьевого цеха. Всего в бригаде 20 человек, которые обеспечивают круглосуточную работу цеха. Оплата труда сдельная по показателям работы бетоносмесительного цеха. Премия выдается за выполнение и перевыполнение плана заводом при условии бесперебойной работы оборудования транспортно-сырьевого цеха.
В третьей бригаде совмещены профессии помощника машиниста, составителя поездов и стрелочника. Оплата их труда повременно-премиальная.
Четвертая бригада — бульдозеристы и автокрановщики. Оплата труда бульдозеристов сдельная по показателям работы бетоносмесительного цеха, автокрановщиков — повременно-премиальная.
Организация труда и заработной платы слесарей и электромонтеров определяется графиком планово-предупредительного ремонта.
На основе таких графиков в соответствии с количеством и загрузкой оборудования в цехе устанавливается численность и квалификация ремонтных рабочих. В цехах, насыщенных оборудованием, имеются дежурные механики, входящие в состав бригады слесарей и электромонтеров.
Оплата труда зависит от конечных результатов работы оборудования, за выполнение цехом плана выдается премия.
Изготовление новых деталей и узлов при среднем и капитальном ремонтах оборудования производится слесарями, электромонтерами и станочниками ремонтно-механического и электроцехов.
Оплата труда рабочих этих цехов прямая сдельная, т.е. зависит от количества и качества проделанной работы.
Электромонтеры, занятые обслуживанием и ремонтом высоковольтной подстанции сети освещения и фидеров, имеют повременную оплату труда; за безаварийную работу выдается премия.
На заводе, в порядке опыта, обслуживание и ремонт электрооборудования были вменены в обязанность электроцеху. Дежурные электромонтеры, которые теперь подчиняются начальнику электроцеха, объединены в три бригады, закрепленные за тремя сменами. Это дало возможность сократить численность дежурных электромонтеров и более полно использовать их рабочее время. Благодаря этому почти не бывает простоев технологического оборудования.
Оплата труда дежурных электромонтеров повременно-премиальная.
На заводе внедряется практика обязательного участия рабочих, обслуживающих агрегаты, в среднем и капитальном ремонтах, а осмотры и текущие ремонты в ряде случаев машинисты проводят сами без помощи слесарей.
Конвейерное производство со сложным комплексом машин и оборудования и организация планово-предупредительного ремонта потребовали создания четкой структуры службы главного механика завода, который руководит всеми ремонтными работами. Введение в штат ремонтной службы дежурных механиков и электриков обеспечивает круглосуточное наблюдение за состоянием оборудования. Труд рабочих паросилового цеха организован следующим образом. В цехе имеются три бригады: бригада кочегаров, бригада слесарей по обслуживанию и ремонту оборудования котельной, паропроводов, КИП, пропарочных камер и сантехнических сетей и бригада по обслуживанию и ремонту компрессорной станции.
Оплата труда в этих бригадах повременно-премиальная.
Когда бригада слесарей осуществляет средний или капитальный ремонт, оплата их труда производится по прямым сдельным расценкам. Перевод котельной завода на газовое топливо облегчил труд рабочих паросилового цеха и позволил высвободить несколько рабочих.
На заключительном производственном переделе в цехе комплектации готовой продукции оплата труда рабочих прямая сдельная; за выполнение плана выдается премия.
Для выявления правильных форм организации труда в бригадах и установления технически обоснованных норм выработки отдел труда и зарплаты периодически проводит хрономегражные наблюдения за отдельными производственными операциями и осуществляет целодневные фотографии рабочего дня.
При помощи фотографии рабочего дня разработан рациональный состав комплексных бригад в конвейерных, арматурном, транспортно-сырьевом и других цехах. Нормы времени и выработки устанавливаются с учетом применяемой технологии, режимов работы оборудования, механизмов, применяемых приспособлений, инструмента и производственного опыта рабочих. Все это позволяет из года в год повышать производительность труда, а также уменьшать долю заработной платы в себестоимости продукции.
Так, в 1962 г. удельный вес заработной платы в общей стоимости товарной продукции снизился почти в два раза по сравнению с 1956 г.
Все цехи охвачены социалистическим соревнованием. Ежемесячно на расширенном заседании завкома обсуждаются итоги работы цехов. Коллективы цехов ежемесячно анализируют свою работу на цеховых собраниях и принимают обязательства на новый месяц.
На заводе широко развернуто соревнование за звание коллектива коммунистического труда. Некоторым бригадам уже присвоено звание коллективов коммунистического труда. Завод в течение двух лет соревнуется с Ленинградским заводом имени 40-летие комсомола.
Создан методический кабинет передового опыта, в котором обобщены достижения передовых предприятий строительной индустрии.
Рост производительности труда на заводе обусловлен также правильной организацией труда и соответствующей расстановкой рабочих по производственным переделам с пооперационным разделением труда по всей технологической цепочке. В качестве примера расстановки рабочих на ведущих участках приводится состав комплексных бригад в бетоносмесительном цехе и на конвейере.
Режим работы завода определяется графиком и обеспечивает ритмичное чередование рабочего времени и отдыха рабочих.
В 1961 г. на заводе была ликвидирована третья ночная смена в субботу. В этот день бригады работают без перерыва пять часов, а один час отрабатывают в понедельник.
В минувшем году завод перешел на оплату труда по новым тарифным ставкам для рабочих промышленности строительных материалов. Ввод в действие новых тарифных условий сопровождался пересмотром действующих норм выработки. Новые нормы увеличены в среднем на 15,5%.
Па тех производственных участках, где невозможно точно учесть выполненную работу, рабочие переведены со сдельной на повременную оплату труда.
На повременную оплату труда переведены рабочие, занятые ремонтом оборудования.
Введение новых условий оплаты труда не потребовало увеличения фондов заработной платы, при этом удельный вес тарифа в заработной плате увеличился с 67,6 до 79,3%.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Организация труда и заработной платы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы